Главная: Материалы по этнографии: Средняя Азия и Казахстан
С занятиями населения и его социальной организацией тесно связаны типы поселений, которые в регионе были весьма многообразны: город шахр, пригородные селения (загородные кварталы), торговые селения на больших торговых путях, ремесленные селения, селения зоны орошаемого земледелия (1. компактные кишлаки; 2. кишлаки с хуторским расселением), кишлаки богарной зоны, селения горных таджиков, селения полукочевого населения, поселения и кочевья кочевников, сезонные поселения.
В языке казахов слова "жить" и "кочевать" синонимы, так как постоянное передвижение со стадами скота являлось не только образом жизни кочевника, но и основой его мировоззрения...
Каракалпаки , по большей части проживающие в низовьях реки Амударьи, имели много общих культурных черт со своими соседями-кочевниками - казахами , узбеками , ногайцами , башкирами . В то же время каракалпаки еще в начале ХХ века сохраняли ряд уникальных культурных явлений, восходящих к наиболее древнему пласту их этногенеза - кругу сако-массагетских племен, обитавших во второй половине 1 тыс. до н.э. - первых веках н.э. в Арало-Каспийском регионе.
Киргизы , населяющие горные массивы Тянь-Шаня и Восточного Памира, кочуют в вертикальном направлении - зимой в долинах, а летом в альпийских лугах высокогорья. Переносное сборное жилище - юрта идеально соответствует основному принципу кочевой жизни: "Все свое ношу с собой".
Костюм народов Средней Азии един в своей основе, причем для обоих полов и всех возрастов, что является весьма архаичной чертой культуры. В состав традиционного костюма входили рубаха, штаны, халат, обувь и головной убор. Последний в наибольшей степени содержал отличительные половозрастные и этнические признаки.
В регионе получили распространение две основных системы питания - оседлого и кочевого населения. Главное их отличие заключалось в различном удельном весе в рационе мясной, молочной, мучной и растительной пищи. У кочевников также ярче была выражена сезонность питания - весной и летом потреблялись молочные продукты, зимой - мясные.
В хозяйственном отношении к началу XX в. большая часть населения региона занималась земледелием, удельный вес которого в экономической системе увеличился за счет деятельности переселенцев-славян, а также в связи с кризисом кочевого скотоводства, ускорившем процесс оседания кочевников.
Средняя Азия является одним из центров мировой цивилизации, где еще в древности возникли государства с высоким уровнем развития культуры. Серединное положение региона между Дальним и Ближним Востоком, а также Восточной Европой обусловило его важную роль в международных отношениях и торговле, сделало Среднюю Азию местом встречи разных народов и культур. Так, по Средней Азии проходил важный отрезок Великого шелкового пути из Китая в Средиземноморье. Через Среднюю Азию и Казахстан перекатывались волны мощных миграций и полчищ завоевателей, что влияло на состав населения, формирование его языков, культуры.
Подсобным занятием в оазисах, особенно развитым в Ферганской долине, являлось шелководство, которое было известно населению Средней Азии еще в доарабское время. Шелк всегда являлся одним из символов Востока, олицетворением его роскоши и утонченности, маркером высокого социального статуса. Шелководство было исключительно женским занятием. По обычаю, доход, полученный от продажи коконов, поступал в личное распоряжение женщины. Размотка коконов требовала особой выучки и сноровки, поэтому была профессиональным занятием и находилась в руках мужчин-ремесленников тех городов и сел, которые являлись центрами шелкоткачества.
Социальные отношения на Востоке, в том числе и семейные, отличались большим консерватизмом. У оседлых народов Средней Азии традиционно существовала такая архаичная форма семьи, как большая семья, когда под одной крышей проживали три-четыре поколения кровных родственников: отец, его братья, женатые сыновья с детьми, а иногда и внуками. Долее всего, до начала XX в. такие семьи, насчитывавшие иногда до ста человек, сохранялись в Хорезме и в горном Таджикистане. Большая семья представляла собой общину со своими земельными угодьями, единой экономикой, когда все доходы поступали в "общий котел", а потребление пищи было совместным. Постепенно большая семья приобрела переходную форму неразделенной семьи, при которой братья отца проживали отдельно, а затем ускорился процесс выделения малых парных семей. Тем не менее, этнографы еще в середине XX в. фиксировали пережитки большесемейных отношений, когда отец считал личным оскорблением уход из семьи женатого сына.
