Главная: Коллекции и экспозиции: Выставки онлайн: «Возвращение к истокам»: этническое направление в ювелирном искусстве народов Прибалтики ХХ века
Автор: М.Л.Засецкая, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии народов Северо-Запада России и Прибалтики
Экспонирование: онлайн с 25.06.2020
Первоначально эта онлайн выставка была задумана как временная, дополняющая экспозицию «Народы Северо-Запада России и Прибалтики XVIII–XX вв.» и, в какой-то мере, предваряющая музейный проект «Диалоги. Этника в современном ювелирном искусстве» (2021–2022 гг.). К сожалению, в настоящее время реализовать выставку в привычном – офлайн формате не представляется, возможным. Однако в ходе ее подготовки были обнаружены некоторые преимущества нового цифрового режима. Например, при монтаже онлайн-витрин удалось продемонстрировать ранние украшения XVIII–XIX веков, наряду с наиболее поздними и современными ХХ – начала ХХI века из фондов отдела этнографии Северо-Запада России и Прибалтики и Особой кладовой РЭМ, дополнить рисунками, сделанными по оригиналам, хранящимся в музеях декоративно-прикладного искусства в странах Балтии. Надеемся, что подобные фотокомпозиции сделают наш рассказ более наглядным и позволят создать широкую панораму развития этнического направления в современном ювелирном искусстве народов Прибалтики.
Фибулы (а, б) – традиционные нагрудные украшения, типы которых широко бытовали на территории Прибалтики в XIXв.
и броши-имитации фибул (в, г, д, е) 1960–1980-х гг.
Металл, серебро, стекло, хрусталь, перламутр, янтарь. Эстонцы (а ,г ,д, е). Латыши (б, в)
Первые украшения в этническом стиле появились в Прибалтике в 1900–1910-е гг. в эпоху «югендштиль» (в русской традиции – модерн), то есть когда традиционные костюмные украшения еще продолжали бытовать в крестьянской среде, и присутствие в костюме горожанки/горожанина их уменьшенной «копии» символизировало связь владельца с народом. Это были броши, бусы, кулоны, имитирующие традиционные формы фибул и различных шейных украшений.
Следует отметить, что подобные этно-символические маркеры, как правило, отображают в художественной форме процессы становления и развития национальных культур – рост национального самосознания, национально-освободительное движение, реферирование национальной истории, возникновение независимого национального государства. Производство этих украшений ориентировано прежде всего на удовлетворение спроса, в том числе духовных запросов, коренного населения. Базисом для данного направления служит историческая память этноса, то есть стереотипы представлений о феномене народной традиционной культуры у самих её носителей. Идеологами и конструкторами первых «канонических» изделий этого направления обычно выступают представители национальной творческой интеллигенции. В Прибалтике 1900–1930-х гг. это были художники нового поколения, чье мировоззрение и жизненная позиция, сформировались под воздействием идеологии национального возрождения (1850–1880-х гг.).
Закономерно, что первый период расцвета прибалтийской этники совпадает с образованием независимых государств Эстонии, Латвии, Литвы. Сложившиеся тогда основные идейно-художественные принципы моделирования украшений в этническом стиле не утратили своего значения и поныне. Броши-фибулы, броши-книпкиенс, кулоны / медальоны, ожерелья, перстни, браслеты, интерпретирующие традиционные народные украшения XVII–XIX веков – это доминирующая «классическая» тенденция развития ювелирной этники в странах Балтии. На протяжении всего ХХ века эти украшения-интерпретации будут отличать три главных качества: 1 – высокий профессионализм; 2 – узнавание этнического / этнолокального оригинала, т.е. стремление к воссозданию аутентичного предмета (материал, форма, декор); 3 – соответствие текущему модному стилю в европейской одежде.
Подвески к традиционным женским ожерельям XVIII –XIX вв. (а, б, в – верхний ряд)
и подвески к кулонам, изготовленные в 1970-гг. (г, д, е – нижний ряд).
Серебро, металл, стекло; д) работа художницы-ювелира Х.Тасса; е) кулон «Старый талер» работа народного мастера Ауметса. г.Таллин. Эстонцы
Женские нагрудные украшения
а. «Книепкиенс» (латыш. knipķiens) – нагрудное украшение-застежка. Кон. XIXв. Курляндская губ. Гробин-Газенпотский у.
