Праздник, учрежденный христианской церковью в память святых Константина и его матери Елены (3 июня/21 мая), живших в III – IV веках н.э. В народе этот праздник получил название Олёна-льняница, так как с этого дня крестьяне начинали посев льна и конопли.
Константин Великий был первым императором Римской империи (правил с 306 по 337 год), который прекратил религиозные преследования христиан, хотя сам он обратился в эту веру уже на смертном одре. Он направил в Иерусалим свою мать Елену для поиска Животворящего Креста и других религиозных святынь, связанных с земной жизнью Иисуса и Девы Марии. Христианская церковь высоко оценила заслуги матери и сына, провозгласив их после смерти святыми; в храмах, использующих восточный обряд, святые Константин и Елена почитаются в лике равноапостольных.
Уборка льна. Фрагмент экспозиции РЭМ
Трепало. Русские. Фонды РЭМ
Как это часто бывало, в народной интерпретации название церковного праздника, посвященного памяти святых Константина и Елены, приобрело иное звучание: Олена-льняница, Олена – длинные льны, Олена-ленича (ленница), Олена-леносейка. Причина в том, что в русском аграрном календаре он служил вехой для определения времени начала посева льна. «Посеешь лен на Олену – будут длинные льны», говорили крестьяне. Если весна случалась затяжной и холодной, то в этот день следовало хотя бы «положить начало» – бросить в землю символическую горсть семян.
Длинные льны – Еленины косы. Для того, чтобы лен уродился долгим, т.е. с высокими стеблями, волокнистая часть которых при прядении скручивается в более качественную нить, совершали особые обряды. Накануне сева хозяйки, прячась от посторонних глаз, запекали в печи по два яйца и укладывали их в мешки с льняными семенами. Прежде чем приступить к работе, мужчины, занимавшиеся севом, старались подбросить эти яйца как можно выше, после чего их тут же на льняном поле съедали, а собранную скорлупу потом добавляли в корм курам, чтобы лучше неслись.
Женская и девичья одежда. Русские. Орловская губ. Экспозиция РЭМ
Мужская одежда. Русские. Тульская губ. Экспозиция РЭМ
В день Олёны-льняницы девушки пели песни-заклинания о сеянии льна, призванные магическим путем повлиять на урожай:
«Посею я, младая, ленку
При дорожке, при толку:
Ты расти, расти ленок,
Тонок, долог и высок,
В земелюшку корешок,
Что вниз коренист,
А вверх семянист!»
На Олёну-льняницу в центральной полосе России также принято было сажать огурцы (Льны – Олене, огурцы – Константину), позднюю пшеницу, овёс и гречиху, а из текстильных культур – коноплю.
Лен и коноплю выращивали не только для собственных нужд. К концу XIX в. более половины мирового запаса составлял именно русский лен, а по производству конопли в то же время Россия занимала первое место в Европе. Готовая продукция (тонкие ткани для пошива белья и одежды, кружевные изделия, холщевые полотнища для парусов, веревки и корабельные канаты) через порты Петербурга и Архангельска переправлялись морским путем на европейские рынки.
Автор текста: Ботякова О.А.
Фотограф: Соловьева Н.М.