Кустарное ткачество было известно всем народам Средней Азии, но в таджикской культуре оно занимало особое место. Еще в раннем средневековье высоко ценились хлопчатобумажные и шелковые узорные ткани, вырабатывавшиеся в оазисах Среднеазиатского междуречья.
Традиционное жилище ярче всего характеризует адаптацию населения к экологическим условиям своего существования. Так, особенности стационарного жилища земледельцев соотносятся с двумя культурными зонами - зоной гор и предгорий и зоной оазисов. В первую зону входят два района: а) Памир, Припамирье, Верхний Зеравшан, Нуратинские горы, юго-западные отроги Таласского Алатау - Угамский и Чаткальский хребты; б) предгорья Копетдага. В зоне оазисов выделяются три района: а) земледельческие районы междуречья рек Сырдарьи и Амударьи (Бухарская, Самаркандская, Ферганская группы); б) Хорезмский оазис и районы среднего течения Амударьи; в) южные районы Туркмении и частично юг Узбекистана.
Ворсовые туркменские ковры являются одним из наиболее известных за пределами Средней Азии феноменом кочевнической культуры. Это вполне закономерно, поскольку туркменские ковры самобытны, легко узнаваемы и представляют собой наиболее развитый вид художественного творчества народа.
Ковер был непременным спутником кочевника в праздники и в будни, в военных походах и в мирные дни. Сколь бы ни были ценимы ковры на Востоке, лишь туркмены сделали их не только важнейшей частью материальной и духовной культуры, но и ярким этническим символом.
Современные узбеки еще в начале XX в. не представляли собой единого народа. Они подразделялись на оседлых - жителей городов и земледельческих селений и скотоводов - кочевников или полукочевников, сохранявших деление на племена и роды. Первые называли себя по наименованию местности, где они проживали: ташкентцы, кокандцы, хивинцы и т. д., вторые - в соответствии с родоплеменной принадлежностью: кунградцы, локайцы, дурмены.
В 2015 г. в Узбекистане был задуман и начал реализовываться культурно-просветительный проект «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира» (автор – председатель правления Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана Фирдавс Абдухаликов, научный руководитель – археолог, академик АН РУз Э.В. Ртвеладзе). Цель проекта – выявление, изучение и публикация уникальных археологических письменных этнографических памятников, произведений изобразительного искусства, созданных в Узбекистане в разные исторические эпохи и хранящихся в настоящее время в музейных, архивных и частных коллекциях по всему миру. Проект беспрецедентный по своему масштабу. В него вовлечены десятки специалистов; используются материалы из собраний России, Германии, Англии, Турции, Испании, Индии, Чехии, Монголии, Японии, Франции. Как считают руководители проекта, его география будет расширяться до тех пор, пока не будут выявлены все хранилища, располагающие памятниками культуры Узбекистана. Результатом этой колоссальной работы стало издание книг-альбомов серии «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира», а также создание одноименных документальных фильмов. В настоящее время выпущено уже 35 альбомов и готовятся новые. Тексты опубликованы на русском, узбекском и английском языках, что дает возможность ознакомиться с содержанием альбомов как гражданам Узбекистана, так и самой широкой международной общественности. Таким образом, просветительные задачи, по замыслу создателей проекта, являющиеся ключевыми, нашли своё решение.
Побробнее с материалами проекта можно ознакомиться на сайте "Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира".
Российский этнографический музей одним из первых принял участие в проекте. В музейном собрании насчитывается более 20 тыс. памятников традиционно-бытовой культуры народов Узбекистана, приобретенных более чем за вековую историю его существования.
В 2017 г. в рамках проекта был издан альбом «Собрание Российского этнографического музея» (т. II; авторы: Т.Г. Емельяненко; и Е.Л. Кубель (раздел «Каракалпаки»), в котором представлены изображения 120 экспонатов XIX – начала ХХ в., – уникальные ювелирные изделия и оружие, вышивки и ковры, художественные ткани и керамика, предметы одежды, медночеканные изделия. Большинство из них принадлежит культуре узбеков, но также показаны артефакты других народов и этнических групп Узбекистана, которые внесли свой вклад в создание его культурного наследия – каракалпаков, бухарских евреев и среднеазиатских арабов.
