Аа

Главная: Коллекции и экспозиции: Выставки онлайн: «Возвращение к истокам»: этническое направление в ювелирном искусстве народов Прибалтики ХХ века

25.06.20

«Возвращение к истокам»: этническое направление в ювелирном искусстве народов Прибалтики ХХ века

Автор: М.Л.Засецкая, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии народов Северо-Запада России и Прибалтики

Экспонирование: онлайн с 25.06.2020

Первоначально эта онлайн выставка была задумана как временная, дополняющая экспозицию «Народы Северо-Запада России и Прибалтики XVIII–XX вв.» и, в какой-то мере, предваряющая музейный проект «Диалоги. Этника в современном ювелирном искусстве» (2021–2022 гг.). К сожалению, в настоящее время реализовать выставку в привычном – офлайн формате не представляется, возможным. Однако в ходе ее подготовки были обнаружены некоторые преимущества нового цифрового режима. Например, при монтаже онлайн-витрин удалось продемонстрировать ранние украшения XVIII–XIX веков, наряду с наиболее поздними и современными ХХ – начала ХХI века из фондов отдела этнографии Северо-Запада России и Прибалтики и Особой кладовой РЭМ, дополнить рисунками, сделанными по оригиналам, хранящимся в музеях декоративно-прикладного искусства в странах Балтии. Надеемся, что подобные фотокомпозиции сделают наш рассказ более наглядным и позволят создать широкую панораму развития этнического направления в современном ювелирном искусстве народов Прибалтики.

                           

Фибулы (а, б) – традиционные нагрудные украшения, типы которых широко бытовали на территории Прибалтики в XIXв.

и броши-имитации фибул (в, г, д, е) 1960–1980-х гг.

Металл, серебро, стекло, хрусталь, перламутр, янтарь. Эстонцы (а ,г ,д, е). Латыши (б, в)

      

        

         

Зарождение и развитие этнического направления в Прибалтике

Первые украшения в этническом стиле появились в Прибалтике в 1900–1910-е гг. в эпоху «югендштиль» (в русской традиции – модерн), то есть когда традиционные костюмные украшения еще продолжали бытовать в крестьянской среде, и присутствие в костюме горожанки/горожанина их уменьшенной «копии» символизировало связь владельца с народом. Это были броши, бусы, кулоны, имитирующие традиционные формы фибул и различных шейных украшений.

Следует отметить, что подобные этно-символические маркеры, как правило, отображают в художественной форме процессы становления и развития национальных культур – рост национального самосознания, национально-освободительное движение, реферирование национальной истории, возникновение независимого национального государства. Производство этих украшений ориентировано прежде всего на удовлетворение спроса, в том числе духовных запросов, коренного населения. Базисом для данного направления служит историческая память этноса, то есть стереотипы представлений о феномене народной традиционной культуры у самих её носителей. Идеологами и конструкторами первых «канонических» изделий этого направления обычно выступают представители национальной творческой интеллигенции. В Прибалтике 1900–1930-х гг. это были художники нового поколения, чье мировоззрение и жизненная позиция, сформировались под воздействием идеологии национального возрождения (1850–1880-х гг.).

Закономерно, что первый период расцвета прибалтийской этники совпадает с образованием независимых государств Эстонии, Латвии, Литвы. Сложившиеся тогда основные идейно-художественные принципы моделирования украшений в этническом стиле не утратили своего значения и поныне. Броши-фибулы, броши-книпкиенс, кулоны / медальоны, ожерелья, перстни, браслеты, интерпретирующие традиционные народные украшения XVII–XIX веков – это доминирующая «классическая» тенденция развития ювелирной этники в странах Балтии. На протяжении всего ХХ века эти украшения-интерпретации будут отличать три главных качества: 1 – высокий профессионализм; 2 – узнавание этнического / этнолокального оригинала, т.е. стремление к воссозданию аутентичного предмета (материал, форма, декор); 3 – соответствие текущему модному стилю в европейской одежде.

Подвески к традиционным женским ожерельям XVIII –XIX вв. (а, б, в  – верхний ряд)

и подвески к кулонам, изготовленные в 1970-гг. (г, д, е  –  нижний ряд).

Серебро, металл, стекло; д) работа художницы-ювелира Х.Тасса; е) кулон «Старый талер» работа народного мастера Ауметса. г.Таллин. Эстонцы

     

 Женские нагрудные украшения

а. «Книепкиенс» (латыш. knipķiens) – нагрудное украшение-застежка. Кон. XIXв. Курляндская губ. Гробин-Газенпотский у.

