Аа

Кавказ и Крым

Народы Кавказа и Крыма
Истоки многонациональности Кавказа: научные гипотезы

Кавказ является древней историко-культурной зоной, одновременно это своеобразная горная страна, занимающая место между Восточной Европой и Ближним и Средним Востоком

Северный Кавказ - зона древних контактов горцев с населением соседних территорий

Кавказ издавна являлся зоной военного и мирного контакта жителей его гор с населением соседних территорий, в результате чего выходцы из степей с севера или из нагорий юга также становились его народами.

Многоликий Дагестан

Восточнее Чечни начинается многонациональный Дагестан с его разнообразными природными условиями. В равнинной его части ближайшими соседями чеченцев являются кумыки, в горной – аварцы.

К истории формирования народов Закавказья

К югу от Кавказского хребта история развивалась в ритмах раннего образования государств, протянувших её нить к современным национальным государствам азербайджанцев, армян, грузин. Войны, прервать эту нить не смогли даже переселения народов и расцвет и падение мировых империй.

Земледелие и виноградарство у народов Кавказа

Хозяйственно-культурная специфика Кавказа выражается в том, что с течением веков там сложились специфические местные формы хозяйства и были задействованы ареалы природопользования, объединяющие территории проживания различных народов

Особенности скотоводства на Кавказе

В скотоводстве при наличии разных его типов можно выделить три основных его разновидности: кочевое равнинное с привязкой к водным источникам, стойловое (придомное или на открытых площадках) в равнинных районах, а также преобладавшее в горных и предгорных районах отгонно-пастбищное с частично стойловым содержанием скота. Отгонно-пастбищное овцеводство требовало долговременного пребывания мужчин вне дома под открытым небом, постоянной настороженности в охране стада. Эпитет "пастух" являлся почетным, выражая типичную мужскую деятельность.

Варианты хозяйственно-культурного типа в Дагестане

Различия в образе жизни народов в разных районах формировали особые локальные варианты хозяйственно-культурного типа. Примером может служить Дагестан с его тремя вариантами хозяйственно-культурного типа: равнинным, среднегорным и высокогорным. На равнине преобладали развитое полеводство, использовавшее ирригацию, стационарное скотоводство. в транспорте здесь преобладали колесные конструкции. В основе питания местных жителей был выпечной хлеб.  Селения из одноэтажных глиняных домов расползались большим пятном.

Художественные промыслы у народов Кавказа

Широкое развитие ремесел давно выдвинуло Кавказ в число наиболее известных центров домашних и кустарных промыслов. Монгольское нашествие надолго ухудшило состояние ремесел на Северном Кавказе, но не разрушило промыслов Дагестана и Южного Кавказа и общекавказского разделения труда.

Ковры и вышивка у народов Кавказа

Принято считать, что мужские промыслы больше связаны с рынком, а женские удовлетворяют домашние потребности. Для Кавказа это положение верно, за одним существенным исключением: сделанные женскими руками ковры испокон веков были предметом вывоза. В Средневековье кавказские ковры и тонкие сукна (т.н. "лезгинские сукна") достигали Нидерландов, Германии, Италии; армянское слово "карпет" вошло во многие европейские языки в качестве обозначения ковра вообще.

Отходничество, торговля и транспорт на Кавказе

Различные стороны жизни кавказских народов определяло явление отходничества, диктуемое в первую очередь малоземельем в горских селах и межобщинными неурядицами. Значительная часть мужчин уходила на заработки, делая это в летнее время года. Отходничество особенно было свойственно Армении и Дагестану. Работники могли переходить из своего селения в соседнее, с которым у них была разница в высоте, а потому и во времени проведения одинаковых полевых работ. По знакомым дорогам уходили отходники на привычные работы в земли соседних народов.

Поселения и жилище

Города на Южном Кавказе возникли как древние политические и религиозные центры. К началу XIX века они представляли собой порты-фактории (Батуми, Сухуми); крепости и ремесленно-торговые центры в узлах транспортных путей (Ахалцихе, Кутаиси, Карс, Тбилиси, Дербент, Баку. Нуха, Шемаха и др.). Особое значение имел Тифлис (Тбилиси), бывший средоточием связей всего Кавказа. Официальной датой его основания считается 458 год, время построения царем Вахтангом Горгасалом укреплений вокруг уже давно существовавшего города. В средние века возникали и гибли поселения городского типа и на Северном Кавказе.