В том же году вышел в свет другой альбом – «Вышивка и ковры Узбекистана в зарубежных собраниях» (т. IV), один из разделов которого посвящен этим видам узбекского народного творчества, хранящимся в РЭМ (автор раздела Т.Г. Емельяненко). Музей принял участие также в издании двух тематических альбомов, предоставив фотографии своих экспонатов: «Музыкальное наследие Узбекистана в собраниях Российской Федерации» (т. VI, 2018) и «Ковроткачество Узбекистана: традиция, сохраненная в веках» (т. XIV, 2019). В альбоме «Музыкальное наследие», кроме нескольких раритетных музыкальных инструментов и исторических документальных фотографий, впервые опубликован один из уникальных экспонатов музея – рукописный «Устав музыкантов» («Рисала-йи мехтарлик») на узбекском языке, которым в прошлом регулировались взаимоотношения и этические нормы поведения членов цеховой организации, объединявшей музыкантов и представителей народных зрелищных искусств.
В декабре 2020 г. на IV Международном конгрессе Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана, прошедшем в Ташкенте, состоялась презентация альбома «Узбекистан на исторических фотографиях XIX – начала XX в. в собраниях российских архивов» (т. XVIII), автором которого является ведущий научный сотрудник РЭМ доктор исторических наук Т.Г. Емельяненко. В альбоме представлено более 200 фотографий из собрания РЭМ и других архивов Санкт-Петербурга, на которых запечатлены архитектурные достопримечательности, портреты представителей власти узбекских ханств и простого населения, повседневная жизнь жителей разных районов Туркестанского края.
В подготовке иллюстративных материалов для альбомов приняли участие фотограф музея О. Ганичева и хранители фондов Е.И. Нератова, А.А. Гаджиева, И.А. Машукова, Ю.С. Смирнова.
Средняя Азия и Казахстан располагаются на обширной территории от Западно-Сибирской низменности на севере до Иранского нагорья на юге, от берегов Волги и Каспийского моря на западе и до Китая на востоке. Большую часть региона занимают степи и пустыни с жарким и сухим климатом, переходящие на юге и юго-востоке в горные массивы Памира, Тянь-Шаня и КопетДага. В долинах рек, крупнейшими из которых являются СырДарья и АмуДарья, а также в предгорных районах существуют оазисы с более мягким климатом.
Народы
Большинство населения Средней Азии и Казахстана говорит на языках тюркской группы алтайской языковой семьи - это казахи, каракалпаки, киргизы, уйгуры, узбеки, туркмены. К иранской группе (западная ветвь) индоевропейской языковой семьи относится язык таджиков, на котором говорят также среднеазиатские евреи, часть белуджей и среднеазиатских арабов. Языки припамирских таджиков принадлежат к восточной ветви иранской группы.
Хозяйство
Природные условия Средней Азии и Казахстана во многом определили особенности ведения хозяйства в этом регионе. В оазисах ведущим занятием было земледелие с искусственным орошением, в зоне степей и полупустынь - кочевое скотоводство, границы степей и оазисов освоили полуоседлые земледельцы-скотоводы.
К оседлым земледельцам принадлежали таджики, большинство узбеков и туркмен, уйгуры и дунгане. Кочевым скотоводством занимались казахи, киргизы, туркмены Каспийского побережья, часть узбеков. Комплексное хозяйство, в котором сочеталось земледелие с кочевым и отгонным скотоводством, вели в дельте АмуДарьи каракалпаки, узбеки и туркмены, а также часть киргизов.
Между оседлым и кочевым населением региона всегда существовали довольно тесные торговые связи, которые способствовали взаимопроникновению культур.
Природно-географические условия
Средняя Азия и Казахстан располагаются на обширной территории от Западно-Сибирской низменности на севере до Иранского нагорья на юге, от берегов Волги и Каспийского моря на западе и до Китая на востоке. Большую часть региона занимают степи и пустыни с жарким и сухим климатом, переходящие на юге и юго-востоке в горные массивы Памира, Тянь-Шаня и КопетДага. В долинах рек, крупнейшими из которых являются СырДарья и АмуДарья, а также в предгорных районах существуют оазисы с более мягким климатом.