Главная: Коллекции и экспозиции: Выставки онлайн: «Свадебные рукавицы и перчатки народов Балтийского и Баренцева регионов»
Автор концепции: М.А. Докучаева, н.с. отдела этнографии народов Северо-Запада России и Прибалтики.
Фотограф: А.А. Любимова.
Время и место экспонирования: 13.04.2021 – 16.05.2021, Российский этнографический музей.
Выставка продолжает цикл временных мини-выставок, посвященных памятникам традиционной культуры и декоративно-прикладного искусства народов Северо-Запада России и Прибалтики. На ней представлены традиционные для конца ΧΙΧ– начала ΧΧ в. свадебные рукавицы и перчатки народов Балтийского и Баренцева регионов: латышей, литовцев, эстонцев, финнов, вепсов, карел и саамов.
Узорное вязание на спицах распространилось в регионе в XVII в. благодаря европейскому влиянию. Очень скоро оно стало излюбленным домашним занятием, так как позволяло перенести традиционные для того или иного народа орнаменты, используемые в ткачестве и вышивке, на вязаные изделия. В этой технике изготовлялись по преимуществу варежки, перчатки, чулки и носки. Популярность таких изделий объясняется не только климатическими условиями региона, но и тем, что согласно народным верованиям, они защищали от всякого рода колдовства. Повсеместно в регионе было распространено поверье, что шерстяные варежки обладают сильными обережными свойствами, поэтому в определенных случаях их одевали даже летом или носили, заткнув за пояс, чтобы уберечься от зла.
Двойные шерстяные рукавицы узорного вязания.
Лицевая сторона украшена геометрическим орнаментом «восьмиконечная звезда» («auseklis» лат.). Внутренняя сторона связана из мягкой белой овечьей шерсти. Использовались в качестве свадебного подарка. Курляндская губ., Гробин-Газенпотский у., волость Нидербартау. Латыши. Начало XX в.
Особое значение придавалось орнаменту и способам декорирования свадебных рукавиц и перчаток. Они выполняли не столько эстетическую функцию, сколько защитную, оберегая молодых от порчи и сглаза, так как, считалось, что новобрачные наиболее подвержены влиянию злых чар. Чтобы обезопасить себя от соприкосновения с враждебными людьми или силами, молодым запрещалось в свадебный период подавать кому-либо обнаженную руку. Орнаменты, украшающие свадебные изделия, варьируются, чаще всего в них присутствуют архаичные солярные символы: круги, розетки, восьмиконечные звёзды, прямые и косые кресты, ромбы, полуромбы и треугольники, выступавшие в роли оберега, о чём свидетельствуют их народные названия. Для этих изделий характерен крупнораппортный рисунок – многократное повторение базового элемента орнамента, чаще всего расположенного поперёк. Иногда мастерицы декорировали каждый кончик пальцев свадебных перчаток. По народным представлениям каждый палец имел своё особое символическое предназначение. Бахрома на манжете перчаток, достигавшая 10 сантиметров, препятствовала проникновению злой силы, которая запутывалась в длинных шерстяных нитях. Функцию оберега выполняли и куколки (заместители душ предков), которых часто закрепляли в бахроме. Долгое время в орнаменте свадебных рукавиц и перчаток, как и во всей одежде молодых, доминировали всевозможные оттенки красного цвета, который символизировал жизнь, плодородие, здоровье, считался цветом молодости и тоже наделялся защитными свойствами.
Рукавицы или перчатки участвовали во многих свадебных обрядах, присущих данному региону. В случае удачного сватовства молодые обменивались подарками – «залогом». Обычно это были рукавицы, платки, пояса. Перчатки, предназначенные в дар жениху, украшались сердцами, стилизованными цветами и птицами. Предварительный этап карельской и вепсской свадьбы завершался обрядом «рукобития» – отцы жениха и невесты надевали рукавицы и через стол били друг друга по рукам в знак заключения договора. Подготовка к свадебному застолью требовала соблюдения ряда ритуалов. Так, в некоторых областях Эстонии во время приготовления свадебного пива его позволялось мешать только в красных рукавицах. За свадебным столом по кругу пускали кружку с пивом, которую жених мог брать только в красной рукавице или перчатке.
Одним из важных ритуалов свадебной церемонии была раздача невестой собственноручно изготовленных подарков. В их состав входили рубахи, платки, пояса и красиво орнаментированные вязаные рукавицы и перчатки. Символика этого обряда проста: чтобы быть благожелательно принятой в семье мужа, невесте полагалось одарить подарками новую родню, новый дом и его духов-хранителей. Существовали правила и нормы, определявшие кто из родственников должен получить подарки и какие именно. Обходя новое место жительства, молодая оставляла рукавицы в хлеву, бане, риге, на двери клети, на печи. Кроме того, подарки предназначались дружке жениха, подружкам невесты и всем тем, кто помогал в подготовке и проведении свадьбы.
Шерстяные перчатки из белой овечьей шерсти.
Запястье украшено ввязанными вертикальными полосками из цветных нитей фабричного производства. Перчатки были частью приданого, около 20 пар таких перчаток во время свадьбы раздавалось музыкантам. Латвийская Республика, Даугавпилсский у. Латыши. 1927
Помимо этого, рукавицы и перчатки входили в состав приданого. Таким образом, нередко невесте необходимо было заготовить более сотни рукавиц и перчаток, предназначенных для раздачи на свадьбе. Помогали ей в этом родственники и подруги.
Основным материалом для изготовления свадебных рукавиц и перчаток служила кручёная овечья шерсть, окрашенная природными красителями (настоем из листьев и коры ольхи, березы, корня марены, капа, мха, черники, шелухи лука). С середины XIX в. пряжу стали все чаще окрашивать яркими анилиновыми красителями. Реже и лишь для изделий, которые носили летом, использовали кручёные хлопчатобумажные и льняные нитки. Наиболее распространёнными видами вязки были чулочная вязка, резинка и рубчик. На рубеже XIX–XX вв. благодаря городскому влиянию модным свадебным аксессуаром стали ажурные однотонные белые перчатки, митенки и длинные ажурные рукавицы.
В настоящее время вязание по-прежнему распространено в регионе. Народные мастера сохраняют и развивают традиции. Особенно популярно это занятие в странах Прибалтики, где вязаные изделия стали своеобразным культурным брендом и известны далеко за пределами региона.