Аа

Русская народная педагогика

Семья и дети
Первый год жизни ребенка
Нравственное воспитание
Приучение к труду
Игры крестьянских детей
Родители

По древним русским представлениям, отец, как и мать вынашивал ребенка и даже участвовал в его появлении на свет. Статус отца в русской семье был изначально уже достаточно высок. Это было обусловлено прежде всего тем, что он был хозяином дома, на котором лежала обязанность обеспечения семьи.

Бабушка и дедушка

В русском быту бабушка и дедушка занимали положение "старших родителей". В большинстве семей они пользовались уважением, к их мнению прислушивались, считали, что они, несмотря на физическую слабость, являются хорошими помощниками. "Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь", - говорит русская пословица.

Сын и дочь

По русским представлениям, сын является продолжателем "рода-племени", наследником семейного имени и имущества, опорой семьи, защитником семейной чести, заместителем отца в случае его смерти или болезни, кормильцем родителей в старости. Поэтому его появление на свет воспринималось как особенно радостное событие, а рождение в семье большого количества сыновей считалось благословением господним. Муж и жена стремились разными, обычно символическими способами, обеспечить себе мужское потомство: сажали во время свадьбы невесте на колени младенца мужского пола, беременная после первого шевеления плода умывалась девять дней только снегом или холодной водой, старалась не произносить вслух женские имена, шептала заговор.

Брат и сестра

В обыденной жизни русской деревни отношения братьев и сестер, как правило, базировались на взаимопомощи и поддержке, моральной и материальной. Народная пословица гласит: "Брат за брата пуще каменных стен". Принцип "брат за брата" побуждал старшего защищать младшего и наказывать обидчиков, участвовать в его трудовом воспитании, опекать.

Самый главный год жизни

Первый год жизни ребенка, когда он требует за собой постоянного наблюдения и ухода, считался самым главным и самым трудным годом для матери и новорожденного.

Пеленание

Пеленание считалось необходимым для полноценного развития и роста ребенка. Его важность объясняли стремлением распрямить скрюченное тельце, зафиксировать его в прямом положении и защитить младенца от возможных уродств и последствий родовых травм. Считалось, что пеленание делает ребенка спокойнее и обеспечивает хороший сон: младенец не вздрагивает во сне, не пугается, не будит себя, бессознательно царапая щечки. Туго спеленутый ребенок не мог выпасть из колыбели, перевернуться во сне навзничь и задушить себя, его было удобнее и безопаснее носить.

Крещение и имянаречение у русских

На третий или восьмой день, но не позднее сорокового дня после рождения младенца совершалось церковное таинство крещения. Широко бытовало представление о том, что если долго не крестить новорожденного, то нечистая сила подменит его своим детищем. С обрядом крещения совпадало имянаречение младенца, с которого и начиналась его человеческая судьба, приближение к Богу и приобщение к миру духовного.

Имянаречению придавалось большое значение, так как, по народным представлениям, имя было тесно связано с судьбой человека и в известном смысле предопределяло ее.

Сон и колыбель

Большую часть своего времени новорожденный проводил в подвешенной к потолку колыбели, называвшейся также люлькой, зыбкой, колышкой. До года он там находился почти постоянно, а затем вплоть до двух, а иногда и трех лет, занимал ее только для сна. В русской деревне колыбель даже воспринималась как первый дом младенца на его пути из "иного мира" в мир людей.

Кормление и отлучение от груди

Основу питания младенца составляло материнское молоко. Отказ от грудного вскармливания считался для матери большим грехом. В русской деревне такое случалось крайне редко, например, в случае сильной болезни матери. При этом ребенка докармливали разбавленным коровьим молоком из рожка. Грудничка, потерявшего мать, могли носить по очереди к кормящим женщинам - соседкам, реже кормилицу искали в соседней деревне. 
Отлучение от груди приходилось на период от полутора до трех лет и было одним из самых важных возрастных переходов раннего детства, выражавшегося в смене прозвища "сидун" на "ходун(ок)" и совпадавшего с началом разговорной речи у ребенка. Ритуал отлучения означал также окончание непосредственной связи младенца с матерью.

Первые шаги

Уход за ребенком в первый год его жизни заключался и в том, чтобы научить его сидеть и ходить. По мнению русских женщин, ребенок, рано начавший сидеть и ходить, более жизнестоек, чем малыш, поздно ставший на ножки.

Любовь к родной земле

Любовь к отчизне русские крестьяне старались привить детям с самого раннего возраста. Они стремились сделать все для того, чтобы дети любили родительский дом, родную деревню с ее лугами, полями, лесами, соседние села и деревни, связанные друг с другом родственными узами, а также все те села, города, где расселилось "русское христианское племя". Родители, родственники, соседи знали простую истину, которую со временем усваивал и ребенок: "глупа та птица, которой свое гнездо не мило", "своя земля и в горести мила".

Почитание старших

Русские крестьяне, прививая детям любовь к отчине, воспитывая их на героических подвигах предков, старались также показать им, что любовь к родине должна начинаться с любви к родителям и проявлению уважения к людям старшим по возрасту. Крестьяне считали почитание отца и матери главной добродетелью человека.

Воспитание доброты и милосердия

Детей старались обучить милосердию, жалости и состраданию к людям, потерпевшим бедствие, несчастным, убогим и нищим. Вся жизнь русской крестьянской семьи давала детям примеры такого рода поведения. Деревенский обычай обязывал крестьян принимать в своем доме постучавшегося в дверь усталого путника, обогреть его, накормить и утешить, если он в печали.

