Днем рождения Российского этнографического музея (РЭМ) принято считать 10(23) января 1902 года. Он был основан как этнографический отдел Русского музея императора Александра III, учреждённого 13 апреля 1895 года указом императора Николая II.
Основная задача Этнографического отдела формулировалась так: "Представить картину этнографического протяжения нашего отечества, картину народов, обитающих в России и в непосредственном соседстве с нею".
__________
Истоки и замыслы
Персоналии (учредители, основатели, собиратели)
Руководители
Здание
Даты и события
История названия музея
Наводнение
Великая Отечественная война
ИСТОКИ И ЗАМЫСЛЫ
О роли видных российских ученых в создании концепции музея этнографии народов России, его учредителях, основателях и собирателях.
__________
Понимание необходимости изучения культуры и быта народов многонациональной Российской империи возникло в среде русской интеллигенции уже в середине XIX столетия одновременно с созданием Императорского Русского географического общества (ИРГО) в Санкт-Петербурге.
В недрах ИРГО созрела идея создания большого этнографического музея народов России. Первым серьезным шагом в ее реализации стала Всероссийская этнографическая выставка 1867 г. в Москве, которая была, организована усилиями Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии и имела широкий общественный и научный резонанс. После ее закрытия этнографические коллекции стали составной частью Московского публичного (Румянцевского и Дашковского) музея, а с 1948 г. они хранятся в Российском этнографическом музее.
Семенов-Тян-Шанский Петр Петрович (1827–1914)

Географ, статистик, ботаник, вице-председатель Русского географического общества, автор программы этнографического изучения населения Новой Гвинеи экспедиции Н.Н. Миклухо-Маклая , член Совета Этнографического отдела Русского музея императора Александра III.
"Основная идея ... учредителей Общества заключалась в том, чтобы привлечь к осуществлению широко поставленной ими цели - изучения родной земли и людей ее обитающих - по возможности все лучшие силы Русской земли и работать вместе с ними на пользу и славу ... Отечества". (П.П. Семенов-Тян-Шанский)
Бэр Карл Максимович (1792–1876)
"Запасы для работ этнографических уменьшаются с каждым днем вследствие распространяющегося просвещения, которое сглаживает развитие племен... Но есть еще многое в этом отношении, что могло бы быть собрано, и что с течением времени уменьшается и, наконец, совсем исчезнет. Выдающийся натуралист, академик, один из учредителей Императорского Русского географического общества и первый преседатель его этнографического отделения.
Все сведения... составляют сокровище, которое с течением времени возрастает в цене. Поэтому все, что сделано будет для этнографии, сохранит о себе самое продолжительное воспоминание". (К.М. Бэр)
Стасов Владимир Васильевич (1824–1906)
Художественный и музыкальный критик, историк искусства, археолог, библиограф художественного отдела Публичной библиотеки, член Совета Этнографического отдела Русского музея императора Александра III.
"... Впервые у нас явилось намерение создать такой музей, где ... представлена была бы бытовая жизнь всех разнообразных, многочисленных народностей, вошедших в состав Русского государства. Мысль грандиозная беспримерная ..." (В.В.Стасов)
ПЕРСОНАЛИИ
УЧРЕДИТЕЛИ
О роли императора Николая II и членов семьи Романовых в учреждении Этнографического отдела в составе Русского музея.
__________
Император Николай II (1868–1918)
Этнографический отдел Русского музея был учрежден императором Николаем II во исполнение воли и в память его отца императора Александра III Именным высочайшим указом от 13 апреля 1895 года.
Николай II и другие члены императорской семьи были увлеченными коллекционерами и по существу стали одними из первых фондообразователей Этнографического отдела, в собрание которого вошли дары из личных коллекций дома Романовых.
Положение о Русском музее императора Александра III
Положения общие
1. Музей основан в память незабвенного покровителя русского искусства, императора Александра III, имея целью соеденить все, относящееся к его личности и истории его Царствования, и представить ясное понятие о художественном и культурном состоянии России.
2. По сему музей делится на три отдела:
I. Посвященный специально памяти Императора Александра III.
II. Художественный.
III. Этнографический и художественно-промышленный.
3. Каждый отдел имеет самостоятельное значение и может делиться, в случае необходимости, на подотделы, за исключением первого, имеющего остаться навсегда одним и цельным памятником императора Александра III.
