В России праздничное событие приходится на 1 марта (учредители – Московский Музей кошки и редакция журнала «Кот и Пёс», 2004 г.)
Среди неофициальных праздников с мировым резонансом значится Международный день кошек (8 августа), возникший по инициативе Международного фонда Animal Welfare в 2002 г. В России это праздничное событие приходится на 1 марта (учредители – Московский Музей кошки и редакция журнала «Кот и Пёс», 2004 г.)
Среди неофициальных праздников, имеющих мировой резонанс, значится Международный день кошек (8 августа), возникший по инициативе Международного фонда Animal Welfare в 2002 г. для привлечения внимания к вопросам защиты животных. Выставки кошек, которые устраиваются по этому случаю, обычно имеют благотворительный характер, посетители могут взять себе бездомных животных или оказать иную посильную помощь. Кроме этой даты, в разных странах (Японии, Великобритании, Италии, Польше, Бельгии, США) отмечают свой День кошек; в России праздник в честь братьев наших меньших приходится на 1 марта (учредители – Московский Музей кошки и редакция журнала «Кот и Пёс», 2004 г.)
Персидская металлическая статуэтка «Кошка», конец XIX в. Фонды РЭМ.
К музейной жизни коты и кошки имеют самое непосредственное отношение; достаточно вспомнить, например, традиции Государственного Эрмитажа, где эти маленькие хищники обитают со времен постройки Зимнего дворца. Кроме того, графические, живописные, резные и иные изображения котов и кошек, а также других представителей семейства кошачьих, в качестве элемента декора присутствуют на различных произведениях искусства и предметах декоративно-прикладного творчества, либо же в виде скульптур они сами по себе являются культурными артефактами.
На экспозиции Российского этнографического музея изображения котов можно видеть, в частности, на печных изразцах в зале «Русский традиционный костюм». Расписанные в жанре лубка они переносят нас в одну из вологодских мастерских второй половины XVIII в., где местный гончар, имя которого история не сохранила, порой в простых, порой в замысловатых сюжетах запечатлел думы и чаяния, фантазии и юмор людей своего времени.
Надписи на изразцах: «Пташка поет, а кот не глядит»; «Кота при себе держу, никуда не пущу».
Иллюстрация «Кот Казанский» (XVIII в.).
В отделе книжного фонда музея хранится коллекция лубочных картинок, среди которых тоже есть изображение кота, а точнее, Кота Казанского – героя популярных лубков «Мыши кота погребают» (XVII в.), а также книжная иллюстрация «Кот Казанский» (XVIII в.). В текстах, сопровождающих оба изображения и составляющих с ними единое целое, «Кот брысь, он же Алабрыс» наделён титулом «Кот казанской, ум астраханской, разум сибирской…». По преданиям, в Средние века в Казани была распространена порода котов-мышеловов – крупных и сильных, с круглой головой, широкой мордой, выпуклым лбом, крепкой широкой шеей и коротким хвостом. К XVIII веку слава о них дошла до Петербурга, и по приказу императрицы Елизаветы Петровны тридцать лучших представителей породы были доставлены в Зимний дворец.
Образ кошки (кота) в отечественной традиции не наделяется каким-либо сакральным смыслом, однако это животное всегда являлось символом уюта, привычного, обжитого дома, не зря среди пословиц, собранных В.И. Далем, есть такая: «Баба да кошка в избе, мужик да собака на дворе». При вселении в новую избу всегда старались пустить впереди себя кошку для будущей счастливой и долгой жизни, при этом считалось, что кошка трехцветной масти предохранит дом от пожара. В народе верили также, что кошке дано предвидеть будущее, например, если она, сидя мордочкой к входной двери, «умывается» (трет мордочку лапами), хозяевам следовало ожидать гостей.
Автор текста: Ботякова О.А., Иванова С.И.
Фотографы: Волкова О.В., Осадчая Е.О