Один из наиболее почитаемых праздников христианского календаря, когда церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов на горе Синай на пятидесятый день от воскресения Христова и чествует Святую Троицу.
Один из наиболее почитаемых праздников христианского календаря, когда церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов на горе Синай на пятидесятый день от воскресения Христова и чествует Святую Троицу. Учение о Святой Троице, одно из основных положений христианской веры, говорит, что Бог един по своей сущности, но существует в трёх нераздельных ипостасях: Бога Отца – безначального первоначала, Бога Сына – в образе явившегося к людям Иисуса Христа, совершенного богочеловека, и Бога Святого Духа – животворящего начала. В православной традиции культ Троицы стал чрезвычайно популярным в XIV-XV веках и был связан с деятельностью наиболее почитаемого святого Сергия Радонежского.
По значимости и торжественности празднования Троица уступала только Пасхе. В народной традиции она входит в праздничный цикл, который начинается с Семика и завершается Духовым днём. Праздник связывали, прежде всего, с культом растительности, расцвет которой приходится на это время, а главным атрибутом троицких обрядов была берёза, символ женского начала и вечного обновления природы.
На Троицу обязательно украшались свежей зеленью православные храмы, дома и хозяйственные постройки, пол устилали душистыми травами, а на голову себе и нередко домашним животным надевали зелёные венки. Существовало поверье, что растения в Троицу обладают особой целительной силой.
Как и Семик, Троица считалась праздником девушек и молодых женщин, ещё не имеющих детей, с ним было связано множество девичьих / женских обрядов. На растущих берёзках празднично одетые девушки завивали ветви, переплетая их в виде венка друг с другом, а также с травой, цветами, лентами, вышитыми полотенцами, украшали и наряжали в девичий костюм. В других местах деревце срубали и носили по деревне, совершая с ним обходы вокруг засеянных полей, лугов, изб. Около берёзки девушки устраивали ритуальное кормление дерева, и кумились с берёзой, посвящали в свои тайны, умывались берёзовым соком. Берёза становилась центром народных гуляний.
Праздник непременно включал трапезу для девушек, которую проводили в складчину, где главными блюдами были печёные яйца, яичница и специальный каравай. Остатки каравая делили и раздавали по семьям, где были девушки на выданье, кусочки хранили и позже замешивали в свадебное печенье. Со временем выполнение девичьих ритуалов утратило столь большое значение, и праздник стал осмысляться как всеобщий.
Троица была своеобразной границей между весной и летом, когда завершались весенние сельскохозяйственные работы.