Великий Князь Георгий Михайлович (1863–1919)
Августейший управляющий Русским музеем императора Александра III. Являлся важнейшей фигурой в истории создания и первые годы деятельности музея. В роли первого председателя Совета этнографического отдела Русского музея занимался строительством здания, вел обширную переписку с корреспондентами, занимался формированием музейного фонда. Передал в этнографический отдел обширную коллекцию восточной парадной утвари.
"Этнографический отдел, составляя неразрывную часть всего Русского музея императора Александра III, должен явиться и сам по себе центральным государственным этнографическим музеем в России, необходимость которого давно уже живо ощущается интересами русской науки и национальной мысли".
ОСНОВАТЕЛИ
О роли известных ученых в разработке идей и основных направлений деятельности музея народов Российской империи.
__________
Основные научные идеи и организационные принципы, заложенные устроителями и первыми сотрудниками музея в начале XX столетия, сохраняются и развиваются на всех этапах жизни музея до настоящего времени.
Ламанский Владимир Иванович (1833–1914)
Славянист, профессор Санкт-Петербургского университета, академик, председатель этнографического отделения Русского географического общества, основатель и издатель журнала "Живая старина", член Совета Этнографического отдела Русского музея императора Александра III.
"...Музей должен давать... цельное представление о различных в России народностях как о разновидностях человечества ... возможно полнее и вернее представить Россию в ее этнографическом своеобразии ...." (В.И. Ламанский)
Кондаков Никодим Павлович (1844–1925)
Историк византийского и древнерусского искусства, академик, председатель Русского антропологического общества при Санкт-Петербургском университете, член Совета Этнографического отдела Русского музея императора Александра III.
"...Следует поставить главной целью будущего Этнографического отдела - русскую этнографию в пределах России и в пределах расселения однородных с живущими в ней племен в соседних странах..." (Н.П. Кондаков)
Шахматов Алексей Александрович (1864–1920)
Языковед, историк древнерусской культуры, академик, председатель отделения русского языка и словесности Академии наук, член Совета Этнографического отдела Русского музея императора Александра III.
"...задачей нового музея должна быть этнография Российской империи и славян...." (А.А. Шахматов)
Радлов Василий Васильевич (1837–1918)
Языковед и этнограф, академик, директор Музея антропологии и этнографии Россиской Академии наук, выделенного из Кунсткамеры, член Совета этнографического отдела Русского музея императора Александра III.
"...Задача Русского Этнографического музея – выставить коллекцию предметов, рисующих как творчество отдельных народностей, выражающееся в их быте, удобствах жизни и эстетических стремлениях в тех фазах культуры, когда эти народности воодушевлены еще самостоятельными идеалами, так и последовательное развитие и влияние самобытных культур...." (В.В. Радлов)
Пыпин Александр Николаевич (1837–1904)
Ученый, исследователь русской и зарубежной литературы и фольклора, библиограф, академик, член Совета этнографического отдела Русского музея императора Александра III.
"...этнографическое изучение может (и должно) обнимать и объяснять по возможности все стороны народного быта и представлений, и ... такое изучение вовсе не обязывается быть голословным и оптовым панегериком ... в жизни народа, как и в жизни общества, есть свои темные стороны, которые можно объяснить тем или другим способом, по которым можно, пожалуй, и не сочувствовать, скрывать же эти темные стороны этнография никак не может,если только хочет остаться сколько- нибудь добросовестной..." (А.Н. Пыпин)
Ольденбург Сергей Федорович (1863–1934)
Востоковед, академик, непременный секретарь Академии наук, член Совета Этнографического отдела Русского музея императора Александра III.
"...Каждый музейный работник должен сознавать, что он и собиратель и технический сохранитель, выставочник и обьяснитель, и вместе с тем научный исследователь. ... Каждодневная, многочасовая работа над материалом ... делает из музейного работника научного специалиста совершенно особого типа, обладающего, с одной стороны, исключительным знанием каждой отдельной вещи, с другой - систематически привыкающего к группировке и классифицированию массы предметов..." (С.Ф. Ольденбург)
Клеменц Дмитрий Александрович (1848–1914)
Этнограф, археолог, географ, антрополог, религиевед, публицист. Один из создателей широко известного в России и за ее пределами Минусинского музея в Сибири, первый заведующий Этнографическим отделом Русского музея императора Александра III (1902–1910).