Традиционный костюм народов Кавказа

Народный костюм на Кавказе хуже, чем жилище, поддается типологизации, у него нет таких четких ареалов бытования. В то же время далеко не всегда типы одежды совпадают с расселением отдельных этносов, подчиняясь и субэтническим делениям и объединяя субэтносы разных народов.

Традиционная кавказская кухня

Обретшая в последнее время мировую популярность кавказская кулинария также не являлась однородным явлением. Можно говорить об аскетичности системы питания горцев Большого Кавказа и разнообразной изощренности южнокавказской кухни. Грузинская кухня, как и армянская, славилась обилием приправ, но была не так калорийна. Горцы почти не употребляли рыбы, но ее искусно готовили в Грузии и Армении.

Особенности социального устройства на Кавказе

Социальное устройство Кавказа традиционно определялось нормами феодального строя, хотя проблема т.н. "горского феодализма" является дискуссионной в науке до сих пор. При всей сложности и неравномерности социальных отношений главными силами была крестьянская община и фамилии феодалов. На Южном Кавказе существовала еще царская власть, дожившая из древности до Нового времени только в Грузии.

Семья и семейные традиции на Кавказе

Основой организации семьи на Кавказе традиционно являлось признание авторитета старших и главенства в семье мужчины. Если последняя установка сохраняется как дань традиции, то старшинство по возрасту не является формальным признаком.

Письменность, фольклор и народный театр на Кавказе

Письменность на Кавказе была изобретена весьма рано. Автором армянского алфавита называют Месропа Маштоца, жившего в пятом веке. Примерно к тому же времени относятся ранние памятники грузинской письменности. В первые века нашей эры существовал и агванский алфавит, но он был забыт с гибелью Кавказской Албании. Армянская и грузинская письменность, восходящая к сирийскому раннесредневековому письму, и сейчас сохраняет свою национальную роль. Она всегда имела массовое распространение в собственной этнической среде как признак верности культуре и религии.

Религиозный культ у народов Кавказа

Кавказ характеризуется как зона столкновения различных религиозных течений. Ведущая роль принадлежит христианству и исламу. Православными являются грузины, часть абхазов, большая часть осетин. Грузия приняла христианство в 334 году новой эры. Ныне самостоятельная грузинская православная церковь возглавляется грузинским патриархом. Самые популярные фигуры в пантеоне покровитель мужчин св. Георгий, имеющий черты, роднящие его с эпическим героем-змееборцем, и св. Нина, покровительница женщин. По традиции Нина Капподокийская вспоминается как основательница православия в Грузии, ее символ крест из виноградной лозы, перевязанной отрезанными косами святой.

Особенности этнического самосознания народов кавказского региона

Кавказ относится к тем участкам ойкумены, где долгое время сохранялась преемственность традиций давнего происхождения. Общим для этнического сознания разных народов является представление о собственной древности и древности своей культуры.

Народы Крыма

Крымские татары, караимы и крымчаки относятся к коренным народам Крымского полуострова, отличительной особенностью которого с давних времен была многонациональность.

Мастера Армении и Азербайджана

Прекрасные изделия мастеров Азербайджана и Армении с давних времен известны как на Кавказе, так и за его пределами. Кроме ворсовых ковров Азербайджана, отличающихся высокой плотностью и ровным коротким ворсом, широко известны армянские безворсовые килимы.

Гостеприимство у народов Северного Кавказа

Гостеприимство - одна из наиболее ярких черт культуры народов Северного Кавказа. Гостю предназначается самое лучшее, что есть в доме, к нему обращено все внимание хозяев, он окружен атмосферой задушевности.

Праздничное застолье у грузин

Пиршества имеют большое значение в культурной жизни грузин. До настоящего времени многолюдные застолья являются обязательным праздничным событием, сохранившим архаический сценарий поведения участников...

