Аа
Посетителям Этнокалендарь Август ПЕРВЫЙ СПАС (МЕДОВЫЙ, МОКРЫЙ)
1408/22

ПЕРВЫЙ СПАС (МЕДОВЫЙ, МОКРЫЙ)

Спас – народное название христианского праздника, посвященного Иисусу Христу – Спасителю (Спасу); со временем сложилась традиция празднования в августе трех Спасов: Медового (Мокрого), Яблочного и Орехового (Хлебного, Холщевого).

В Первый Спас (Медовый, Мокрый) Православная церковь чтит память трёх святынь: Животворящего Креста Господня, образа Спасителя и иконы Владимирской Божьей Матери.

  

Икона Спас Вседержитель
Русские, XIX век. Фонды РЭМ

Известный писатель и этнограф XIX в. С.В. Максимов об этом событии христианского календаря писал: «Праздник Преображения Господня (6 августа), известный в народе под именем «Спаса», повсюду считается праздником урожая и плодов земных. Но так как ко дню 6 августа далеко еще не все плоды поспевают (иные же поспевают ранее), то крестьяне из одного праздника сделали три и повсеместно празднуют первого Спаса (1 августа), второго (6 августа) и третьего Спаса (16 августа)». Даты празднования трех Спасов в цитате даны по старому стилю, в современном календаре они соответствуют 14 августа, 19 августа (Преображение Господне, Спас Яблочный) и 29 августа (Перенесение Нерукотворного Образа Спасителя, Спас Ореховый, Хлебный).

     

Икона «Владимирская Божия Матерь»
Русские. Ивановская область, г. Шуя. 2009 г. Фонды РЭМ

Первый Спас (14/1 августа) – Медовый.  По народным приметам, с этого дня пчелы перестают носить «медовую взятку», соты в ульях наполняются до отказа, и приходит время сбора меда. Приступая к "подрезанию" первых сот, пасечник, одетый по старинному обычаю  в чистую белую одежду, осенял себя крестным знамением  и, выбрав самый богатый по медовому запасу улей, брал из него часть, чтобы отнести в церковь на помин родителей. После освящения меда нового урожая его разрешалось использовать в пищу, при этом было принято угощать сирот и нищих  ("На Первый Спас и нищий медку попробует!"). За щедрость хозяину пчельника пели особую «медовую» песню с различными благопожеланиями:

Многие лета долгие годы!

Долго жить – Спаса не гневить,

Спаса не гневить, Божьих пчел водить,

Божьих пчел водить, ярый воск топить –

Богу на свечку, хозяину на прибыль,

Дому на приращенье,

Малым детушкам на утешенье.

   

Бортник за работой.
Белорусы. Из фонда РЭМ.

Разведение пчел считалось в народе занятием достойным уважения, поскольку крестьяне верили, что пчелы «доброго» человека не жалят и верно служат лишь тому, кто чист душой. Пчелу называли «божьей птицей» (в немалой степени потому, что из воска делали свечи) и почитали за трудолюбие – качество, особо ценимое в народе; убийство пчелы или разорение улья расценивалось как тяжкий грех. На основе меда  разных сортов – цветочного, липового, гречишного, хлебного – готовились различные блюда и напитки русской национальной кухни, например, блины с маком и медом, пряники, медовуха (хмельной напиток, получаемый путем медового брожения).

  

  

Молебен на р. Помоз в праздник “Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня (1/14 августа)”.
Коми-зыряне. Вологодская губ., Усть-Сысольский у., Помоздинская волость, с. Помоздин.
Экспедиция С.И. Сергеля. 1906 г.

Другое, менее известное, название Первого Спаса – Мокрый связано с традицией проведения крестных ходов и малого водосвятия на реках и озерах, купания для крепости и здоровья в освященной воде людей и домашних животных, освещения колодцев.

В Первый Спас начинается двухнедельный Успенский пост  – Спасовки (14  – 27 августа), предшествующий празднику Успение Пресвятой Богородицы, который православные отмечают 28 августа.

  

Пасека, русские . Фрагмент экспозиции.
Колодный улей, украинцы. Из фонда РЭМ.

  

Автор текста: Ботякова О.А.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.