"...Музей настолько обширен, что будет одним из величайших в Европе..." – писал Д.А. Клеменц, которому вскоре суждено было стать директором, идеологом и организатором воплощения в жизнь концепции первого национального этнографического музея России.
"...В этнографии он не был шаблонным бытописателем. В этнографии он видел великую науку эволюции человеческой культуры, науку, требующую энциклопедического комплекса знаний..." (Л.Я. Штернберг)
ФОНДООБРАЗОВАТЕЛИ
О первых собирателях, заложивших основу музейных этнографических коллекций.
__________
Коллекции музея изначально комплектовались в экспедициях его первыми сотрудниками и привлеченными помошниками (корреспондентами) на основе собирательских программ. Среди первых экспонатов большое место занимали пожертвования семьи Романовых и многочисленных частных коллекционеров.
Клеменц Дмитрий Александрович (1848–1914)
Этнограф, археолог, географ, антрополог, религиевед, публицист. Один из создателей широко известного в России и за ее пределами Минусинского музея в Сибири, первый заведующий Этнографическим отделом Русского музея императора Александра III (1902-1910 гг) и хранитель отдела Сибири и Дальнего Востока. За это время было собрано 14 000 экспонатов.
Д.А. Клеменц наладил систематический сбор экспонатов по народам сибирского региона. Он привлек к сотрудничеству многих корреспондентов - представителей местной администрации, интеллигенции и простых крестьян. Они составляли основную группу собирателей отдела Сибири и Дальнего Востока. Их работу направляли штатные сотрудники отдела, продолжатели идей, принципов и методов собирательской деятельности Д.А. Клеменца.
"...То, что крестьянин делает для своего домашнего обихода, своими инструментами для удовлетворения своих потребностей - это предметы этнографии, и в музее должны быть и самые эти предметы, и сырой материал, который идет на них во всех стадиях обработки, и инструменты, которыми они делаются..." (Д.А. Клеменц)
Волков Федор Кондратьевич (1847–1918)
Антрополог, этнограф, археолог, с 1907 по 1918 г – штатный сотрудник Этнографического отдела Русского музея императора Александра III, и член его Совета. Собрал более 3600 экспонатов.
"...Бытовые особенности каждого народа представляют собою результат его коллективной деятельности... Экономическая сторона этой деятельности составляет задачу отдельной отрасли знания, те же формы, какие принимает как сама эта деятельность, так и ее результаты в виде бытовых предметов, а также психических и социальных явлений, - подлежат научному исследованию в области этнографии..." (Ф.К. Волков)
Дудин Самуил Мартынович (1863–1929)
Ученый-этнограф, путешественник, художник фотограф, коллекционер, исследователь искусства народов Востока, основоположник коллекции Этнографического отдела Русского музея императора Александра III по этнографии народов Средней Азии. Его коллекции содержат свыше 4000 экспонатов и 1500 фотоснимков..
"... Область, подлежащая фотографической фиксации, почти так же широка и неограничена, как и область художника. При этом у фотографа будет еще преимущество скорой работы и фиксации тем, последнему совершенно недоступных, ... материал, доставленный фотографом, будет иметь все преимущества документальности, беспристрастного и точного протокола..." (С.М. Дудин)
Иностранцев Константин Александрович (1876–1941)
Ученый-востоковед, с 1902 по 1908 г – штатный сотрудник Этнографического отдела Русского музея императора Александра III. Им собрано около 700 экспонатов по этнографии Кавказа и Крыма.
"...Изучение бытовых и духовных особенностей племен, развившихся под влиянием самых разнообразных естественных и исторических условий на пространстве, обнимающем почти весь северо-восток старого континента, представляет задачу, исполненную глубокого значения и интереса не только для людей науки, но и для всего образованного общества..." (К.А. Иностранцев)
Ляцкий Евгений Александрович (1868–1942)
Фольклорист, этнограф, литературовед, сотрудник Этнографического отдела Русского музея императора Александра III с 1902 по 1907 г. Создал обширную сеть корреспондентов, вместе с которыми доставил в музей около 6000 экспонатов.
