Аа

Восточная Европа и Балтия

Русские
Белорусы
Украинцы
Молдаване
Народы Поволжья и Приуралья
Народы Северо-Запада России и Прибалтики
Русская свадьба

Обычно выделяют три этапа свадьбы: досвадебный (сватовство, смотрины, рукобитье, девичник), собственно свадьба (свадебный поезд, венчание, свадебный стол, брачная ночь) и послесвадебный (обряды первого дня, гостьба). 

Великое таинство рождения: обычаи и обряды

В русской деревне рождение человека воспринималось как великое таинство, поэтому был широко распространён обычай сокрытия от посторонних сам момент родов. 

Похороны и поминки

Погребальный обряд наряду с другими семейными обрядами относится к переходным ритуалам: в его рамках происходит переход человека из одного состояния (жизни) в другое (смерти). В русской традиционной культуре различали два вида смерти: "своя смерть", то есть естественная смерть в старости, когда человек изживал свой век — в этом случае умерших называли родителями, и "не своя смерть", когда человек умирал преждевременно, не изжив своего века, — тогда его называли "заложным покойником".

Хозяйственные занятия русских крестьян

Скотоводство имело подсобный характер и, помимо мяса, молока и шерсти, обеспечивало хозяйство тягловой силой и удобрением — навозом, без которого в нечерноземной полосе земля отказывалась давать хорошие урожаи. От этого и коровы в некоторых местах получали название "навозницы". Скот был беспородный, часто изможденный за зиму. С Егория по Покров он выпасался на общих пастбищах под надзором пастуха или свободно пасся на огороженных лесных полянах. С Покрова скот ставили в хлев, в стойло.

Русская сельская община

Хозяйственной, общественной и семейно-бытовой жизнью русской деревни руководила сельская поземельная община — "мир". С давних пор община была основой организации земледельческого производства.

Русские семейные традиции

В русской деревне существовали как малые семьи, состоящие из двух поколений родственников по прямой линии (родители-дети), так и большие или неразделенные, которые объединяли от двух до четырех поколений родственников по прямой и боковой линиям. Существовали также складнические или договорные семьи, объединявшие вследствие хозяйственной необходимости как родных, так и неродных людей.

Русская традиционная кухня

Пищу принимали три — четыре раза в день: около 7 — завтрак, в полдень — обед, около 5 — паужин, в 8 — ужин. Стол определялся постным, скоромным или праздничным временем. В зависимости от этого в обед подавалось от 3 до 15 блюд, но обязательно он включал щи или похлебку, кашу и картофель. Завтрак был легким, на ужин подавали то, что оставалось от обеда. 

Мир русской избы

Для всей территории расселения русского народа были характерны двух- и трехкамерные дома, состоящие из жилого помещения с русской печью, сеней — неотапливаемого хозяйственного помещения и клети (горницы) — холодного жилого помещения или кладовой. При всех различиях в размещении переднего (красного, святого) угла, положении печи и ориентации ее устья планировка жилого помещения имела одну важную особенность: печь всегда располагалась по диагонали к переднему углу. Эта диагональ разделяла в избе "чистое" и "нечистое" пространство, отделяла мужскую и женскую половину.

Белорусы

Белорусы — славянский этнос, сформировавшийся на этноконтактной территории славян и балтов. Название народа "белорусы" — это этноним, данный славянскому населению, проживающему рядом с Белым/Балтийским морем, другими народами. Впервые упоминание славянского населения, называемого "белорусы" встречается на немецких торговых картах XIII в. Образ белоруса, во многом сохранившийся до наших времен, был сформирован в работах по этнографии и исследованиях историков начала XX в.

Из этнической истории белорусов

В научной литературе вопросы, связанные с этнической историей белорусов, и особенно с ее ранними этапами, имеют разное толкование. Согласно некоторым из них, появившимся в XIX в., отрицалось существование белорусского языка и специфической культуры белорусов. Этническая принадлежность населения белорусских территорий рассматривалась как часть польского этноса — "польская концепция" или как часть великорусов — "великорусская концепция." Однако большинство существующих концепций основано на представлении о белорусах как самостоятельном этносе со специфическими культурой и языком, но и в них нет единообразия в трактовке этнической истории белорусов.