Большую часть Кавказского региона занимают горы. С северо-запада на юго-восток тянется Главный Кавказский хребет, разделяющий Кавказ на две части: Северный Кавказ и Закавказье, между которыми на протяжении многих тысячелетий существовали тесные культурные и экономические связи.
Природно-климатические условия Кавказа, меняющиеся от субтропических до полярных, а также труднодоступность и естественная замкнутость некоторых его территорий оказали значительное влияние на этнокультурный облик региона, характерной чертой которого является сложность этнического и языкового состава.
Крымский полуостров, с трех сторон окруженный водами Черного и Азовского морей, с материком соединяется узким Перекопским перешейком. Природные условия здесь отличаются большим разнообразием: от солончаковых степей на севере до плодородных долин предгорий в центральной части полуострова и субтропического климата Южного берега Крыма.

Природно-экономические условия Кавказа
Большую часть Кавказского региона занимают горы. С северо-запада на юго-восток тянется Главный Кавказский хребет, разделяющий Кавказ на две части: Северный Кавказ и Закавказье, между которыми на протяжении многих тысячелетий существовали тесные культурные и экономические связи.
Природно-климатические условия Кавказа, меняющиеся от субтропических до полярных, а также труднодоступность и естественная замкнутость некоторых его территорий оказали значительное влияние на этнокультурный облик региона, характерной чертой которого является сложность этнического и языкового состава.

Народы Кавказа
Кавказ населяет около 50 народов с самостоятельными языками, относящимися к трем большим языковым семьям: собственно кавказской, в которую входят абхазо-адыгские, дагестанские, вайнахские и картвельские языки; алтайской семье, включающей народы, говорящие на азербайджанском, карачаевском, балкарском и кумыкском языках; и, наконец, индоевропейской, к которой относятся армянский, осетинский курдский и другие иранские языки.

Культура Кавказа
Этническое многообразие проявилось и в таких элементах культуры, как типы поселений и жилищ, одежда и утварь, изготавливаемая из всевозможных материалов; в сосуществовании различных конфессий: христианства, ислама, иудаизма, а также собственных верований.
В то же время общие исторические судьбы, этническая близость народов Кавказа послужили основой для формирования общекавказского этнографического и историко-культурного единства, выразившегося, в частности, в художественной обработке металла и дерева, ювелирном искусстве, резьбе по камню, ковроткачестве, вышивке и т. д. Другой яркой особенностью общекавказской традиции является гостеприимство, с которым был связан обычай куначества — установление дружественных отношений между людьми, принадлежащими к разным родам и даже народам, — способствующий разрешению любых конфликтных ситуаций

Народы Крыма
Из многонационального населения Крыма его коренными народами считают крымских татар, караимов и крымчаков. По религии крымские татары — мусульмане-сунниты, хотя в некоторых татарских селениях еще в конце 19 века этнографы фиксировали христианские обычаи и соблюдение христианских праздников. В конце 19 века степные крымские татары занимались извозом, коневодством, бахчеводством. В горном и предгорном районах занятиями татар были виноградарство, табаководство, садоводство, птицеводство; в городах они занимались извозом, поденной работой, ремеслами, торговлей. Караимы и крымчаки — иудаисты. В 19 веке караимы жили в городах Крыма (Евпатории, Феодосии, Симферополе), занимаясь, в основном, торговлей и ремеслами (в частности, обработкой кож). Крымчаки, как и караимы, жили в городах (Карасубазаре, Феодосии, Керчи). Основными их занятиями были выделка кож, сафьяна, изготовление головных уборов, медной посуды; ими изготавливались многие предметы, употреблявшиеся в быту крымскими татарами.
Длительное проживание на одной территории, в определенных географических и природных условиях не могло не привести к тому, что у этих населявших Крым народов, различных по этническим корням, при сохранении религиозных различий, много сходства в пище, жилище, одежде. На одежду коренных народов Крымского полуострова оказала влияние и длительная зависимость Крымского ханства от Турции, тесные связи с ней на протяжении многих веков.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.