"...Отдел в особенности нуждается в содействии местных любителей и знатоков народного быта, которые могут быть наиболее полезными там, где требуется непосредственное знакомство со всеми подробностями быта и нравственного склада местного населения... Моя экспедиция имела цель сплочения с местными деятелями, из которых могли бы образоваться коллекторы этнографических предметов для будущего музея..." (Е.А. Ляцкий)
Макаренко Алексей Алексеевич (1860–1942)
Этнограф, фольклорист, корреспондент, а позднее сотрудник Этнографического отдела Русского музея императора Александра III (1902-1942 гг). Внес значительный вклад в формирование коллекций, в том числе по этнографии русских и народов Сибири (2500 экспонатов).
"... Имею честь довести до сведения Совета музея, что, исполняя поручение Этнографического отдела... я приобрел для него 700 крупных и мелких экспонатов,... в том числе "досельные", т.е. старинные одежды и украшения русской народности, головные уборы, деревянную посуду, устанавливающие тесную связь в прошлом Енисейской губернии с северными губерниями Европейской России..."(А.А. Макаренко)
Миллер Александр Александрович (1875–1935)
Археолог, этнограф, заведующий Этнографическим отделом Русского музея императора Александра III. Им собраны многочисленные коллекции (1076 предметов), ставшие основой собрания музея по этнографии Кавказа.
"...Целью исследования на деле должны явиться не инструменты, как таковые, а то общество, которое их создало в историческом развитии..." (А.А. Миллер)
Могилянский Николай Михайлович (1871–1933)
Этнограф, антрополог, сотрудник, а впоследствии заведующий Этнографическим отделом Русского музея императора Александра III (1902–1918). Собрал более 3000 экспонатов по культуре и быту восточно-славянских народов.
"...Этнография есть народоведение. Ее задача - изучить развитие интеллектуальных духовных сил человеческого рода, которое под влиянием расовых особенностей, географической среды и исторических условий своеобразно протекало в различных группах, представляющих народы земного шара, и нашло свое отражение в особенностях материального и духовного уклада их жизни..." (Н.М. Могилянский)
Плюшкин Федор Михайлович (1837–1911)
Коллекционер, собиратель древностей, почетный гражданин г. Пскова; часть его миллионной коллекции (1355 предметов) была приобретена на личные средства императора Николая II и принесена в дар Этнографическому отделу Русского музея императора Александра III.
Руденко Сергей Иванович (1885–1969)
Антрополог, археолог, этнограф, корреспондент с 1906 г., а в последствии заведующий Этнографическим отделом Государственного Русского музея (1921–1929). Собрал 7700 экспонатов по этнографии многих народов Поволжья и Сибири.
"...Всякий этнограф-коллекционер хорошо знает, что собирание этнографических коллекций представляет несравненно больше трудностей, нежели каких бы то ни было других. Коллекционер-этнограф является не только собирателем, но и покупателем, а поэтому всецело зависит от требований, предрассудков и даже капризов тех, с кем ему приходится иметь дело..." (С.И. Руденко)
Шабельская Наталья Леонидовна (1845–1904)
Московский коллекционер, значительная часть коллекции которой (1100 предметов) была выкуплена императором Николаем II и поступила в качестве дара в Этнографический отдел Русского музея императора Александра III.
"...В коллекции г-жи Шабельской имеются единственные в своем роде предметы, достать которые в настоящее время является... невозможным. Отсутствие же их в коллекциях музея лишило бы его необходимой и крайне желательной полноты. Не следует забывать,... что в случае, если коллекция г-жи Шабельской уйдет куда-нибудь в другое научное учреждение или частное собрание, музей Александра III быть может навсегда лишен будет возможности сделаться наиболее полным хранилищем предметов старинного русского быта..." (М.Н. Могилянский)
РУКОВОДИТЕЛИ
Руководители музея:
1902–1909 Клеменц Дмитрий Александрович (заведующий Этнографическим отделом Русского музея).
1910–1918 Могилянский Николай Михайлович (заведующий Этнографическим отделом Русского музея).
1918–1921 Миллер Александр Александрович (заведующий Этнографическим отделом Русского музея).
1921–1929 Руденко Сергей Иванович (заведующий Этнографическим отделом Русского музея).
