Аа
Посетителям Этнокалендарь Август ТРЕТИЙ СПАС (ОРЕХОВЫЙ, ХЛЕБНЫЙ,  ХОЛЩОВЫЙ)
2908/22

ТРЕТИЙ СПАС (ОРЕХОВЫЙ, ХЛЕБНЫЙ,  ХОЛЩОВЫЙ)

Третий Спас  – это церковный праздник в память  о перенесении в 944 г. в Константинополь Нерукотворного образа Спасителя (Спаса на полотне).

Спас – народное название христианского праздника, посвященного Иисусу Христу – Спасителю (Спасу); сложилась традиция празднования в августе трех Спасов: Медового (1/14 августа), Яблочного (6/19 августа) и Орехового  (16/29 августа).

  

«Спас Нерукотворный»
Икона. 2-я пол. 12 в. Новгород.
Третьяковская галерея (Москва).

Третий Спас (Ореховый, Хлебный, Холщевый) – народное название христианского праздника в память о перенесении в 944 г.  в Константинополь из месопотамской Эдессы (современный г. Шанлыурфа, Турция)  Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа. Согласно восточному, наиболее древнему, преданию о Нерукотворном образе (Мандилион, образ Спаса на плате), которое прослеживается с первой половины IV в., больной царь Эдессы Авгарь V Уккама, послал к Христу живописца Ананию с письмом, в котором просил исцелить его. Христос обещал прислать к царю одного из своих учеников. Ананий хотел изобразить лик Христа, но безуспешно. Тогда Господь умыл свое лицо и отер его убрусом (полотенцем), запечатлев на нем свой образ. Таким образом, согласно преданию, Мандилион стал первой в истории иконой. Другой тип изображения Нерукотворного Спаса – Керамидион представляет собой лик Христа на глиняной доске или черепице. В храмах Византии Мандилион и Керамидион обычно изображались в барабане купола храма, друг напротив друга.

    

Скатерть
Русские. Русский Север.
Конец ХIХ - начало ХХ веков.
Фонды РЭМ.

В русской традиции Третий Спас получил названия Орехового, так как к этому дню поспевали лесные орехи, Хлебного (Третий Спас хлеба припас; Хорошо, если Спас — на полотне, а хлебушко в гумне!) и Холщевого (Спас на холсте). Последнее название связано с тем, что на Третий Спас обычно проходили ярмарки, где торговали домашним текстилем. Первый Спас – на воде стоят; второй Спас – яблоки едят; третий Спас – на зелёных горах холсты продают.

  

На току в деревне Мосоловка
Русские.
Тамбовская губ., Кирсановский у., 1904 г.
Из фототеки РЭМ.

Большим праздником  Третий Спас не считался,  однако в церквах обязательно проходили  соответствующие событию молебны в благодарность Богу за хлеб насущный. Праздник  встречали хлебом и пирогами из муки нового урожая, яичницей, которая так и назвалась пожинальница, овсяной кашей с маслом и салом, медом, пивом, малиной. Ореховый (Хлебный, Холщевый) Спас в народной культуре известен и как Спожинки – к концу августа на большей части России жатва уже заканчивалась. Спожинки последний сноп дожинают у самых неторопливых хозяев. Обычаи  и обряды, связанные с окончанием жатвы, частью были приурочены также к празднику Успения Пресвятой Богородицы.

 

Скобкарь для пива
Русские. Европейская Россия, Ярославская губерния. XVIII в.
Фонды РЭМ.

  

Бочка для хранения пива
Русские. Европейский Север России, Архангельская область,
Ракуло-Кокшеньгское муниципальное образование,
дер. Лагмас.
1920-1930-е гг.
Фонды РЭМ.   

На Третий Спас, по народным приметам,  отлетают птицы, особенно ласточки и журавли. Ласточки отлетают три раза в три Спаса; Кто когда хочет, а журавль к Третьему Спасу отлетает; Если журавль отлетит к Третьему Спасу, то на Покров будет мороз, а нет – так зима будет позже.

 

Автор текста: Ботякова О.А.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.