В последнее воскресенье перед Пасхой на шестой неделе Великого поста православная церковь отмечает двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим.
В последнее воскресенье перед Пасхой на шестой неделе Великого поста православная церковь отмечает двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим. Согласно Евангелию, Иисус Христос со своими учениками направлялся в Иерусалим из Вифинии, где сотворил чудо воскресения Лазаря, и был восторженно встречен горожанами. Дорогу, по которой ехал Иисус, люди устилали своими одеждами и пальмовыми ветвями. В память об этом событии в христианских храмах в этот день принято освящать украшенные ветви деревьев.
В европейской христианской традиции основным атрибутом праздника вместо пальмовой ветви стала верба, которая и дала название празднику. Ветки вербы заготавливали накануне, в Лазареву субботу, украшали их бумажными цветами и лентами и освящали в церкви в тот же вечер или во время воскресной заутрени. Освящённой в храме вербе приписывали способность повышать урожай, для чего веточки крошили в семена или втыкали по углам поля. В народе верба ещё с языческих времён считалась магическим растением: ранее всех других расцветшее дерево через прикосновение с ним, по поверью, могло передать человеку здоровье, силу, красоту. В России существовал обычай в этот день слегка хлестать вербной веткой каждого из домочадцев, приговаривая: «Верба красна, бей до слёз, будь здоров!». Особенно доставалось молодожёнам и детям: «Как вербочка растёт, так и ты расти!». Считалось, что съеденные женщиной почки освящённой вербы могут излечить её от бесплодия. Овец тоже кормили почками, запечёнными в ритуальное печенье из ржаной муки — «барашки» в форме шариков, — чтобы «овечки водились». Веточки вербы хранили за иконой до Егорьего дня, когда ими выгоняли скот на первый выпас.
В вербное воскресенье разрешалось послабление поста. К празднику готовили различные рыбные блюда и пироги-рыбники, пекли гречневые блины, варили брагу.