1930–1933 Таланов Николай Георгиевич
1934–1935 Воробьев Павел Иванович
1935–1937 Таланов Николай Георгиевич
1937–1941 Мильштейн Ефим Абрамович
Июль 1941 – июль 1942 Морозова Анна Степановна
Июль 1942 – 1944 Быковская Анна Федоровна
1944–1953 Мильштейн Ефим Абрамович
1953–1961 Сазонова Мария Васильевна
1961–1967 Нестерова Мария Степановна
1968–1977 Сергеев Дориан Андреевич
1977–1987 Баранова Ирина Ивановна
1987–1999 Дубов Игорь Васильевич
1999–2019 Грусман Владимир Моисеевич
2019 – настоящее время Купина Юлия Аркадьевна
ЗДАНИЕ
АРХИТЕКТУРА
Об архитектурном проекте В.Ф. Свиньина, строительстве, особенностях и дальнейшей судьбе музейного здания.
__________
Российский Этнографический музей расположен в здании, построенном в стиле русского неоклассицизма в начале века. Это одно из немногих сооружений в Санкт-Петербурге, специально возведенное для музея. Строительство началось в 1903 г. и длилось вплоть до 1916 г., когда была завершена внутренняя отделка помещений и установлено музейное оборудование.
Свиньин Василий Федорович (1865–1939)
Архитектор Высочайшего двора, автор проекта и организатор строительства здания Российского Этнографического музея (бывшего Этнографического отдела Русского музея императора Александра III).
В 1897 г. архитектор В.Ф.Свиньин был приглашен вице президентом Императорской Академии Художеств И.И.Толстым в качестве ремонтного архитектора Михайловского дворца, а также для разработки проекта специального здания для двух отделов Русского музея – Этнографического и Памятного. Строительство здания Этнографического отдела было инициировано и поддержано царской фамилией во главе с Николаем II, руководил стройкой великий князь Георгий Михайлович Романов.
Грандиозный проект архитектора был осуществлен не полностью: помещения фондохранилищ, лаборатории, кабинеты и зал для показа коллекций Памятного отдела так и не были построены.
Экспозиционные залы
О максимальной приспособленности залов к показу этнографических экспонатов – от планировки до специальной мебели.
__________
Внутри здание музея имеет четкую симметричную планировку с торжественными Мраморным залом и парадным Аванзалом в центре. На каждом из двух этажей левой и правой частей здания расположено по двенадцать залов, объединенных центральной галереей.
По замыслу и исполнению архитектура и внутренняя отделка здания оптимально соответствовали его назначению - показу этнографических коллекций. Стены экспозиционных залов были окрашены в спокойные тона без росписей и лепных украшений.
Одновременно со строительством здания в Германии была заказана специальная герметичная мебель и построена дезинфекционная камера, которые служат музею до настоящего времени.
Мраморный зал
Об архитектурной доминанте здания в память императора Александра III – Мраморном зале.
__________
Мраморный зал был задуман как памятный, в честь императора Александра III. Зал выстроен в традициях греко-римского перистиля (внутреннего двора, окруженного крытой коллонадой), с плафоном, набранным хрустальными плитами на которых изображены двуглавый орел и дубовые листья.
Особенностью этого монументального сооружения, площадью 935 кв.м., является использование для отделки только отечественного розового мрамора с его высокими декоративными достоинствами.
Мрамор добывался в карьерах бывшей Олонецкой губернии на севере России.
28 колонн на галерее, каждая весом 24 т, сделаны из монолитных мраморных блоков; стены, пол, карнизы и ступени выложены плитами из этого же камня, искусно подобранными по рисунку.
Памятник императору Александру III
Нереализованный замысел установки памятника императору Александру III в центре Мраморного зала.
_______
Cогласно проекту в центре зала предполагалось установить бронзовую статую Александра III (скульптор М.Я. Харламов), а c трех сторон под галереей разместить бронзовый горельеф с изображением сцен из жизни народов России.
Осуществлению этих замыслов помешала начавшаяся первая мировая война и политические события 1917 года. Готовый памятник Александру III был установлен, а после революции был демонтирован и уничтожен; горельеф остался незаконченным и дошел до нас не в бронзе, а в гипсе, тонированном под бронзу. Мраморный зал остается одним из красивейших архитектурных сооружений Санкт-Петербурга и является центральным выставочным залом Российского Этнографического музея.
Горельеф
О горельефном фризе по периметру Мраморного зала с изображением представителей различных народов Российской империи.