Традиционная хозяйственная деятельность

Земледелие составляло основу хозяйственной жизни населения белорусской деревни, как и всего населения восточно-европейского культурного пространства. 

Культура питания и посуда у белорусов

Особенностью культуры питания белорусов, как и большинства славян-земледельцев, было преобладание растительной пищи над мясной. Исходными продуктами питания были зерновые культуры: рожь, пшеница, просо, ячмень, гречиха. Большим подспорьем в рационе были огородные культуры, среди которых на первом месте находился в конце XIX века картофель, затем капуста, свекла, огурцы, морковь, лук, репа.

Белорусский народный костюм

Основой костюма белорусов, как и других восточных и западных славян, как у мужчин, так и у женщин была рубаха с прямыми поликами из льняной или конопляной домотканины.

Семейный уклад и воспитание детей у белорусов

Семейный уклад и распределение обязанностей в семье крестьян определялись главным занятием — земледелием и сложившейся системой внутрисемейных отношений. Важными составляющими семейного уклада были общее владение землей, общие доходы, коллективный труд. 

Символика среды обитания и календарной обрядности у белорусов

Традиционная культура белорусов представляет собой целостную систему, наполненную символами и образами, выраженными в повседневности объективированными формами. 

В основе своей крестьянский мир выстроен из дерева и ткани – материалов, с которыми связаны разделение мужских и женских функций в культуре.

Украинцы

Народ, живущий "против солнца, головой к чумацкому возу, ногами к синему морю", как поется в старинной песне. Выбеленные хаты в окружении садов, прекрасные печные изразцы и глиняная посуда, яркие, веселые ярмарки — все это узнаваемые приметы богатой традиционной культуры украинцев...

Украинская одежда

Широко растиражированный образ национального костюма украинской "дивчины" и "парубка" с обильной вышивкой на рубахе в виде пышных роз и виноградных гроздьев является поздним сценическим стереотипом и мало похож на подлинно народную традиционную одежду...

Молдаване

Молдаване (самоназвание - молдовань) - народ, сложившийся в Восточном Прикарпатье в результате взаимодействия романизированных волохов и восточных славян. Вероисповедание молдаван — православие. В конце XIX - начале XX вв. основная часть молдаван России проживала в Бессарабии, а также в Подольской и Херсонской губерниях.

Традиционное земледелие и скотоводство у молдаван

Теплый климат, обилие солнца, необыкновенно плодородные и разнообразные почвы, своеобразный рельеф местности способствовали тому, что на территории Молдавии с давних времен занимались земледелием

Молдавия – край виноградарей и виноделов

О древнем занятии виноградарством и виноделием на этой территории свидетельствуют письменные источники, рассказывающие о занятиях гетодакийских племен и найденные археологами глиняные остродонные сосуды – амфоры с остатками высохшего вина.

Молдавский дом и его убранство

Крестьянская усадьба состояла из жилого дома и нескольких хозяйственных построек (загон для скота, летняя кухня, погреб, амбар, сарай), которые образовывали однорядную связь или были разбросаны по двору.

Вековые традиции молдавского ткачества и ковроделия

В конце XIX — середине XX в. ткачество в Молдавии было широко распространенным женским занятием с глубокими традициями. Материалом для ткачества служили конопля и шерсть, лен употребляли значительно меньше. С середины XIX в. вошла в употребление покупная хлопчатобумажная нить.

Обряды и праздники у молдаван. Народная драма

Официальной религией в Молдавии было христианство, однако в некоторых обрядах и обычаях молдаван продолжали существовать представления, связанные с дохристианскими верованиями. Подтверждение этому можно найти в поэзии календарных обрядов, генетически связанной с общинно-родовыми традициями.

