Для Туркменистана, большую часть которого занимает пустыня, проблема накопления, сохранения и рационального использования живительной влаги всегда стояла очень остро. Поэтому у туркмен сформировалось особенное бережное отношение к воде, что нашло отражение в народной пословице “Suw damjasy – altyn dänesi” – «Капля воды – крупица золота».
С 1995 г. в Туркменистане в первое воскресение апреля отмечается День Воды, который является профессиональным праздником туркменских мелиораторов и работников водного хозяйства.
Колодец. Туркмены. Фото А.С. Морозовой 1962 г. Фотоархив РЭМ
Для Туркменистана, большую часть которого занимает пустыня, проблема накопления, сохранения и рационального использования живительной влаги всегда стояла очень остро. Поэтому у туркмен сформировалось особенное бережное отношение к воде, что нашло отражение в народной пословице “Suw damjasy – altyn dänesi” – «Капля воды – крупица золота». В прошлом, когда открывали каждую новую водную артерию, люди с воодушевлением, волнением и радостью приветствовали первую струю, произнося хвалу Творцу.
Занятие земледелием в условиях засушливого климата невозможно без искусственного орошения. Главными водными источниками являются реки Амударья, Теджен и Мургаб. От мощной Амударьи берёт начало крупнейшее гидротехническое сооружение страны – Каракумский канал («Каракумская река»), протяжённостью 1445 км, воды которого увеличивают количество орошаемых площадей.
В предгорьях огромное значение имели кяризы – искусственные шахты, соединённые под землёй каналами, с помощью которых водоносный слой внутри склонов выводился на поверхность.
Чигирь. Туркмены-теке. Закаспийская область. Фото С. М. Дудина 1900-1901 гг. Фотоархив РЭМ
В большинстве случаев воду на поля приходилось подавать при помощи чигиря – специального водоподъемного устройства в виде колеса, к ободу которого крепились глиняные сосуды, черпающие воду из водосборной ямы или водного источника и затем выливающие её в канал, ведущий к полю. Хотя производительность чигиря была невелика, приобретение его было мечтой всех земледельцев на Амударье. Тем, кто не мог позволить себе покупку чигиря, приходилось довольствоваться приспособлением нова: долбленым желобом из ствола тополя, один конец которого был закрыт, а другой открыт. Желоб с рычагом помещался между водоёмом и сухим арыком. Человек стоял по пояс в воде, ритмично погружая закрытый конец желоба в воду, а затем, поднимая рычаг вверх, выливал воду в ороситель. Нетрудно представить, насколько трудоёмким был такой процесс. Когда уровень воды в источниках понижался особенно сильно, воду приходилось носить в кожаных мешках на спине.
Вода была остро необходима не только посевам, но и домашнему скоту, количество которого у скотоводов-кочевников было велико. Водопои в пустыне устраивали около колодцев, глубина которых порой достигала 70 м и даже больше! Оголовки шахт колодцев были невысокими, почти вровень с землей; из глубоких колодцев воду поднимали с помощью тягловой силы ослов или верблюдов.
Фрагмент экспозиции РЭМ «Народы Средней Азии и Казахстана. Конец XIX – начало XX в.»
Мешок для воды. Туркмены-теке. Мервский оазис, конец XIX – начало XX в. Фонды РЭМ.
В Туркмении как области с засушливым климатом, особое внимание всегда уделялось обрядам, связанным с вызыванием дождя. Наиболее распространённые действия были обращены к покровителю дождя Буркут-Баба, которому жертвовали козла или барана. Чтобы разгневать Буркута и тот обрушился ливнем, бросали в воду закваску для теста, которую полагалось незаметно взять у сварливой женщины. Для вызова дождя дети ходили из дома в дом по аулу, распевая стихи, а хозяева дома должны были облить их водой и подать что-нибудь съестное. Собранное угощение складывали на крышу и съедали после того, как падали первые дождевые капли. Иногда со всего селения собирали по горсти муки и в миске выставляли на крышу: если начинался дождь, из этой муки пекли лепёшки и ели их.
В настоящее время в День Воды в областных центрах Туркменистана проходят театрализованные представления, концерты профессиональных и самодеятельных ансамблей, а работники «водных профессий» получают поздравления и награды.
Автор текста: Пономарева О.А.
Фотограф: Волкова О.В.