__________
Мраморный зал обрамляет горельефный фриз скульпторов В.С. Богатырева и М.Д. Харламова, выполненный в 1902–1907 гг. Он представляет своеобразную летопись народов России и изображает представителей различных этносов. Материал для фриза авторы специально собирали по всей стране, научным консультантом в работе был Д.А. Клеменц.
Прекрасно выполненный горельеф реалистично передает характерные типы многонациональной России. Он органично увязан с замыслом и архитектурой Памятного зала и музея в целом.
ДАТЫ И СОБЫТИЯ
Основные даты истории Российского этнографического музея
__________
1895 г., апрель – учреждение Русского музея императора Александра III.
1902 г., январь – организация Этнографического отдела (ЭО) Русского музея императора Александра III.
1923 г., июнь – открытие для публики Этнографического отдела Государственного Русского музея.
1934 г., март – выделение Этнографического отдела Государственного Русского музея в самостоятельный Государственный музей этнографии.
1948 г., июнь – открытие Государственного музея этнографии для посетителей после восстановления от разрушений, нанесенных Великой Отечественной войной.
1948 г., август – объединение коллекций бывшего Музея народов СССР в Москве с собранием Государственного музея этнографии в Ленинграде.
1954 г. – окончание восстановительных и реставрационных работ после разрушений, нанесенных музею Великой отечественной войной.
1986 г. – присвоение Государственному музею этнографии народов СССР статуса научно-исследовательского учреждения I категории.
1991 г., декабрь – включение Государственного музея этнографии народов СССР в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
ИСТОРИЯ НАЗВАНИЯ МУЗЕЯ
Отражение различных периодов истории музея в его наименовании.
__________
1902–1918 гг. – Этнографический отдел (ЭО) Русского музея Императора Александра III
1918–1934 гг. – Этнографический отдел (ЭО) Государственного Русского музея
1934–1948 гг. – Государственный музей этнографии (ГМЭ)
Название получил после отделения от Русского музея и присвоения ему статуса самостоятельного учреждения.
1948–1992 гг. – Государственный музей этнографии народов СССР (ГМЭ народов СССР)
Название получил после передачи этнографических коллекций бывшего Музея народов СССР в Москве в фонды Государственного музея этнографии.
1992 г. – по настоящее время – Российский Этнографический музей (РЭМ)
Название получил в связи с новым государственным статусом России.
НАВОДНЕНИЕ
Об ущербе, нанесенном музею катастрофическим наводнением 1924 года.
__________
Драматическим событием для музея стало наводнение 1924 г. Подвальные помещения, где хранились этнографические коллекции, были затоплены - под водой оказались около ста тысяч экспонатов. В результате десятки тысяч из них были повреждены, а некоторые утрачены безвозвратно. Со многих памятников были смыты инвентарные номера, что потребовало их кропотливой и длительной идентификации.
Спасением экспонатов – извлечением из воды и просушкой занимались не только все сотрудники музея, но и многие добровольные помощники. Одновременно приступили к реставрационным работам с привлечением лучших мастеров города.
Через двадцать дней после наводнения Этнографический отдел Государственного Русского музея был вновь открыт для посетителей, но ликвидацией последствий бедствия сотрудники музея занимались еще многие годы.
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
О гибели половины сотрудников, значительном разрушении здания и утрате десятков тысяч экспонатов в период войны.
__________
Утраты
Невосполнимый урон музею нанесла Великая Отечественная война 1941–1945 гг. На фронтах и от голода в блокадном Ленинграде погибли 33 сотрудника - половина коллектива музея. В начале войны удалось эвакуировать в тыл лишь десятую часть коллекций, основной же массив музейного собрания остался в осажденном городе.
В 1941 году в результате четырех бомбовых ударов было сильно разрушено здание музея: рухнула часть перекрытий и стен, пострадали парадный Аванзал и великолепный Мраморный зал. От прямого попадания бомбы в фондохранилище утрачены десятки тысяч этнографических предметов и негативов.
Восстановление
Малыми силами оставшихся в штате сотрудников музея производилась разборка завалов, в результате чего было спасено 15 000 экспонатов. В 1942 году началась консервация, а сразу же после войны - реставрация здания музея, продолжавшаяся вплоть до 1957 года.
Особенно сложной была реставрация Мраморного зала, потребовавшая поистине ювелирного искусства в воссоздании мраморных покрытий пола и стен, обновления хрустального потолка и восстановления пристенного фриза по сохранившимся фрагментам и фотографиям.