Главная: Коллекции и экспозиции: Выставки онлайн: «В гармонии с красным: туркмены»
Авторский коллектив:
Старостина Ольга Викторовна, н.с. отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана, канд. ист. наук – куратор проекта
Ананьева Ольга Андреевна, н.с. отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана
Кубель Елена Леонидовна, н.с. отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана
Нератова Елизавета Ивановна, зав. отделом специализированного хранения
Попова Лариса Федоровна, зав. отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана
Майевский Дмитрий Кондратьевич, художник-дизайнер выставочного проекта
Время и место экспонирования: 27.07.2021–23.01.2022, Российский этнографический музей
Выставка из собрания Российского этнографического музея «Туркмены. В гармонии с красным» посвящена традиционной культуре туркмен – одного из крупнейших народов Среднего Востока, основного населения Республики Туркменистан. Группы туркмен исторически проживают также в России, Узбекистане, Таджикистане, Иране, Ираке, Афганистане, Пакистане и Сирии.
Туркмены вне зависимости от образа жизни – кочевого или оседлого – создали уникальную бытовую среду, яркую особенность которого составляет высочайший уровень декоративно-прикладного искусства, отдельные виды которого, как, например, ковроткачество, является мировым достоянием. Передавая из поколения в поколение свои самобытные традиции, туркмены всегда сохраняли приверженность красному цвету, который доминировал в народном костюме, интерьере жилища, убранстве верхового коня и верблюда свадебного каравана. Красный как цвет огня, солнца, животворящих сил природы «проявлен» в предметном мире туркменской культуры во всем богатстве своей палитры – от нежно-розовых до пурпурно-фиолетовых оттенков.
Излюбленной тканью туркмен, ныне имеющей статус этнического символа, является gyrmyzyketeni. Эту плотную шелковую ткань туркмены издавна изготавливали в южных областях Туркмении, где было развито шелководство. Шелковые нити окрашивались в красный цвет корнем марены красильной (лат.Rubiatinctórum). Марена выращивалась в земледельческих хозяйствах туркмен, на засоленных почвах ее урожайность была очень высокой. Основной цвет, который дает корень марены – ярко-красный, но различные протравы позволяли получать всевозможные его оттенки. На протяжении веков туркменки составляли собственные рецепты окрашивающих растворов. Покупным красителем, посредством которого достигали глубоких малиновых, вишневых, пурпурных тонов, являлся кармин, добываемый путем обработки самок насекомых кошениль.
На протяжении многих веков в традиционном костюме туркмен устойчиво сохранялись определенные цветовые символические коды и, особое место в этой системе, занимал красный – цвет жизненной силы, молодости, солнца, огня. Он доминировал в мужской и женской одежде. Если элемент костюма не являлся собственно красным, то детали этого цвета выделялись особенно ярко, сигнализируя о своей знаковой роли. Полосы, вставки, нашивки имели, как правило, строгую геометрическую форму, их количество и расположение было гармонично сбалансировано, и поэтому многие предметы туркменской одежды выглядят современно как высокие достижения дизайна.
Красный цвет использовался не только в контексте магии плодородия, но и играл роль оберега, которая наиболее ярко проявилась в детском костюме. Традиционные халатики и шапочки, изготовленные в лоскутной технике, были характерными элементами костюма мальчиков и девочек различных племенных групп туркмен. Особенно ярко на одежде выделялись красные треугольники, квадраты и ромбы, отвлекали внимание от лица ребенка и, таким образом, охраняли его от сглаза. Некоторые виды детской одежды туркмен, не имеющие аналогов у населения Средней Азии, такие как верхние рубашки-накидки elek, наплечные накидки kirlik, наплечные обереги olpak также отличает обязательное включение элементов красного цвета.
По мере взросления человека красный цвет в одежде постепенно занимал все большее место. Так, например, в девичьем костюме он маркировал наиболее сакрально уязвимые части тела – грудь и подмышки. Красные вставки-ластовицы и элементы вышивки на разрезе ворота являются характерными особенностями рубахи девушки-невесты.
Во время свадебных церемоний женщина надевала платок, лицевое покрывало и халат, сшитые из красных шелковых тканей. В вышивке на головных накидках также доминировал красный цвет. Особую обережную и магически-плодородную роль играли в женском костюме массивные серебряные украшения со вставками из красно-коричневого сердолика – камня дающего, согласно традиционным представлениям туркмен, здоровье, плодовитость, долголетие и достаток.
Количество и состав комплекса украшений женщины определялись ее возрастом и достигали своего максимума в костюме молодухи.
Женщина, недавно вышедшая замуж, носила одежду преимущественно красного цвета, которую изготавливали из шелка gyrmyzyketeni, имевшего характерные желтые полосы по краю полотнища. Ее костюм выделялся высоким головным убором, несколькими платками, вышитой головной накидкой, скрывавшей фигуру женщины.
