31 августа – День памяти святых Флора и Лавра – раннехристианских мучеников (II в.), пострадавших за веру; в православной русской традиции святые братья-камнетесы считаются покровителями лошадей, что нашло отражение в иконографии.
В этот день лошадей освобождали от тяжелой работы, досыта кормили овсом, расчесывали им гривы и хвосты, вплетая в них ленты или кусочки ярких тканей. Во многих местностях совершалась «конная мольба»: лошадей сгоняли на поле у церкви и после молебна табун окропляли святой водой для защиты «от всякого лиха».
Чудо о Флоре и Лавре
Новгородская икона, конец XV века.
Согласно житийной литературе, святые братья-камнетесы Флор и Лавр были искусными мастерами. Правитель Иллирика (провинция Римской империи с центром в современной Хорватии) направил их на строительство языческого храма. Однако, будучи христианами, братья раздали плату бедным и начали проповедовать свою веру. В построенном храме они вместе с вновь обращенными христианами совершили молитву, а языческих идолов уничтожили. За это деяние все его участники были преданы мученической смерти на костре, а Флор и Лавр отосланы в Илллирик, где их бросили в колодец, засыпав его землей. Впоследствии их мощи были обретены нетленными и перенесены в Константинополь. По преданию, сразу после обретения мощей Флора и Лавра, в округе прекратился падежь скота, что впоследствии на Руси дало повод к почитанию святых братьев в качестве покровителей лошадей.
Христианские предания перешли в фольклор. Крестьяне Орловской губернии, например, рассказывали такую историю. «Оба брата, Флор и Лавр, жили тем, что ходили по деревням и рыли колодцы. Один раз работа их была столь неудачна, что обвалилась земля и похоронила обоих… Лужица, которая стала протекать из обвала, обнаружила чудодейственную силу: ходившая сюда чахлая лошаденка одного мужика начала добреть, причем не с овса… Тогда вздумали мужики рыть на этом месте колодезь и наткнулись там на Флора и Лавра: стоят оба брата, с железными лопатами в руках, целы и невредимы». (С.В.Максимов)
31 (18) августа – День памяти Флора и Лавра («лошадиный праздник) в русских селах и деревнях отмечался широко; у белорусов и украинцев он известен меньше. В этот день лошадей освобождали от тяжелой работы, досыта кормили овсом, расчесывали им гривы и хвосты, вплетая в них ленты или кусочки ярких тканей. Во многих местностях совершалась «конная мольба»: лошадей сгоняли на поле у церкви и после молебна табун окропляли святой водой для защиты «от всякого лиха». Умолил Фрола-Лавра – жди лошадям добра! Фрол и Лавёр до рабочей лошади добёр. В народе верили, что лошадь и сама может богу молиться, поэтому у крестьян черноземных губерний было в обычае вешать икону святых Флора и Лавра прямо в конюшне над яслями.
Особое отношение к лошадям в народной культуре связано с архаичностью образа, древними традициями его почитания, а также значением коня в обыденной жизни. Изображение коня запечатлено в формах и орнаментах старинной посуды и утвари, в вышивке рубах и полотенец, в резном убранстве бревенчатых изб. Крышу крестьянского сруба часто увенчивали деревянной скульптурой конской головы. «Конь на крыше – в избе тише».
Древний обычай почитания коня, ведущий начало от солярного культа, веками находил опору в реалиях обычной жизни: конь всегда был рядом с человеком – и в ратном бою, и в мирном труде. В деревне, бывало, работа коню круглый год: весной пахота, летом сеновоз, осенью наступала пора заготовки дров, зимой же, по санному пути, начинался извозный промысел. «Не пахарь, не кузнец, не плотник, первый на селе работник», – уважительно говорит о нем народная загадка.
Сильный, здоровый, ухоженный конь вполне заслуженно составлял гордость его владельца, однако, считали в народе, одними деньгами доброго коня не купишь, нужно, чтобы он еще и пришелся ко двору. Наших лошадок домовой любит, – говорили довольные хозяева про своих коней, которым, что называется, корм шел впрок.
С далекой поры до наших дней сохранилась вера, что лошадиная подкова приносит счастье, а выражение «быть на коне» означает славу и успех.
«Перед началом посевной»
Русские. Рязанская губ., 1914 г.
Из фототеки РЭМ
Автор текста: Ботякова О.А.
Фотограф: Волкова О.В.