Честь и достоинство

Русские люди, советуя своим детям быть добрыми, милосердными, прощать грехи ближним своим, учили их в тоже время сохранять всегда и во всем чувство собственного достоинства, "хранить честь с молоду". Понятие чести у крестьян всегда связывалось с сознанием честного выполнения своего долга - в труде и в исполнении взятых на себя обязательств, включало в себя правдивость и исключало способность наносить несправедливые обиды.

Участие детей в обрядах. Воспитание христианина

Одной из главных задач, ставившихся деревенским обществом перед родителями ребенка, была задача постепенного введения его в религиозную жизнь. Русские крестьяне считали веру в бога непременным свойством нравственного человека, а его поведение напрямую связывалось с состоянием его веры. Дети постепенно втягивались и в обрядовую жизнь деревни. Они принимали участие во многих древних обрядах, совершавшихся взрослыми людьми. Их участие там было обусловлено не только необходимостью включать подростков в жизнь взрослых людей, но и представлением о том, что участие детей в ритуальных действиях, обладает большой силой, благотворного действия на ребенка.

Русская этнопедагогика о трудовом воспитании

Обучение детей крестьянской работе проходило по определенной, хорошо продуманной многими поколениями людей системе. Детей приучали к ней не позднее, чем с семи лет, считая, что "маленькое дело лучше большого безделья" приучение детей к труду с этого возраста, очень раннего с точки зрения современных людей, диктовалось представлениями о том, что если ребенка " с измалолетства" не включать в деревенскую работу, то он в дальнейшем не будет иметь "усерствующей способности" к крестьянскому труду. Человек, по мнению русских крестьян, может только тогда хорошо и с радостью выполнять тяжелую работу пахаря, жницы, плотника, если привычка к труду вошла в его плоть и кровь с раннего детства.

Хозяйственные обязанности мальчиков

С 6 - 7 лет у ребенка появлялись учтойчивые хозяйственные обязанности, при этом труд приобретал половое разделение: мальчик постепенно переходил в отцовскую трудовую сферу, его привлекали к мужским занятиям, девочку - к женским. Например, в симбирской губ. В 6 лет мальчикам поручали таскать во время молотьбы снопы, в 8 - пасти лошадей, в 9-10 - бороновать, в 12 - пахать, а в 16-17 - косить.

Хозяйственные обязанности девочек

Девочек приучали к труду раньше чем мальчиков они с шести лет садились за прялку, пасли цыплят, с семи учились вышивать, к десяти должны были уметь мыть пол, посуду, гладить, доить корову, возиться с младшими.

Поощрение детей родителями и мнение окружающих

Значимую роль в приобщении подростка к труду играло поощрение родителей. Чаще всего оно имело словесную форму и было очень скромным. Сильно хвалить за работу было не принято, считалось, что этим можно испортить ребенка. Но именно потому, что родительские похвалы не расточались, ценились они очень высоко. Важным воспитательным фактором и трудовым стимулом было и мнение окружающих.

Игра в жизни ребенка

Игры развивали физическое здоровье и закаляли характер. Участвуя в них, дети тренировали силу, ловкость и скорость, а также сообразительность, смекалку и быстроту реакции. Ориентация на победу заставляла маленького человека учиться преодолевать трудности и боль, быть терпеливым, учиться выдержке. 
Во время игр дети постигали нормы поведения и представления об окружающем мире, место человека в нём. В игровом пространстве дети впервые овладевали трудовыми навыками, при этом ребенок осваивал ту роль, которую в будущем займет в семье и общине.

Игры и игрушки малышей

Игры взрослых с младенцами до годовалого возраста, называвшиеся пестушками, потешками, были просты, но в тоже время хорошо учитывали все физические и психологические особенности развития ребенка. Все они проводились под пением коротеньких песенок и включали в себя подкидывание, подбрасывание, качание ребенка на руке, приплясывание, притопывание. 
В распоряжении малышей колыбельного возраста были также и игрушки, которые делал для них отец или старший брат. Это были, как правило, различного рода погремушки, Они давались детям в руки, вешались на шею или привязывались к колыбели, сидюхе, ходунку.

Игры девочек

В сюжетах девчоночьих игр отразились народные представления о роли женщины в обществе и семье, согласно которым главное предназначение женщины - продолжение рода, заботы о домочадцах и хозяйстве. В игре девочки в первую очередь осваивали все женские занятия: занимались обустройством своего "дома", готовили пищу, пряли, шили одежду, стирали, сажали огород и т.д. В таких играх ярко проявлялись характерные для каждой местности особенности хозяйственного и домашнего быта.

Игры мальчиков

Игры мальчиков были ориентированы на мужской стиль поведения и способствовали развитию представлений о мужской чести и достоинстве. Таким играм были свойственны агрессия и азарт, создание группировок и противоборство их, командные и индивидуальные соревнования, направленность на победу, выявление победителей и побежденных. Предполагалось, что мужчина должен обладать и физической силой, пытливым умом и твердостью духа. Поэтому игры мальчиков в большей степени, чем игры девочек, были направлены на развитие этих качеств.

В разделе вы можете узнать о русских традициях, связанных с уходом за детьми и их воспитанием, о народных играх и игрушках для девочек и мальчиков.

Первый год жизни считался самым важным в жизни, поэтому ребенок в это время был окружен не только наибольшей заботой в современном о ней представлении, но и множеством обрядов, также призваных защитить его и сделать счастливым. Большое внимание уделялось процессу грудного вскармливания и пеленания, особым моментом в жизни каждого было крещение и имянаречение.

В детстве закладываются основы личности и характера будущего взрослого — представителя своего народа и жителя своей земли. Поэтому с самых ранних лет старшие старались привить детям любовь к своей семье и бережное отношение к земле, уважение к старшим и к народным традициям.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.