Традиционный костюм молдаван

В конце XIX – середине XX в. молдавское крестьянство продолжало сохранять традиционную одежду, сшитую из тканей домашнего производства. Традиционный костюм молдаван включал в себя много старинных элементов, чему в немалой степени способствовало долгое сохранение домашнего ткачества.

Татары

Татары Волго-Уральского региона (самоназвание — тат. татарлар) – наследники древней культуры волжских булгар, создавших на территории Среднего Поволжья одно из первых раннефеодальных государств.

Казанские татары: народ-ремесленник

Казанские татары – наследники богатой и древней культуры волжских булгар, жителей одного из первых ранне-феодальных государств на территории Среднего Поволжья.

В Волжской Булгарии были развиты различные промыслы и ремесла, из которых ювелирное дело, кожевенное (в частности изготовление национальной кожаной обуви "ичегов" и головных уборов "каляпуг"), а также искусство ткачества и вышивки развивались в течение многих столетий и, обогащенные местными традициями и влиянием соседей, сохранились до настоящего времени.

Башкиры: на границе культур

Башкиры исторически проживают на границе Европы и Азии и на стыке двух типов культур – оседлой и кочевой. Это обстоятельство нашло отражение в яркой и сложной культуре народа – его хозяйстве, жилище, бытовом укладе.

Калмыки: кочевники в Европе

Это единственный народ в Европе, который говорит на языке монгольской группы, исповедует древнейшую мировую религию – буддизм – и является носителем развитой кочевой культуры. Все это связывает калмыков с их древней родиной – Центральной Азией.

Коми-пермяки

Коми-пермяки — финно-угорский народ, коренное население Пермского края.

Коми: лесные охотники

Народ коми, издревле проживающий в северной лесной части России, был одним из основных поставщиков ценной пушнины в Европу.

Религиозные представления народов Поволжья и Приуралья

В многонациональном поволжском регионе в течение столетий мирно сосуществуют ислам и христианство. Однако в народе до настоящего времени живы некоторые традиционные верования, основанные на признании священности мироздания, с постулатами бережного отношения к природе и человеческой жизни, глубоким почитанием своих предков.

Народы Балтики - люди моря

Географическое соседство четырех государств – Финляндии, Эстонии, Латвии и Литвы, расположенных в акватории восточной части Балтийского моря, сказалось в сложении сходных черт хозяйствования, во многом связанных с морскими занятиями и промыслами, придало ярко выраженный региональный облик всей культуре. Наряду с морем среди общих природно-географических признаков: назовем своеобразие ландшафта, вызванное последствиями Великого ледникового периода: обилие каменистых гряд – морен, а в Финляндии и скал, холмов, древних долин и торфяных болот, многих крупных и мелких рек и еще большее число озер ледникового происхождения. Одна из самых крупных озерных систем в Европе – Сайменская – расположена в Финляндии на границе с Россией, ее акватория составляет более четырех тысяч кв. км. Среди других природно-ландшафтных особенностей – леса, которые и сегодня покрывают от 30 до 75% территории. 

Хуторяне (традиционное земледелие и животноводство народов Балтики)

В Финляндии на протяжении всей истории местные крестьяне оставались лично свободным, как и в Швеции. Но их земли были захвачены шведскими феодалами, и в результате они вынуждены были перейти на положение безземельных арендаторов – торпарей.

Культура обработки текстиля у народов Прибалтики

Богатство и достоинство дома и человека оценивалось по количеству и качеству используемого текстиля. 

На праздники по стенам дома развешивали покрывала, ковры, полотенца, дорожки. Несоразмерно большое количество отдельных деталей отличает праздничный костюм. Например, латышские женщины одновременно надевали до девяти наплечных покрывал "виллайне" и трех юбок. В составе приданого обязательно были рубахи, юбки, кофты, покрывала. Считалось, что хорошей невестой является та, что может с головы до ног одеть будущую свекровь. Невероятно большим – до нескольких сотен – могло быть количество поясов, вязаных рукавиц и перчаток, раздариваемых на свадьбе у литовцев, латышей и эстонцев. Велика была символическая и магическая роль тканых и вязаных предметов. 

