Главная: Материалы по этнографии: Кавказ и Крым
Кавказ является древней историко-культурной зоной, одновременно это своеобразная горная страна, занимающая место между Восточной Европой и Ближним и Средним Востоком
Кавказ издавна являлся зоной военного и мирного контакта жителей его гор с населением соседних территорий, в результате чего выходцы из степей с севера или из нагорий юга также становились его народами.
Восточнее Чечни начинается многонациональный Дагестан с его разнообразными природными условиями. В равнинной его части ближайшими соседями чеченцев являются кумыки, в горной – аварцы.
К югу от Кавказского хребта история развивалась в ритмах раннего образования государств, протянувших её нить к современным национальным государствам азербайджанцев, армян, грузин. Войны, прервать эту нить не смогли даже переселения народов и расцвет и падение мировых империй.
Хозяйственно-культурная специфика Кавказа выражается в том, что с течением веков там сложились специфические местные формы хозяйства и были задействованы ареалы природопользования, объединяющие территории проживания различных народов
В скотоводстве при наличии разных его типов можно выделить три основных его разновидности: кочевое равнинное с привязкой к водным источникам, стойловое (придомное или на открытых площадках) в равнинных районах, а также преобладавшее в горных и предгорных районах отгонно-пастбищное с частично стойловым содержанием скота. Отгонно-пастбищное овцеводство требовало долговременного пребывания мужчин вне дома под открытым небом, постоянной настороженности в охране стада. Эпитет "пастух" являлся почетным, выражая типичную мужскую деятельность.
Различия в образе жизни народов в разных районах формировали особые локальные варианты хозяйственно-культурного типа. Примером может служить Дагестан с его тремя вариантами хозяйственно-культурного типа: равнинным, среднегорным и высокогорным. На равнине преобладали развитое полеводство, использовавшее ирригацию, стационарное скотоводство. в транспорте здесь преобладали колесные конструкции. В основе питания местных жителей был выпечной хлеб. Селения из одноэтажных глиняных домов расползались большим пятном.
Широкое развитие ремесел давно выдвинуло Кавказ в число наиболее известных центров домашних и кустарных промыслов. Монгольское нашествие надолго ухудшило состояние ремесел на Северном Кавказе, но не разрушило промыслов Дагестана и Южного Кавказа и общекавказского разделения труда.
Принято считать, что мужские промыслы больше связаны с рынком, а женские удовлетворяют домашние потребности. Для Кавказа это положение верно, за одним существенным исключением: сделанные женскими руками ковры испокон веков были предметом вывоза. В Средневековье кавказские ковры и тонкие сукна (т.н. "лезгинские сукна") достигали Нидерландов, Германии, Италии; армянское слово "карпет" вошло во многие европейские языки в качестве обозначения ковра вообще.
Различные стороны жизни кавказских народов определяло явление отходничества, диктуемое в первую очередь малоземельем в горских селах и межобщинными неурядицами. Значительная часть мужчин уходила на заработки, делая это в летнее время года. Отходничество особенно было свойственно Армении и Дагестану. Работники могли переходить из своего селения в соседнее, с которым у них была разница в высоте, а потому и во времени проведения одинаковых полевых работ. По знакомым дорогам уходили отходники на привычные работы в земли соседних народов.
Города на Южном Кавказе возникли как древние политические и религиозные центры. К началу XIX века они представляли собой порты-фактории (Батуми, Сухуми); крепости и ремесленно-торговые центры в узлах транспортных путей (Ахалцихе, Кутаиси, Карс, Тбилиси, Дербент, Баку. Нуха, Шемаха и др.). Особое значение имел Тифлис (Тбилиси), бывший средоточием связей всего Кавказа. Официальной датой его основания считается 458 год, время построения царем Вахтангом Горгасалом укреплений вокруг уже давно существовавшего города. В средние века возникали и гибли поселения городского типа и на Северном Кавказе.
Народный костюм на Кавказе хуже, чем жилище, поддается типологизации, у него нет таких четких ареалов бытования. В то же время далеко не всегда типы одежды совпадают с расселением отдельных этносов, подчиняясь и субэтническим делениям и объединяя субэтносы разных народов.
Обретшая в последнее время мировую популярность кавказская кулинария также не являлась однородным явлением. Можно говорить об аскетичности системы питания горцев Большого Кавказа и разнообразной изощренности южнокавказской кухни. Грузинская кухня, как и армянская, славилась обилием приправ, но была не так калорийна. Горцы почти не употребляли рыбы, но ее искусно готовили в Грузии и Армении.
Социальное устройство Кавказа традиционно определялось нормами феодального строя, хотя проблема т.н. "горского феодализма" является дискуссионной в науке до сих пор. При всей сложности и неравномерности социальных отношений главными силами была крестьянская община и фамилии феодалов. На Южном Кавказе существовала еще царская власть, дожившая из древности до Нового времени только в Грузии.
Основой организации семьи на Кавказе традиционно являлось признание авторитета старших и главенства в семье мужчины. Если последняя установка сохраняется как дань традиции, то старшинство по возрасту не является формальным признаком.
Письменность на Кавказе была изобретена весьма рано. Автором армянского алфавита называют Месропа Маштоца, жившего в пятом веке. Примерно к тому же времени относятся ранние памятники грузинской письменности. В первые века нашей эры существовал и агванский алфавит, но он был забыт с гибелью Кавказской Албании. Армянская и грузинская письменность, восходящая к сирийскому раннесредневековому письму, и сейчас сохраняет свою национальную роль. Она всегда имела массовое распространение в собственной этнической среде как признак верности культуре и религии.