С появлением нескольких детей количество красного цвета во внешнем облике женщины постепенно сокращалось. Халаты и головные накидки предпочитали носить желтого, а в старости белого цвета. Платья-рубахи значительно теряли яркость – «темнели» или «выцветали». Красный цвет из доминирующего превращался в акцентно-дополнительный и присутствовал на контрастных нашивках, полосках, деталях вышивки.
Традиционный туркменский мужской костюм был менее изменчив, чем женский и характеризовался предельной лаконичностью. Наиболее ярким его элементом являлся длинный стеганый красный или малиновый халатdon в тонкую белую или черную полоску. Молодые мужчины поверх шелковых праздничных халатов носили цветные, преимущественно красные, шелковые пояса-кушаки oyma.
На протяжении последнего столетия одежда туркмен претерпела значительные изменения, которые отразились в крое, материалах и манере ношения платьев, рубах, халатов, головных уборов, но красный цвет продолжает оставаться наиболее характерным для национального костюма этого народа.
Как гласит туркменская пословица – «дом там, где расстелен ковер», и она в полной мере отражает ту важную роль, которую занимал ковер в жизни туркмен. Ковры сопровождали человека на протяжении всей его жизни, как в будни, так и в праздники. Каждый из основных обрядов жизненного цикла имел ковровые атрибуты. Так, новорожденных укладывали в гладкотканые люльки салланчак, роскошные ковры обильно украшали свадебный караван, увозивший невесту из родного дома, последним покровом человека являлся специальный ковер аятлык, которым накрывали погребальные носилки.
Чрезвычайно разнообразно ковровое убранство юрты: это полосы для украшения и крепления остова, наружные (энгси) и внутренние (капуннук) занавесы для дверного проема, гермеч – коврик для порога, постилочные коврыхалы, подвесные мешки разного размера для хранения вещей – мафрач, чувал,торба.
Огонь домашнего очага являлся главной святыней туркменского дома. Сияние его пламени отражало и внутренний свет ковровых изделий с их чрезвычайно богатой оттенками красной гаммой, доминирующей в интерьере юрты. В свою очередь, красный цвет ковров в магическом плане поддерживал сакральную и очистительную силу огня.
Красный цвет зачастую составлял до 75% общей цветовой гаммы туркменского коврового изделия. В создании сложнейшего рисунка туркменского ковра особую роль играли цветовые сочетания его элементов, искусное соотношениерасцветки фона и цвета основных элементов орнамента; количество создаваемых при этом вариаций неисчислимо. Спектр используемых оттенков красного в туркменском ковроткачестве очень широк: красно-фиолетовый, красный, красно-оранжевый, оранжевый, оранжево-желтый. Тонкость в работе с цветом выражалась в том, что мастерицам приходилось использовать разные приемы для достижения цветовой гармонии. Так, например, сочетание насыщенного красного и красно-оранжевого на центральном поле ковра приглушалось введением элементов оранжевого с мягким охристым оттенком. Для этих же целей основные медальоны изнутри окаймляли темно-серым, а извне – синим контуром. Основную красную гамму прекрасно оттеняли небольшие элементы желтого, изумрудно-зеленого и белого цвета. Для усиления декоративного эффекта туркменские ковровщицы вводили в ворс шелковые нити малинового, розового и фиолетового цвета, обладающие сильным и чистым блеском. Туркмены-йомуды и сарыки для контраста использовали белую хлопчатобумажную пряжу, ценя ее за мягкость и матовую белизну.
Для окраски в красный, малиновый и желтый цвета использовали светлую, преимущественно белую шерсть. Особенно ценилась шерсть овец породы хорчи, отличающаяся светлыми тонами. Высокое качество ковров Пендинского оазиса основано на использовании почти идеально белой шерсти овец породы туркменѝ.
При наличии ведущего принципа в цветовом решении туркменских ковров, нельзя не отметить специфики гаммы красных оттенков как своего рода эмблемы того или иногоплеменного объединения. Так, туркмены-текинцы предпочитали использовать цвет ярко-красной киновари в деталях и карминный (темно-красный) для фона. Для ковровых изделиййомудов и човдоров характерна приглушенная красно-фиолетовая, темно-вишневая и коричнево-красная гамма. Знаменитые салорские ковры отличалмалиново-красный цвет, близкий к пурпурному, в сочетании с ярко-красным и розовым, которым окрашивали шелковые нити. Традиции ковровщиц племени эрсарибазироваласьна использовании гаммы темно-красных, красно-оранжевых, оранжевых, оранжево-желтых теплых тонов.
Кони ахалтекинской породы были окружены у туркмен особым почитанием, а уход за этими грациозными животными составлял настоящий ритуал. Согласно народным представлениям, конь являлсядругом семьи, верным спутником мужчины и во время перекочевки, и на военном марше. Убранству коня туркмены уделяли не меньшее внимание, чем украшению женщины. В первую очередь ценилась сбруя с серебряными накладками, но и текстильные элементы конского снаряжения требовали должного уровня. Так, войлочные подседельные покрывала орнаментировались в технике вкатанного узора или вышивались. Для туркменских войлоков наиболее характерно сочетание ведущего бордового цвета с черным и терракотовым.