б. Брошь, имитирующая форму традиционной застежки «книепкиенс». Янтарь, металл. 2010г. Работа мастеров студии народного прикладного искусства «Ritums». г.Рига. Латыши

     

Сакта (а) для застегивания виллайне – наплечного покрывала. XIXв. Серебро.

Брошь (б) выполнена по образу сакты для застегивания виллайне. 1975г. Мельхиор. Латыши

         

           

          

             

Основные тенденции развития этнического направления в ювелирном искусстве

Преданья старины глубокой…

Одной из особенностей прибалтийской этники (ювелирного, медальерного, камнерезного искусства) является её опосредованная связь с идеологией, доминирующей в обществе в определенный период времени. Эту связь можно проследить, если сопоставить произведения 1920–1930-х гг. с работами ювелиров и народных мастеров 1950–1960-х гг. Однако идеология не всегда подразумевает политику. Для прибалтийского ювелирного искусства в первую очередь актуально обращение к сюжетам мифа, эпоса, народного фольклора, артефактам эпохи «золотого века», предшествующей датско-немецкой экспансии (1198–1411 гг.) в Прибалтике.

В 1920–1930-е гг. появляются своеобразные сюжетно-образные композиции, изображения легендарных героев, простых людей «из народа» в традиционных костюмах (жанровые сцены, портреты). Сквозь десятилетия в композиции эстонских брошей-фибул сохраняется образ корабля (ладьи, драккара, парусника), скользящего по волнам.

Начиная с 1950- х гг., благодаря публикации фундаментальных трудов и альбомов по балтской и финской археологии, многочисленные памятники раннего и позднего средневековья становятся достоянием широких кругов общественности, включая художников-ювелиров и народных мастеров. На фоне политической «оттепели» и «фольклорной волны» в СССР 1960-х гг. прибалтийские художники начинают все чаще обращаться к археологическому наследию древних балтов и эстов. Воспроизводятся формы арбалетообразных (в том числе: антропозооморфных), щитковых, подковообразных фибул, широко бытовавшие у местного населения еще до начала Северных крестовых походов XII века. Но настоящий расцвет исторической реконструкцией приходится на 1970–1980-е гг. В последние десятилетия существования Советского Союза украшения-интерпретации археологических памятников должны были служить просвещению и напоминать о самобытности творческого духа народа, оптимизировать историческую память и патриотизм.

В настоящее время, в принципе, основные задачи при создании изделий этого рода остались прежними, но произошло смещение акцентов в сторону попыток осознания метафизической, магической составляющей древних форм и орнаментальных композиций. Это отразилось на выборе объектов для интерпретации, например, обращение к памятникам эпохи неолита и бронзы, предпочтение амулетов, оберегов, бытовавших во времена дохристианских верований, и главное – на степени стилизации. Некоторые мастера-реконструкторы стремятся к абсолютной аутентичности, другие создают собирательный поэтизированный образ «по мотивам» археологических памятников. Стремясь расшифровать язык символов, проникнуть в «тайные знания» предков, художники, подчас, увлекаются и переходят из мира поэзии и мир фэнтази. Но эти явления отнюдь не случайны, они также результат нового этапа в переосмыслении национальной истории, которое в той или иной мере переживают все народы на постсоветском пространстве.

Броши в форме фибул с сюжетно-образными композициями, навеянными карело-финской, эстонской и скандинавской мифологией и эпической поэзией.

Рисунки В.Г.Владимирова по оригиналам из Эстонского музея декоративно-прикладного искусства и дизайна (эст. Eesti Tarbekunsti- ja Disainimuuseum), г. Таллин, Эстонская Республика)

        

Сакта (брошь) – нагрудное украшение – дорогой для сердца латыша символ этнической культуры.

Брошь изготовлена кустарным способом из серебряной монеты «большого» лата – пятилатовика (1932 г.) с изображением Милды – «девушки из народа» (латыш. tautumeita) и круговой легендой: “LATVIJAS REPUBLIKA”. Автор эскиза монеты Рихард Зариньш (1869–1939). В советское время с 1940 по 1991гг. подобные броши, сделанные из пятилатовой монеты служили, особенно в среде национальной интеллигенции, для манифестации «латышскости»» (лат. Latvietuba)

          

         

Украшения-застежки:

а. Булавка с подвесом

б. Арбалетовидная (совинообразная) фибула. Изготовлены по археологическим образцам V–VIIвв. Автор К.Пуоджюкас. 1988г. Литовцы

     

    

Экспериментальное и традиционное

Наиболее ярко экспериментальная тенденция в развитии этнического направления в Прибалтике обозначилась во второй половине ХХ века. В 1940–1960-е гг. художники-ювелиры и народные мастера начали активно использовать нетрадиционные для прибалтийских украшений материалы, например, кость, кожу, дерево, керамику, поделочные камни; практиковать соединение авангардного дизайна с традиционным орнаментом, инновационных, относительно региональной традиции, технологий с классическими формами (например, чернь, скань, филигрань при изготовлении брошей-фибул).