Кавказ характеризуется как зона столкновения различных религиозных течений. Ведущая роль принадлежит христианству и исламу. Православными являются грузины, часть абхазов, большая часть осетин. Грузия приняла христианство в 334 году новой эры. Ныне самостоятельная грузинская православная церковь возглавляется грузинским патриархом. Самые популярные фигуры в пантеоне покровитель мужчин св. Георгий, имеющий черты, роднящие его с эпическим героем-змееборцем, и св. Нина, покровительница женщин. По традиции Нина Капподокийская вспоминается как основательница православия в Грузии, ее символ крест из виноградной лозы, перевязанной отрезанными косами святой.
Кавказ относится к тем участкам ойкумены, где долгое время сохранялась преемственность традиций давнего происхождения. Общим для этнического сознания разных народов является представление о собственной древности и древности своей культуры.
Крымские татары, караимы и крымчаки относятся к коренным народам Крымского полуострова, отличительной особенностью которого с давних времен была многонациональность.
Прекрасные изделия мастеров Азербайджана и Армении с давних времен известны как на Кавказе, так и за его пределами. Кроме ворсовых ковров Азербайджана, отличающихся высокой плотностью и ровным коротким ворсом, широко известны армянские безворсовые килимы.
Гостеприимство - одна из наиболее ярких черт культуры народов Северного Кавказа. Гостю предназначается самое лучшее, что есть в доме, к нему обращено все внимание хозяев, он окружен атмосферой задушевности.
Пиршества имеют большое значение в культурной жизни грузин. До настоящего времени многолюдные застолья являются обязательным праздничным событием, сохранившим архаический сценарий поведения участников...
Большую часть Кавказского региона занимают горы. С северо-запада на юго-восток тянется Главный Кавказский хребет, разделяющий Кавказ на две части: Северный Кавказ и Закавказье, между которыми на протяжении многих тысячелетий существовали тесные культурные и экономические связи.
Природно-климатические условия Кавказа, меняющиеся от субтропических до полярных, а также труднодоступность и естественная замкнутость некоторых его территорий оказали значительное влияние на этнокультурный облик региона, характерной чертой которого является сложность этнического и языкового состава.
Крымский полуостров, с трех сторон окруженный водами Черного и Азовского морей, с материком соединяется узким Перекопским перешейком. Природные условия здесь отличаются большим разнообразием: от солончаковых степей на севере до плодородных долин предгорий в центральной части полуострова и субтропического климата Южного берега Крыма.
Природно-экономические условия Кавказа
Большую часть Кавказского региона занимают горы. С северо-запада на юго-восток тянется Главный Кавказский хребет, разделяющий Кавказ на две части: Северный Кавказ и Закавказье, между которыми на протяжении многих тысячелетий существовали тесные культурные и экономические связи.
Природно-климатические условия Кавказа, меняющиеся от субтропических до полярных, а также труднодоступность и естественная замкнутость некоторых его территорий оказали значительное влияние на этнокультурный облик региона, характерной чертой которого является сложность этнического и языкового состава.
Народы Кавказа
Кавказ населяет около 50 народов с самостоятельными языками, относящимися к трем большим языковым семьям: собственно кавказской, в которую входят абхазо-адыгские, дагестанские, вайнахские и картвельские языки; алтайской семье, включающей народы, говорящие на азербайджанском, карачаевском, балкарском и кумыкском языках; и, наконец, индоевропейской, к которой относятся армянский, осетинский курдский и другие иранские языки.
Культура Кавказа
Этническое многообразие проявилось и в таких элементах культуры, как типы поселений и жилищ, одежда и утварь, изготавливаемая из всевозможных материалов; в сосуществовании различных конфессий: христианства, ислама, иудаизма, а также собственных верований.
В то же время общие исторические судьбы, этническая близость народов Кавказа послужили основой для формирования общекавказского этнографического и историко-культурного единства, выразившегося, в частности, в художественной обработке металла и дерева, ювелирном искусстве, резьбе по камню, ковроткачестве, вышивке и т. д. Другой яркой особенностью общекавказской традиции является гостеприимство, с которым был связан обычай куначества — установление дружественных отношений между людьми, принадлежащими к разным родам и даже народам, — способствующий разрешению любых конфликтных ситуаций
Народы Крыма
Из многонационального населения Крыма его коренными народами считают крымских татар, караимов и крымчаков. По религии крымские татары — мусульмане-сунниты, хотя в некоторых татарских селениях еще в конце 19 века этнографы фиксировали христианские обычаи и соблюдение христианских праздников. В конце 19 века степные крымские татары занимались извозом, коневодством, бахчеводством. В горном и предгорном районах занятиями татар были виноградарство, табаководство, садоводство, птицеводство; в городах они занимались извозом, поденной работой, ремеслами, торговлей. Караимы и крымчаки — иудаисты. В 19 веке караимы жили в городах Крыма (Евпатории, Феодосии, Симферополе), занимаясь, в основном, торговлей и ремеслами (в частности, обработкой кож). Крымчаки, как и караимы, жили в городах (Карасубазаре, Феодосии, Керчи). Основными их занятиями были выделка кож, сафьяна, изготовление головных уборов, медной посуды; ими изготавливались многие предметы, употреблявшиеся в быту крымскими татарами.
Длительное проживание на одной территории, в определенных географических и природных условиях не могло не привести к тому, что у этих населявших Крым народов, различных по этническим корням, при сохранении религиозных различий, много сходства в пище, жилище, одежде. На одежду коренных народов Крымского полуострова оказала влияние и длительная зависимость Крымского ханства от Турции, тесные связи с ней на протяжении многих веков.