Традиционные ремесла и промыслы народов Прибалтики

Существенную роль в крестьянском хозяйстве региона играли домашние и сельские ремесла. Каждый хозяин хутора умел делать все: от орудий труда до домашней утвари. Ранее других в качестве самостоятельных ремесел обособились кузнечество, гончарство, столярное, плотницкое, бондарное.

Особенности селений и жилищ у народов Балтии

Общий облик культурного ландшафта Прибалтики складывался постепенно под влиянием западноевропейской культовой и светской архитектуры, начиная еще с XIII века. 

Здесь исторически сложилось несколько типов сельских поселений: хутора, деревни и местечки. На преобладающей территории Финляндии, Эстонии и Латвии, в меньшей степени Литвы (фактически в западных районах каждой из стран) самым распространенным типом поселения были однодворные хутора, существовавшие с древних времен. Зачастую они располагались на небольших расстояниях друг от друга, особенно те из них, которые образовались в XIX – начале XX века в связи с земельными реформами по разбивке деревень. 

Национальный костюм народов Прибалтики

В давние времена некое единообразие принципов народного моделирования одежды у прибалтийско-финских, балтских, славянских и скандинавских племенных групп предопределялось сходными географическими и природно-климатическими условиями проживания и давними этнокультурными контактами. Об этом говорят археологические находки эпохи раннего Cредневековья. Сходство прослеживается в выборе материалов (лен, шерсть, кожа, металл), в составе комплексов и покрое основных компонентов: туникообразная рубаха, женская несшитая поясная и плечевая одежды, полотенчатые головные уборы, пояса, рукавицы, носки и кожаная обувь. 

Национальная кухня и утварь народов Балтики

На территории региона представлены две различные пищевые традиции, обусловленные особенностями хозяйства и связанными с этим набором продуктов и способами их приготовления (открытый очаг, печь каминного типа, печь русского типа). 

Так древней основой рациона питания у саамов и части финнов были озерная рыба, мясо оленя, в вареном, сыром, вяленом и соленом виде; а также дары леса – ягоды и грибы. Из специфических рыбных блюд известна т.н. "весенняя рыба" – рыба с душком. 

Вероисповедание, праздники и обряды народов Балтийского региона

Отголоски и следы дохристианских верований и представлений нашли отражение в формировании картины мира, имеющей свои специфические черты у каждого из народов региона. 

Роль национальной интеллигенции в формировании этнического самосознания народов Прибалтики

Процессы формирования национальной интеллигенции Прибалтики и первые очаги национального возрождения возникли в старых университетских центрах – Турку, Дерпте, Варшаве, Вильнюсе, а позже – и за пределами Прибалтики, в Москве и столице Российской империи Санкт-Петербурге. Идея национального самосознания у большинства народов региона в XIX веке зародилась с массового увлечения интеллигенции изучением и сохранением традиционной народной культуры, как народного достояния.

Калевала

"Калевала", национальный эпос, созданный на основе богатейшего фольклорного наследия карельского и финского народов.

Особая художественная и историко-культурная ценность крестьянского искусства, песенного и музыкального фольклора народов региона была "открыта" учеными, писателями, художниками периода "национального пробуждения". Для формирующейся идеологии народов, долго не имевших своей государственности, была характерна романтическая идеализация крестьянской культуры и быта. В начале ХIХ века складывалась финская национальная идея. В связи с этим, как залог великого будущего народа, потребовалось свидетельство о его великом прошлом. 