Большие попоны, необходимые для защиты животного от холода, сшивали из нешироких полотнищ шерстяной ткани домашнего производства; их рисунок составляли чередующиеся широкие красные и синие полосы. Покрывало на конское седло изготавливали в ворсовой технике, выбирая те оттенки красного цвета, которые были характерны для ковровых изделий той или иной племенной группы туркмен.
Наиболее красочным и оригинальным феноменом в плане декора было убранство верблюда свадебного каравана, на котором невеста следовала в дом жениха. В его состав входили две боковые ковровые попоны asmaldik, лоскутное покрывало duedachlik для всего корпуса животного, ковровые наколенники, узда из шерстяных цветных нитей, нагрудное украшение и нарядный повод с кистями. Для невесты сооружалась палатка из белой ткани, украшенная разноцветными лоскутками и аппликацией. Доминантой этого комплекса являлось лоскутное покрывало, центральная часть которого всегда выполнялась из красного сукна; пришитые с боков сетчатые покровы состояли из квадратов самых разнообразных тканей – они обеспечивали магическую «пестроту», в которой, тем е менее, преобладал красный спектр.
Туркмены являются мусульманами-суннитами. Распространение ислама среди туркмен имело длительную историю, на протяжении которой сложились разные формы взаимодействия мусульманских канонов с местными традиционными верованиями. Условия кочевого образа жизни не способствовали организации религиозной жизни при мечетях, как это имело место в соседних исконно земледельческих регионах, особенно в городах. Однако во времямусульманских праздников (Курбан байрам, Оразабайрам) в прошлом проводились большие коллективные молитвы: у оседлого населения обычно во дворе мечети, а у скотоводов-кочевниковна так называемых namazýer (досл. «место молитвы») – площадках, пунктирнообозначенных камешками, имитирующими стены мечети и нишу-михраб, указывающую направление к святой Каабе.
Коврик для молитвы является необходимым атрибутом каждого мусульманина. У туркмен издавна молитвенные коврики namazlyk изготовлялись в технике ворсового ткачества, хотя такие вещи являлись, по большей части, достоянием состоятельных людей. Наибольшее распространение у туркмен получили коврики namazlyk из белого войлока, при изготовлении которых использовали лучшую шерсть. Орнамент войлочных ковриков выполнялся в технике вкатывания цветной шерсти и был очень лаконичным – ниша-михраб обозначалась полукруглой линией, составленной из треугольных элементов оранжевого, красного, черного цветов.
Молитвенный ковер являлся и последним покровом усопшего – тело, облаченное в саван, накрывали или заворачивали в namazlyk перед выносом из дома. За порогом читалась заупокойная молитва jynaza. Известно, что у туркмен бытовал и специальный погребальный ковер ayftlik с рисунком в приглушенных красно-коричневых тонах, соответствующих траурной обстановке.
С наступлением XX века традиционная культура туркмен претерпела немало изменений под воздействием индустриальной цивилизации, вхождения в экономическую и политическую систему империй, развития транспорта, торговли и др. Туркменское ковроделие и шелкоткачество одними из первых были затронуты новациями – натуральные красители были быстро вытеснены химическими, что повлияло на традиционную гамму туркменских текстильных изделий. Тогда же из-за растущего спроса на ковровые изделия ковровщицы начали производить и новые виды продукции – например, покрытия для велосипедных седел.
В 1920-х годах в связи с наступлением эпохи социалистических преобразований традиционный уклад жизни народа претерпел еще более значительные изменения. Ковровое дело перешло под государственный контроль, а мастерицы были объединены в артели, где на основе традиционных технологий велись экспериментальные поиски новых изобразительных средств, отвечавших запросам времени. Так постепенно традиционная культура туркмен модернизировалась, сохраняя основные культурные коды, в том числе и цветовую символику.
Во второй половине XX века этнический стиль не потерял своей актуальности. Дома моделей, текстильные комбинаты, фабрики по шитью одежды выпускали продукцию по традиционным образцам, но из новых материалов, в том числе искусственных и синтетических тканей. Ковровые изделия с традиционным орнаментом по-прежнему входили в состав приданого невесты, начиная от «классических» постилочных ковров до модных газетниц, ковриков под телефон, чехлов на заварочный чайник и др. Эти вещипользовались широким спросом и как сувенирная продукция, и как предметы коллекционирования. Музеи также включали их в свои собрания для характеристики уровня декоративно-прикладного искусства и форм современного быта, фиксируя тем самым преемственность культурных традиций туркменского народа.
В наши дни традиционные ремесла в Республике Туркменистан являются национальным достоянием, символом духовного богатства нации.