Праздник православного календаря в память христианского святого Николая Мирликийского, жившего в конце III – первой половине IV века в Римской провинции Ликия. История весеннего праздника в честь святого Николая (6 мая/23 апреля) связана с фактом перенесения мощей святителя из ликийской Миры в итальянский город Бари (май 1087 г.), которое, по церковному преданию, сопровождалось множеством чудес и исцелений страждущих.
Никола вешний – народное название праздника, установленного христианской церковью в память о святителе Николае, жившем в конце III – первой половине IV в. в столице ликийского царства – городе Мира (территория современной Турции). По преданиям, святой Николай, будучи в сане архиепископа, совершил множество добрых дел: помогал голодным и нищим, заступался за несправедливо осужденных, избавлял от гибели плавающих по водам, вызволял из неволи пленников. Сам он во время гонения на христиан был заточен в темницу, где много претерпел за веру.
Икона «Св. Николай Чудотворец». Фонды РЭМ
Энколпион (одна створа). Новгородская губерния, Кирилловский уезд. Русские. Фонды РЭМ
День памяти святителя Николая христианской церковью отмечается два раза в году; у православных, использующих юлианский календарь, праздники, посвященные этому святому, приходятся на 22 мая (Никола вешний) и 19 декабря (Никола зимний).
«У русского народа два Николы: Никола вешний с теплом, Никола зимний с морозом»
Если праздник Николы Вешнего в народе и не воспринимался как особо значимое событие, то сам образ святителя Николая традиционно почитаем, считалось, что Николаю Угоднику можно молиться «во всех нуждах» и всюду он выступал как «заступник и скорый помощник».
Николая Чудотворца почитали как святого покровителя домашнего скота, прежде всего, лошадей. В некоторых районах на севере и северо-западе России в Николин день впервые выгоняли коней в ночное, а пастухи, конюхи и табунщики справляли свой праздник.
«Никола зимний лошадь на двор загонит, весенний – откормит»
День Николы вешнего служил важной вехой аграрного календаря и обозначал середину срока посева яровых хлебов. В русских песнях и притчах говорится, что Николай Чудотворец ходит по домам, заглядывает в закрома и заботится о том, чтобы они были полны, способствуя богатому урожаю.
Экспозиция «Русские. Конец XIX – начало XX в.» Сцена «Сев».
Экспозиция «Русские. Конец XIX – начало XX в.» Сцена «Жатва».
Одним из древних обычаев русского народа является посвящение последних оставшихся на жнивье колосьев высшим силам; примечательно, что, например, в Орловской губернии такой обряд назывался «завязывать Николину бородку», его проведение представлено в обстановочной сцене экспозиции по этнографии русских.
Автор текста: Ботякова О.А.
Фотограф: Соловьева Н.М.