б. Брошь, имитирующая форму традиционной застежки «книепкиенс». Янтарь, металл. 2010г. Работа мастеров студии народного прикладного искусства «Ritums». г.Рига. Латыши
Сакта (а) для застегивания виллайне – наплечного покрывала. XIXв. Серебро.
Брошь (б) выполнена по образу сакты для застегивания виллайне. 1975г. Мельхиор. Латыши
Преданья старины глубокой…
Одной из особенностей прибалтийской этники (ювелирного, медальерного, камнерезного искусства) является её опосредованная связь с идеологией, доминирующей в обществе в определенный период времени. Эту связь можно проследить, если сопоставить произведения 1920–1930-х гг. с работами ювелиров и народных мастеров 1950–1960-х гг. Однако идеология не всегда подразумевает политику. Для прибалтийского ювелирного искусства в первую очередь актуально обращение к сюжетам мифа, эпоса, народного фольклора, артефактам эпохи «золотого века», предшествующей датско-немецкой экспансии (1198–1411 гг.) в Прибалтике.
В 1920–1930-е гг. появляются своеобразные сюжетно-образные композиции, изображения легендарных героев, простых людей «из народа» в традиционных костюмах (жанровые сцены, портреты). Сквозь десятилетия в композиции эстонских брошей-фибул сохраняется образ корабля (ладьи, драккара, парусника), скользящего по волнам.
Начиная с 1950- х гг., благодаря публикации фундаментальных трудов и альбомов по балтской и финской археологии, многочисленные памятники раннего и позднего средневековья становятся достоянием широких кругов общественности, включая художников-ювелиров и народных мастеров. На фоне политической «оттепели» и «фольклорной волны» в СССР 1960-х гг. прибалтийские художники начинают все чаще обращаться к археологическому наследию древних балтов и эстов. Воспроизводятся формы арбалетообразных (в том числе: антропозооморфных), щитковых, подковообразных фибул, широко бытовавшие у местного населения еще до начала Северных крестовых походов XII века. Но настоящий расцвет исторической реконструкцией приходится на 1970–1980-е гг. В последние десятилетия существования Советского Союза украшения-интерпретации археологических памятников должны были служить просвещению и напоминать о самобытности творческого духа народа, оптимизировать историческую память и патриотизм.
В настоящее время, в принципе, основные задачи при создании изделий этого рода остались прежними, но произошло смещение акцентов в сторону попыток осознания метафизической, магической составляющей древних форм и орнаментальных композиций. Это отразилось на выборе объектов для интерпретации, например, обращение к памятникам эпохи неолита и бронзы, предпочтение амулетов, оберегов, бытовавших во времена дохристианских верований, и главное – на степени стилизации. Некоторые мастера-реконструкторы стремятся к абсолютной аутентичности, другие создают собирательный поэтизированный образ «по мотивам» археологических памятников. Стремясь расшифровать язык символов, проникнуть в «тайные знания» предков, художники, подчас, увлекаются и переходят из мира поэзии и мир фэнтази. Но эти явления отнюдь не случайны, они также результат нового этапа в переосмыслении национальной истории, которое в той или иной мере переживают все народы на постсоветском пространстве.
Броши в форме фибул с сюжетно-образными композициями, навеянными карело-финской, эстонской и скандинавской мифологией и эпической поэзией.
Рисунки В.Г.Владимирова по оригиналам из Эстонского музея декоративно-прикладного искусства и дизайна (эст. Eesti Tarbekunsti- ja Disainimuuseum), г. Таллин, Эстонская Республика)
Сакта (брошь) – нагрудное украшение – дорогой для сердца латыша символ этнической культуры.
Брошь изготовлена кустарным способом из серебряной монеты «большого» лата – пятилатовика (1932 г.) с изображением Милды – «девушки из народа» (латыш. tautumeita) и круговой легендой: “LATVIJAS REPUBLIKA”. Автор эскиза монеты Рихард Зариньш (1869–1939). В советское время с 1940 по 1991гг. подобные броши, сделанные из пятилатовой монеты служили, особенно в среде национальной интеллигенции, для манифестации «латышскости»» (лат. Latvietuba)
Украшения-застежки:
а. Булавка с подвесом
б. Арбалетовидная (совинообразная) фибула. Изготовлены по археологическим образцам V–VIIвв. Автор К.Пуоджюкас. 1988г. Литовцы
Экспериментальное и традиционное
Наиболее ярко экспериментальная тенденция в развитии этнического направления в Прибалтике обозначилась во второй половине ХХ века. В 1940–1960-е гг. художники-ювелиры и народные мастера начали активно использовать нетрадиционные для прибалтийских украшений материалы, например, кость, кожу, дерево, керамику, поделочные камни; практиковать соединение авангардного дизайна с традиционным орнаментом, инновационных, относительно региональной традиции, технологий с классическими формами (например, чернь, скань, филигрань при изготовлении брошей-фибул).
