В современном календаре событий есть День Калевалы – праздник карело-финской культуры, который отмечается ежегодно 28 февраля. В День Калевалы в Финляндии и Карелии традиционно проходят различные мероприятия: возложение венка к памятнику Элиаса Лённрота в Хельсинки, костюмированное уличное шествие – «Калевальский карнавал», творческие выставки, театрализованные представления по сюжету эпоса, музыкальный и песенный марафон.
В современном календаре событий есть День Калевалы – праздник карело-финской культуры, который отмечается ежегодно 28 февраля. Именно эту дату известный финский исследователь фольклора Элиас Лённрот поставил рядом со своей подписью в предисловии к первой законченной рукописи «Калевалы» – «старой Калевале» (Vanha Kalevala, 1835 г.), содержащей 32 руны. Новая, классическая «Калевала», в которую вошло уже 50 рун, была впервые опубликована в 1849 г.; в настоящее время она переведена более чем на 40 языков народов мира.
Калевала – страна Калева, мифического первопредка. Старинные руны повествуют о деяниях его потомков: старого мудрого Вяйнямёйнена, создателя земли и моря, его брата – искусного кузнеца Ильмаринена и удалого охотника Лемминкяйнена. В основу сказаний положена история их сватовства к дочери хозяйки Похъелы (страны Севера) и похищение Сампо – чудесной мельницы, дарующей счастье. До Лённрота тысячи рун существовали раздельно и только в устной традиции, но в «Калевале» они оформились в единое эпическое повествование.
В Отделе книжного фонда Российского этнографического музея хранятся редкие издания «Калевалы». Одна из книг представляет собой второе, исправленное и дополненное, издание эпоса в переводе известного русского литературоведа и поэта Л.П. Бельского (1915 г.), опубликованное еще при его жизни.
Другая ценная книга музейного фонда – первое иллюстрированное издание эпоса (1933 г.), над оформлением которого работали четырнадцать художников ленинградского объединения «Мастера аналитического искусства» (Школа Павла Филонова): М. Цыбасов, А.Порет, Т. Глебова, С. Закликовская и др.
Интересны также литографии, изданные в Финляндии (1910 г.), с детальной прорисовкой домашней утвари, оружия и охотничьего снаряжения, а также различных сюжетов, в которых действуют герои Калевалы; к литографиям прилагаются сопроводительные тексты с описанием изображённых предметов.
На музейной экспозиции «Народы Северо-Запада России и Прибалтики. XVIII–XX в.» в сцене «Калевала» представлен образ карельского рунопевца с кантеле – струнным музыкальным инструментом финнов и карел. Здесь же, среди подлинных фотографий из фототеки музея, можно видеть снимок известной ижорской сказительницы Ларин Параске, со слов которой было записано более тысячи рун.
На фото:
Экспозиция музея «Народы Северо-Запада России и Прибалтики XVIII–XX вв.» (фрагмент).
Мавра Максимовна Хотеева, 78 лет − известная исполнительница рун Калевалы. Фототека РЭМ.
Авторы текста: Ботякова О.А., Иванова С.М.
Фотографы: Соловьева Н.М., Волкова О.В.