Отказ от прямого копирования народных украшений был типичен для творчества молодых дизайнеров и в 1970–1980-е гг. Нередко в их произведениях экспериментальное направление органично сочеталось со стилизацией на тему этнического или средневекового украшения. Особенно часто подобный подход можно было наблюдать при моделировании изделий, входящих в круг памятников «балтской этники» в Латвии и Литве, где в качестве опоры «этно-символического» украшения выступал уникальный местный материал: янтарь-сукцинит.

Сакты - броши с подвесками «колокольчиками».

Кость, янтарь, металл, серебро (а), дерево, янтарь, металл (б).

Художественный комбинат «Максла» 1950 – 1960гг. Латыши

     

Шейно-нагрудные украшения, имитирующие древне-латышские нагрудные цепочки (а) для скрепления наплечных покрывал

и колье (б) – оригинальное авторское произведение, не имеющее прямых аналогов среди памятников традиционной культуры.

Металл, янтарь. Автор Э.Юмите. 1970-е гг. Студия «Атсполе». Латыши

    

       

Наиболее типичные образцы «балтской этники» – янтарные украшения, изготовленные народными мастерами Литвы и Латвии в 1950–1980-е гг.

     

       

       

       

       

Заключение

На протяжение ХХ века в процессе исчезновения старинных украшений из обихода и превращения их в коллекционные предметы и музейные экспонаты, в Прибалтике происходило их замещение образцами этники, которые постепенно стали отождествляться местным населением с украшениями-прототипами. Во второй половине ХХв. их начинают наделять теми же названиями и функциями, включая и магическую (женский оберег), которые были присуще традиционным украшениям в народной среде XVIII–XIX веков. Подтверждением этому служат интервью с владельцами, художниками, мастерами-изготовителями, а также коллекционные описи РЭМ 1960–1980-х гг., где собирателями зафиксированы названия экспонатов, например, брошей: сыльг, витссыльг, прээс (эст. традиционные названия разных типов фибул: sõlg, vitssõlg, prees) сакта, книепкиенс (латыш. названия фибул и застежек: sakta, knipķiens) и т.п.

В заключении нашего краткого обзора онлайн-выставки хочется отметить, что важнейшим стимулом развития этники в ювелирном искусстве Прибалтики на протяжении всего ХХв. было общественное признание этнического направления как неотъемлемой составляющей национального искусства – основы, соединяющей прошлое и будущее. Восприятие этники в качестве преемницы традиций народного искусства обеспечило новым видам украшений высокий этнокультурный и символический статус, что в свою очередь способствовало привлечению творческой молодежи к освоению данного направления в декоративно-прикладном искусстве и ювелирном деле.

Гривна с подвесками-лунницами (а) – женское шейное украшение,

брошь (б) в форме дисковидной фибула с четырьмя змеиными головами в круге

и застежка-булавка (в) с ушком в виде фигурки коня. Латунь, бронзовые сплавы.

Реконструкции по археологическим оригиналам VII – Хвв. н.э.  Автор Казимерас Баришаускас. Середина 2000-х гг. Литовцы

       

      

Женские украшения (подвески) – реконструкции антропоморфных амулетов (а, б)

и оригинальных изделий (в, г) эпохи неолита.

Носятся в составе костюмов участницами национальных культурно-исторических фестивалей в Литве.

Мастер-резчик Русланас Аранаускас.  Середина 2000 –х гг. Литовцы

  

   

    

      

«Сыльг» – произведение современной эстонской художницы-ювелира Каярт Сумматавет.

В интервью журналистам художница рассказала: «отношение девочки к сыльг особенное. Брошь является большой ценностью, с момента ее приобретения происходит что-то невероятное – подтверждается бытие женщиной.

Сыльг – это защита, терапия, традиция, статус, но прежде всего это связующее звено с предшествующими поколениями женщин».

Рис. В.Г.Владимирова по фотографии, опубликованной на сайте «Молодежь Эстонии»

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.