Отказ от прямого копирования народных украшений был типичен для творчества молодых дизайнеров и в 1970–1980-е гг. Нередко в их произведениях экспериментальное направление органично сочеталось со стилизацией на тему этнического или средневекового украшения. Особенно часто подобный подход можно было наблюдать при моделировании изделий, входящих в круг памятников «балтской этники» в Латвии и Литве, где в качестве опоры «этно-символического» украшения выступал уникальный местный материал: янтарь-сукцинит.
Сакты - броши с подвесками «колокольчиками».
Кость, янтарь, металл, серебро (а), дерево, янтарь, металл (б).
Художественный комбинат «Максла» 1950 – 1960гг. Латыши
Шейно-нагрудные украшения, имитирующие древне-латышские нагрудные цепочки (а) для скрепления наплечных покрывал
и колье (б) – оригинальное авторское произведение, не имеющее прямых аналогов среди памятников традиционной культуры.
Металл, янтарь. Автор Э.Юмите. 1970-е гг. Студия «Атсполе». Латыши
Наиболее типичные образцы «балтской этники» – янтарные украшения, изготовленные народными мастерами Литвы и Латвии в 1950–1980-е гг.
На протяжение ХХ века в процессе исчезновения старинных украшений из обихода и превращения их в коллекционные предметы и музейные экспонаты, в Прибалтике происходило их замещение образцами этники, которые постепенно стали отождествляться местным населением с украшениями-прототипами. Во второй половине ХХв. их начинают наделять теми же названиями и функциями, включая и магическую (женский оберег), которые были присуще традиционным украшениям в народной среде XVIII–XIX веков. Подтверждением этому служат интервью с владельцами, художниками, мастерами-изготовителями, а также коллекционные описи РЭМ 1960–1980-х гг., где собирателями зафиксированы названия экспонатов, например, брошей: сыльг, витссыльг, прээс (эст. традиционные названия разных типов фибул: sõlg, vitssõlg, prees) сакта, книепкиенс (латыш. названия фибул и застежек: sakta, knipķiens) и т.п.
В заключении нашего краткого обзора онлайн-выставки хочется отметить, что важнейшим стимулом развития этники в ювелирном искусстве Прибалтики на протяжении всего ХХв. было общественное признание этнического направления как неотъемлемой составляющей национального искусства – основы, соединяющей прошлое и будущее. Восприятие этники в качестве преемницы традиций народного искусства обеспечило новым видам украшений высокий этнокультурный и символический статус, что в свою очередь способствовало привлечению творческой молодежи к освоению данного направления в декоративно-прикладном искусстве и ювелирном деле.
Гривна с подвесками-лунницами (а) – женское шейное украшение,
брошь (б) в форме дисковидной фибула с четырьмя змеиными головами в круге
и застежка-булавка (в) с ушком в виде фигурки коня. Латунь, бронзовые сплавы.
Реконструкции по археологическим оригиналам VII – Хвв. н.э. Автор Казимерас Баришаускас. Середина 2000-х гг. Литовцы
Женские украшения (подвески) – реконструкции антропоморфных амулетов (а, б)
и оригинальных изделий (в, г) эпохи неолита.
Носятся в составе костюмов участницами национальных культурно-исторических фестивалей в Литве.
Мастер-резчик Русланас Аранаускас. Середина 2000 –х гг. Литовцы
«Сыльг» – произведение современной эстонской художницы-ювелира Каярт Сумматавет.
В интервью журналистам художница рассказала: «отношение девочки к сыльг особенное. Брошь является большой ценностью, с момента ее приобретения происходит что-то невероятное – подтверждается бытие женщиной.
Сыльг – это защита, терапия, традиция, статус, но прежде всего это связующее звено с предшествующими поколениями женщин».
Рис. В.Г.Владимирова по фотографии, опубликованной на сайте «Молодежь Эстонии»