Люди тундры - саамы

В Лапландии – за Полярным кругом, в зоне тундры, где половину года царит полярная ночь, живут саамы (лапландцы, лопари). Еще в раннем Средневековье саамы, лопь русских летописей, проживали южнее, но их вытеснили на север соседние прибалтийско-финские народы. Небольшие группы саамов расселились в средней Карелии, а позже на Кольском полуострове, на севере Норвегии, Швеции и Финляндии. Государственные границы не мешали им и в XIX веке вести совершенно особый образ жизни. Их хозяйственный уклад и сегодня отличается от обычного для соседей – скандинавов, финнов и русских, а также коми-ижемцев и ненцев, откочевавших на Кольский полуостров в конце 1860-х годов. 

Традиционный костюм саамов

Саамы – небольшой народ северной Европы, известный в прошлом под названием лопари. Еще в недавнем прошлом они вели полукочевой образ жизни, поэтому одежда саамов была приспособлена для постоянного пребывания на открытом воздухе.

Вепсы

Вепсы – один из прибалтийско-финских народов, проживающих в настоящее время в Ленинградской области, на западе Вологодской области и в Карелии.

Традиционные занятия вепсов

Основными занятиями населения вепсских деревень было сельское хозяйство, лесные и подсобные промыслы.

Поселения и жилище вепсов

Стабильная система расселения вепсов сложилась в эпоху позднего средневековья и практически сохранялась без изменений до ХХ века. Характерной особенностью большинства вепсских деревень являлось отсутствие какого-либо плана и порядка расположения домов.

Пути сообщения и традиционные средства передвижения вепсов

Древнейшими путями сообщения в вепсских краях были реки и озера. Водными магистралями служили река Свирь и Онежское озеро, реки Оять, Паша, Капша, Сясь и Тихвинка (Балтийский бассейн), а также река Лидь, река Колпь, река Суда и река Ножема (Каспийский бассейн). Сеть сухопутных дорог сложилась гораздо позднее. Первые исторические свидетельства о проезжих дорогах в крае относятся к эпохе средневековья, ко времени "новгородского" освоения региона. Память о существовании одного из этих путей закрепилась в топониме – названии д. Залющик. "Лющик" или "Людщик" – слово, обозначавшее в Средневековье большую дорогу. 

Семейный уклад жизни вепсов

Удаленность большинства вепсских территорий от городских и районных центров, отсутствие системы сухопутных дорог способствовало длительному сохранению архаичного уклада жизни местного населения. Так, еще в 1920-е годы многие деревни сохраняли семейно-родовой принцип расселения. Территориальное распределение рода ограничивалось пределом своего же общества (сельсовета).

Свадьба у вепсов

Свадьба занимала особое место в обрядовой жизни вепсов. Вступление в брак было не только торжественным событием в жизни молодых и их родственников, но и праздником всей деревни, а иногда и целой округи.

Религиозные представления вепсов

До середины XI века территория юго-восточного Приладожья находилась в непосредственном подчинении Ладоги, а с начала XIII века судьба прибалтийско-финского населения этого края была неразрывно связана с историей Древней Руси.

Древний народ водь

Самое раннее упоминание о территории, где проживало прибалтийско-финское население "водь", содержится в новгородском "Уставе о мостех" и датируется 1054 годом. В последующие столетия названия водь и водская пятина неоднократно встречаются на страницах русских летописей.

Текстильные традиции Прибалтики

Балтийский текстиль – это самостоятельная и особенная ветвь северно-евразийской текстильной общности. Его самобытность обусловлена сочетанием балто-славяно-германской и финно-угорской традиций, уходящих своими корнями в глубокую древность.

Празднование Иванова дня у народов Прибалтики

Для всех прибалтийско-финских и балтийских народов самый любимый праздник – Иванов день (в русской традиции его называют день Ивана Купалы). "yhannes" у финнов, "uunan paiv" – у вепсов, "ligo" – у латышей, "jonines" – у литовцев, один из важнейших календарных праздников. Название праздника происходит от имени пророка Иоанна Предтечи.

