Аа
Посетителям Этнокалендарь Май ХЫДЫРЛЕЗ
0605/22

ХЫДЫРЛЕЗ

Хыдырлез – праздник крымских татар, который отмечатся в первую пятницу мая. Название праздника происходит от имен двух мусульманских святых проповедников  – Хыдыра и Ильяса.

Хыдырлез – праздник крымских татар, который отмечатся в первую пятницу месяца къуралай (мая). Название праздника происходит от имен двух мусульманских святых проповедников  – Хыдыра и Ильяса. Странствуя, они обходят землю и встречаются  в той точке земли мусульман, где уже пробудилась природа, прошел окот овец и наступило время пастухам отгонять скот вместе с молодняком на летние пастбища (яйлы). Хыдыр появляется с Востока, Ильяс – с Запада. Хыдыр одет в зеленые одежды, он защищает правоверных от злых духов, помогает тушить пожары, спасает от гибели на море. У Ильяса одежды голубые; он управляет громом и источниками воды, оберегает скот.

Кисеты. Крымские татары. Фонды РЭМ
Брошь. Кавказ. Коллекция Плюшкина М.Ф. 1914 г. Крымские татары. Фонды РЭМ

Перед праздником Хыдырлез женщины проводили тщательную уборку во всем доме, выпекали пироги с начинкой (кобете) и круглый хлеб (къалакай). Молодежь готовила костер, который накануне  Хырырлеза по окончании вечернего намаза разжигал самый уважаемый житель селения и сам же первый, следуя древней традиции очистительных обрядов, перепрыгивал через него. За ним следовали остальные мужчины, потом юноши и мальчики. После ухода мужчин через уже угасающее пламя костра перепрыгивали женщины – сначала пожилые, потом молодые и уже за ними девушки и девочки. Заливать костер запрещалось, его засыпали землей. Тем же вечером хозяйки выводили скот из хлева для его окуривания  дымом «от дурного глаза».

Утром в день праздника женщины, подоив корову и овец, обрызгивали молоком вход в хлев «для здоровья и благополучия скота». Также в Хыдырлез было принято сажать цветы и плодовые деревья, причем женщины сажали грушу, а мужчины яблоню.

Сам праздник проводили на природе, желательно у родника.  Празднику сопутствовали определенные ритуальные действия: девушки качались на качелях, женщины обсыпали друг друга зеленью и скатывались с горки. Хлебцы къалакай скатывали с горки и по тому, как упадет хлебец, гадали (падение лицевой стороной вверх сулило будущий хороший урожай). Мужчины во время праздника состязались в национальной борьбе куреш. Завершался праздник общим танцем хоран, при исполнении   которого танцующие образовывали круг.

После длительного перерыва, традиция празднования Хыдырлеза возродилась. Сам характер празднования во многом изменился: праздник стал включать в себя проведение фестивалей фольклорных  ансамблей, как крымско-татарских, так и других этносов полуострова, ярмарки изделий местных народных мастеров,  выставки блюд крымско-татарской кухни. Сохранились традиционные спортивные состязания (скачки, борьба куреш). 

Открывают праздник представители городских и республиканских властей, они же принимают участие в традиционном для Хыдырлеза гадании – скатывании с горки хлебца къалакая.  С 2011 г. Хыдырлез отмечается в Крыму на общереспубликанском уровне; центром его проведения стал культурно-развлекательный комплекс Шахерезада в Бахчисарайском районе.

Красочные национальные праздники, в том числе Хыдырлез, помогают привлекать в Крым отдыхающих, являются элементом этнического туризма, знакомят с традиционной культурой этого многонационального полуострова.

В Российском этнографическом музее хранится более 2000 экспонатов по этнографии крымских татар. Они дают представление о быте, национальном костюме, верованиях и обычаях этого народа. Ближе познакомиться с культурой крымских татар помогут онлайн-альбомы: Атрибуты свадебной обрядности народов Евразии Вышитые изделия крымских татар, Этнокультурное наследие народов России и Шелковый путь.

 

Автор текста: Сластникова Л.А.
Фотограф: Сластникова Л.А.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.