Новруз (Навруз, Науруз – от иранск. «новый день»; тюркск. Новруз байрамы – праздник Новруз) – праздник Нового Года в Иране и Афганистане, важная календарная дата в жизни многих народов мусульманского Востока. Начало праздника приурочено к 21 марта – дню весеннего равноденствия, оживления природы после зимнего затишья, начала хозяйственного года земледельцев и скотоводов.
21–24 марта. Новруз (Навруз, Науруз – от иранск. «новый день»; тюркск. Новруз байрамы – «праздник Новруз») – праздник Нового Года в Иране и Афганистане, важная календарная дата в жизни многих народов мусульманского Востока. В Азербайджане, Албании, Казахстане, Киргизии, Македонии, Таджикистане, Туркменистане, Турции, Узбекистане Новруз является государственным праздником. Как республиканский праздник Новруз отмечается в таких субъектах Российской Федерации как Татарстан и Башкортостан; в Крыму, Дагестане, на Северном Кавказе празднование Новруза является культурной традицией у отдельных народов или этнических групп. 30 сентября 2009 года Новруз был включён ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, а 19 февраля 2010 г. на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 21 марта объявлено Международным днем Новруз.
Происхождение Новруза связано с древней традицией земледельческих народов Переднего и Среднего Востока отмечать начало года весной, когда происходит символическая победа света над тьмой. Показательно, что в иранских языках слово руз может означать не только день, но и свет. Суть обрядов праздника состоит в обеспечении перехода от «старого» времени к «новому», в ритуальном очищении дома и достижении благополучия в новом году.
В разных традициях сценарий Новруза имеет много общего, но имеются и местные особенности. В Азербайджане, например, подготовка к празднику начиналась за месяц. В каждую среду месяца почиталась одна из четырех стихий. В первую неделю, как верили, происходило обновление воды – люди ходили к источнику и окропляли друг друга водой. На второй неделе происходило очищение огня – в домах зажигали свечи по числу членов семьи, а вечером прыгали через костер. В третью неделю отмечали обновление земли. А в среду четвертой недели, посвященной воздуху и растениям, когда ветром раскрывались почки деревьев, считалось, и наступает весна. В этот день начинали уборку дома, обязательно стирали одежду, занимались гаданиями. Накануне праздника важно было получить благословение родителей, раздать или простить долги, закончить ссоры примирением.
Керамическая тарелка. Узбеки, XIX в. Фонды РЭМ
В оазисах Средней Азии при подготовке к Новрузу обязательно покупали новую глиняную посуду. Особым спросом пользовались блюда ляган для плова, которые в каждом центре своего производства отличались рисунком, цветом росписи и качеством глазури. Детям покупали глиняные свистульки, имевшие облик птицы, коня, но чаще – фантастического змееподобного существа, некогда связанного с обрядами плодородия. По народным представлениям, пронзительные звуки свистулек помогали изгнать «старое» время. Дети, как воплощение обновленного мира, были непременными участниками праздничных обрядов.
Глиняные свистульки. Таджики. Фонды РЭМ
Повсеместно за неделю до праздника начинали проращивать зерна пшеницы – ростки сабзе являются одним из семи обязательных символических блюд праздничного стола («Хафт син»), название которых должно начинаться с буквы «син» – 15-ой буквы иранского алфавита. Накануне праздника из трехдневных перемолотых ростков в течение суток варят кашу сумаляк, которая также входит в «Хавт син». Сумаляк – своеобразный символ Новруза, соседи готовят его вскладчину в знак единения общества. Остальные пять компонентов – это сиб (яблоко), сумах (ягоды Rhus coriaria L.), сирке (уксус), сир (чеснок), сенджед (маслины). Кроме этого на стол ставится зеркало, свеча и крашеное яйцо.
Домашняя трапеза является кульминацией праздника, а вслед за ней следуют взаимные гостевания и одаривание так называемой «праздничной долей» – соседям отсылается поднос с угощением, который также возвращается наполненным. Друг друга приветствуют словами: «Пусть ваш праздник Новруза будет счастливым!». Праздничный стол должен быть обильным, чтобы такой же была жизнь в наступающем году.
В настоящее время одной из важнейших составляющих Навруза является демонстрация традиционного наследия: участники торжеств надевают национальные костюмы, проходят дегустации блюд национальной кухни, песенные и танцевальные фестивали, мастер-классы по традиционным ремеслам, у кочевых в прошлом народов по этому случаю выставляются юрты.
Онлайн альбом «Глиняная игрушка в среднеазиатских коллекциях РЭМ»
Авторы текста: Попова Л.Ф. , Дмитриев В.А.