День этнографа – профессиональный праздник российских ученых-этнографов; отмечается неофициально с 1970-80-х годов по инициативе Р.Ф. Итса, видного советского этнографа, создателя и руководителя кафедры этнографии и антропологии исторического факультета ЛГУ, директора Ленинградской части Института этнографии АН СССР (с 1982 по 1990 г.)
17 июля – особый день для этнографов. С легкой руки легендарного ученого, советского этнографа, преподавателя и писателя Р. Ф. Итса, день рождения путешественника, исследователя океанических культур Н.Н. Миклухо-Маклая стал днем профессионального праздника не только для российских этнографов, но и для многих коллег из стран ближнего зарубежья.
Рудольф Фердинандович Итс
Символично, что этот праздник приходится на середину лета – время экспедиций, без которых невозможно представить себе этнографическую науку. Что значит быть этнографом? Это не только изучение «экзотических» (и не очень) культур народов земного шара; прежде всего, это стиль жизни, предполагающий особое восприятие оружающего мира, умение увидеть в обычном – необычное, в незнакомом – знакомое. В чем, например, причина того, что столь привычная, казалось бы, конструктивная деталь дома как окно, вызывает ужас в некоторых культурных традициях, вплоть до того, что его исключают из культурных практик? Или почему стол у европейцев обычно имеет четыре ножки, а не три, хотя наиболее устойчивое положение обеспечивают именно три точки опоры – такой стол мы можем встретить в центральноазиатском или балканском регионах? Не воспринимать повседневные вещи и понятия как само собой разумеющиеся, искать и находить ответы в реалиях бытия разных народов – это тоже этнография.
Николай Николаевич Миклухо-Маклай
Этнографы приоткрывают двери в другие культурные миры – далекие и близкие, внутренние и внешние, знакомые и не очень, чтобы понять, кто мы такие? Ведь по большему счету границы человека всегда определяют Другие.
Участники Верхневолжской этнологической
экспедиции на р. Мологе.
Стоит слева – Д.А. Золотарев, справа А.Л. Колобаев,
сидят в лодке: неизвестная сотрудница, З.П. Малиновская,
Е.Э. Бломквист, Н.И. Гринкова. 1922 г.
Полевая работа этнографа предполагает в первую очередь установление контактов, человеческое общение, беседы. Как ни в какой другой гуманитарной дисциплине в этнографии человеческие качества исследователя приобретают методологическое измерение. Каким бы эрудированным этнограф не был, какой бы изощренной методикой опроса не обладал, если он не вызовет симпатии и доверия у своих информантов, они никогда до конца не раскроются перед ним, общение приобретет формальный характер и, как следствие, полученные в ходе полевых исследований знания будут ущербны. Именно поэтому быть настоящим этнографом – значит, прежде всего, быть человеком, доброжелательно, с искренним интресом относиться к людям. Недаром название одной из книг Р.Ф. Итса «К людям ради людей» стало своего рода императивом для этнографов.
Колобаев А.Л.
Рисунок: лодка с багажом и 6 членами экспедиции. На багаже надпись: «Рыбинск. Экспедиция 1922 г.»
Д.А. Золотарев отталкивает лодку. На лодке надпись: «Шутка». Внизу листа: «Ух! Не шутка! 1922г.».
Картон, бумага, карандаш, акварель.
А в числе десяти заповедей профессии «этнограф», сформулированных еще в 1920-х гг. известными советскими этнографами Л.Я. Штернбергом и В.Г.Богоразом, есть такие:
«Будни этнографа».
Пустыня Гоби, Монголия, 2011 г.
В настоящее время день этнографа, не являясь официальным праздником, имеет некоторые уже сложившиеся традиции; среди них застолье с непременным произнесением тостов в честь Н.Н. Миклухо-Маклая и Р.Ф. Итса, а также ритуал «посвящения в профессию» тех, кто впервые участвует в этнографической экспедиции.
«В юрте отлично спится». Читинская обл., Агинский Бурятский автономный округ, Национальный парк Алханай. 2005 г.
«Жаркие будни». Ереван, 2019.
«В поле». Бабаево, Вологодской обл. 2013 г.
Автор текста: Баранов Д.А.
Полевые фото предоставили: Баранов Д.А., Королькова Л.В., Романова С.В., Гущян Л.С.