23 апреля католические и протестантские народы Северо-Запада России и Прибалтики отмечают день Святого Георгия – великомученика, одного из наиболее почитаемых святых во всем христианском мире.
23 апреля католические и протестантские народы Северо-Запада России и Прибалтики отмечают день Святого Георгия – великомученика, одного из наиболее почитаемых святых во всем христианском мире. Согласно каноническому житию, Святой Георгий родился в III в. в Каппадокии в семье знатных родителей, которые тайно исповедовали христианство. Юноша отличался красотой, мужеством и умом, он стал военным трибуном и любимцем императора Диоклетиана (Дациана, Дадьяна). Однако в 303 г. во время Великого гонения на христиан Георгий открыто признал себя христианином. Консул Магнеций и сам император пытались убедить юношу одуматься, но он остался крепок в своей вере, за что и принял мученическую смерть. Одно из самых известных чудес Святого Георгия – спасение дочери царя-язычника, которую по жребию отдали в жертву страшному змею (дракону), живущему в озере. Эта история легла в основу традиция изображения Святого Георгия в образе воина, сидящего верхом на коне и пронзающего змея копьем. Следуя ветхозаветной и апокалипсической традициям, змей в предании о св. Георгии воплощает собою змея-искусителя, т.е. вселенское зло. Образ змея также ассоциируется с язычеством, побежденным воином в доспехах истиной веры.
В народной культуре Святой Георгий является хранителем коней, покровителем земледелия и скотоводства. 23 апреля – это праздник пробуждения природы, день начала весенних земледельческих работ и первого выгона скота на пастбище. В Литве говорили, что в этот день Юргинес/Jurginěs (Св. Георгий) «отпирает землю» и проливает оживляющую росу, необходимую для роста трав. На Святого Георгия не рекомендовалось использовать лошадей в полевых работах, так как это был их праздник. Необходимо отметить, что скульптурный образ Святого Георгия-змееборца особо почитался в крестьянской культуре литовцев, его можно было увидеть как в небольших сельских костелах, так и в придорожных и деревенских часовенках – каплицах. Святой Георгий считается одним из небесных покровителей Литвы.
Деревянная скульптура Святого Георгия XIX век. Литовцы. Фонды РЭМ
Деревянная скульптура Святого Георгия XIX век. Литовцы. Фонды РЭМ
Пастухи на пастбище, играющие на трубах. Литовцы. Виленская губ., Шяуляйский у. Нач. XX в. Фотоархив РЭМ
В Латвии день Святого Георгия также был праздником пастухов, вечером они собирались на первый выгон. Пастбище для этого выбиралось заранее, в стороне от дорог, оно не должно было быть открытым. Пастухи совершали магические обряды: чтобы кони и домашняя скотина были сильными, в дупло дуба клали яйца; и готовили особое ритуальное блюдо – яичницу с салом.
Интересно, что в старину латыши в этот день почитали божество Усиньш/Ūsiņš – покровителя коней. Этот день считался у латышей «мужским». Рано утром мужчины (участие женщин строго запрещалось) выбирали петуха для заклания и обносили его вокруг коней со словами: «Усиньша/Ūsiņš заколол петуха!». Затем птицу закалывали, варили и съедали. Во время трапезы Усиньша/ Ūsiņš «зазывали» в дом как гостя. В качестве жертвоприношения ему готовили мясо, хлеб, варили пиво – эти дары оставляли в лесу на пне или в конюшне на сеновале. Если жертва оставалась нетронутой, это считалось плохим знаком.
Знак Усиня»/ Ūsiņa zǐme на вязаной перчатке. Латыши. Нач. XX в. Фонды РЭМ
Любопытно, что в латышской орнаменталистике существует определённый узор – «Знак Усиня»/ Ūsiņa zǐme – которым украшались преимущественно мужские вещи: рукавицы, перчатки, пояса.
Этот день знаменовал и начало полевых работ. В связи с этим латыши «выпускали» в поля дух плодородия – Юмис/Jumis, который, как они верили, обитал в «последнем снопе». Этот сноп осенью, во время праздника урожая, приносили в дом и вешали на стену, где он и висел всю зиму. На день Святого Георгия «последний сноп» выбрасывали в поле или сжигали. Схожая традиция бытовала и у других прибалтийских народов.
Автор текста: Докучаева М.А.