Оятские и явосьминские гончары

Гончарное производство в Лодейнопольском и Тихвинском уездах являлось одним из старейших неземледельческих промыслов в Юго-Восточном Приладожье. Большинство гончаров занимались изготовлением посуды в свободное от сельскохозяйственных работ время.

Регион представляет собой особую историко-географическую область, населенную различными этносами. Большую часть территории занимает Восточно-Европейская равнина, которая отличается монолитностью территории, суровостью климата, меридиональной направленностью крупных рек и широтным расположением природных зон.

Регион представляет собой особую историко-географическую область, населенную различными этносами. Большую часть территории занимает Восточно-Европейская равнина, которая отличается монолитностью территории, суровостью климата, меридиональной направленностью крупных рек и широтным расположением природных зон.

Народы

 На сегодняшний день на территории Восточно-Европейской равнины наиболее многочисленны три родственных народа, близких в языковом и культурном отношениях и принадлежащих по языку к восточно-славянской подгруппе славянской группы: русские, украинцы и белорусы.

Из других славянских народов здесь проживают поляки, чехи, болгары, словаки и некоторые малочисленные группы, обосновавшиеся в основном в крупных городах. 

Неславянские народы занимают преимущественно периферийные территории: 

Север населяют финно-угорские народы — карелы, ижора, водь, вепсы, финны, саамы, коми, коми-пермяки; 

В Поволжье и Прикамье живут также финно-угорские этносы — удмурты, мордва, марийцы — и тюркоязычные — чуваши, татары и башкиры; 

на юго-востоке расселены монголоязычные калмыки; 

на восточном берегу Балтийского моря проживают финноязычные эстонцы и ливы, балтоязычные латыши и литовцы; 

юго-запад и юг Восточно-Европейской равнины населен молдаванами, относящимися по языку к романской группе, тюркоязычными гагаузами, а также греками. 

Почти повсеместно живут евреи и цыгане; более компактно проживают немцы, венгры, караимы и некоторые другие этносы. 

Несмотря на то, что природные условия во многом способствовали формированию культурно-экономической общности на Восточно-Европейской равнине, в этнокультурном пространстве существуют ареалы, выделяющиеся самобытными элементами материальной и духовной культуры.

Центральный ареал


Центральный ареал населён преимущественно восточными славянами. 

Хозяйственные комплексы ареала характеризуются сочетанием земледелия и скотоводства с другими занятиями — охотой, рыболовством, собирательством. 
Географические условия и социально-политические, экономические факторы явились причиной выделения внутри каждого этноса особых этнографических групп (казаки, поморы, однодворцы и др. — у русских; русины, верховинцы и др. — у украинцев; полехи — у белорусов).

Прибалтийский ареал

Прибалтийский ареал населён балтами и прибалтийскими финнами. Культурное своеобразие ареала в значительной степени определялось его промежуточным расположением между Центральной и Восточной Европой.

Северный ареал

Северный ареал населён русскими и финно-уграми. В результате многовекового соседства у этих народов сложилось много общих черт в культуре, которая по своим характеристикам (занятия, поселения, жилище, одежда и т.п.) сближается с северорусской.

Волжский ареал

Волжский ареал населён помимо русских финно-уграми и тюрками. Хозяйство этносов характеризуется сочетанием земледелия и скотоводства с охотой, бортничеством и кустарными промыслами. На протяжении столетий выработались общие этнокультурные символы ареала: тяжёлый плуг сабан, женские украшения, вышивка и т.п. Особняком в языковом, антропологическом и конфессиональном отношении стоят калмыки, которые вплоть до недавнего времени вели кочевой образ жизни.

Юго-Западный ареал

Юго-Западный ареал населён молдаванам, гагаузами и болгарами этнокультурное взаимодействие которых способствовало формированию общего культурного фонда, включая занятия виноградарством и садоводством, плетневые мазанки, комплекс одежды и т.п. Почти повсеместно живут евреи и цыгане, более компактно проживают немцы, венгры, караимы некоторые другие этносы.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.