22/9 марта – день Сорока мучеников севастийских, установлен в память о воинах-христианах римского легиона, принявших мученическую смерть за веру на Севастийском озере в 320 г. н.э.; народное название Дня – «Сороки».
22/9 марта – день памяти Сорока мучеников севастийских. По церковному календарю дата отмечается в память о воинах-христианах римского легиона, принявших мученическую смерть за веру в 320 г. на Севастийском озере (территория современной Турции). А в народных обычаях этого Дня значительное место уделяется действиям, связанным со встречей весны.
В русской народной традиции сакральному числу сорок в этот день придается особое значение. «Сорок мучеников – сорок утренников», говорили крестьяне. По старинной примете, если после «Сороков» все сорок морозных утренников пройдут подряд, лето будет урожайным на хлеб. Считалось, что именно с этого времени, «когда сорока начинает вить гнездо и кладет в него сорок палочек, а с юга возвращаются в родные края сорок разных пташек», и наступает весна. Более ранний прилет птиц считался как бы еще «ненастоящим»: март – месяц капризный, то плачет капелью, а то «морозом на нос садится». Неслучайно первые обманчивые весенние оттепели вошли в поговорку: «Раненько март веснянку затягивает».
Муляж печенья «жаворонки». Русские, г. Тверь. 1904 г. Фонды РЭМ
Муляж печенья «жаворонок». Русские, 1910 г. Фонды РЭМ
По обычаю, известному у русских и других восточнославянских народов, к празднику «Сороки» было принято печь из пресного текста, пшеничного или ржаного, птичек – «куликов», «жаворонков», «птушек», «чувилек» (в подражание пению птиц – «чувиль-виль-виль»); глаза птичкам делали из изюминок, орехов, сушеной черники или других ягод. Форма «птушек» могла быть различной, смотря по вкусу и умению хозяйки, но считалось важным подчеркнуть расправленные крылья – птички всегда изображались летящими.
Фрагмент экспозиции «Русские. Конец XIX – начало XX в.»
Выпечные фигурки птичек давали на забаву детям. Целый день ребятишки играли со своими «куликами» и «жаворонками»: забирались с ними на крыши сараев, заборы, пригорки и деревья, подбрасывали вверх, бегали по деревне, привязав печенье веревкой к длинному шесту, изображая прилет настоящих птиц.
Игра сопровождалась пением веснянок, имевших некогда явно заклинательный характер:
Летел кулик из-за моря
Принес кулик девять замков.
– Кулик, кулик, замыкай зиму,
Замыкай зиму, отпирай весну –
Теплое лето.
Жавороночки, прилетите к нам,
Тепло летечко принесите нам,
Зима надоела, весь хлеб поела!
По окончании праздника печенье полагалось съесть, но несколько «птушек» оставляли как залог здоровья благополучия и затем использовали в различных обрядах. См. «Материалы по этнографии».
Автор текста: Ботякова О.А.
Фотограф: Осадчая Е.О