Аа

Главная: Коллекции и экспозиции: Выставки онлайн: «Саамская фотоколлекция В.В. Чарнолуского в собрании музея»

«Саамская фотоколлекция В.В. Чарнолуского в собрании музея»

Авторы: Н.И.Ивановская, кандидат исторических наук, научный сотрудник высшей категории; А.А.Заньковская, научный сотрудник отдела этнографии народов Северо-Запада России и Прибалтики

Время и место экспонирования: 2019 г., Российский этнографический музей

В.В.Чарнолуский (13.06.1894–16.03.1969)

Российский Этнографический музей располагает обширными саамскими коллекциями, включающими и собрание В.В.Чарнолуского. Оно представляет не только разноплановый вещевой материал, отражающий предметный мир саамов, но и уникальные фотографии, выполненные в 1927–1928гг. во время Лопарской и Кольской экспедиций, организованных Русским Географическим обществом и Академией наук СССР под руководством проф. Д.А.Золотарева и акад. А.С.Ферсмана.

Цель этих экспедиций предполагала экономическое, этнографическое и медико-санитарное (в состав экспедиции был включен врач Ф.Г.Иванов-Дятлов) исследование восточной части Кольского полуострова. Зимой 1927г. В.В.Чарнолуский на оленьей упряжке проехал около 80км от станции Пулозеро Мурманской железной дороги на восток до села Ловозеро (Ловозерский погост), после чего посетил саамские погосты: зимний Семиостровский, Каменский, зимний Иокангский, Лумбовский, а также деревню Каневку и село Поной.

Маршрут Лопарской экспедиции. 1927 г.

Этнографические работы велись главным образом в Иокангском и Лумбовском погостах – месте проживания терских саамов. Собирая этнографический материал, исследователь составлял карту кочевок саамов (лопарей) разных погостов и их оленьих стад. Во время следующей поездки В.В.Чарнолуским был проделан путь морем от Архангельска до села Поной, погостов Сосновского и летнего Семиостровского (село Варзино). Вместе с семиостровскими саамами исследователь пешком добрался до рыболовных тоней у озер Енозеро и Низявр, а с саамами летнего Иокангского погоста совершил выезд в тундру на сбор оленей после летнего вольного выпаса.

В.В.Чарнолуский был первым этнографом, побывавшим у саамов Кольского полуострова после Октябрьской революции. С его именем связана целая эпоха в изучении этого народа; он проделал огромную работу по записи фольклора саамов и таким образом помог сохранить для науки древние эпические произведения этого малочисленного народа, его легенды, сказки, бывальщины и многое другое. Владимир Владимирович был первооткрывателем и исследователем одного из интереснейших мифологических произведений саамов – цикла легенд об олене-человеке Мяндаше, в котором отразились древние тотемистические представления саамов, в частности, культ дикого северного оленя.

В.В.Чарнолуский обогатил этнографическую науку рядом интереснейших публикаций, в которых изложены результаты его исследований. Он был отличным художником, им было сделано множество прекрасных зарисовок предметов быта, одежды, жилых и хозяйственных построек, типов людей, пейзажей, которыми он иллюстрировал свои полевые наблюдения и замечательные популярные книги, например, «В краю летучего камня», «Легенда об олене-человеке». Экспедиционные исследования, в которых принимал участие ученый, проводились в конце 1920-х гг., буквально во время свершавшихся в стране социально-экономических и культурных преобразований. Результаты наблюдений В.В.Чарнолуского тем более ценны, что саамы в то время ещё сохраняли традиционные черты во всех сферах ведения хозяйства, в частности, в оленеводстве.

В уникальной фотоколлекции В.В.Чарнолуского (кол. № 5736), небольшая часть которой была представлена на выставке, отражены такие аспекты традиционной культуры кольских саамов как основные хозяйственные занятия: оленеводство и рыболовство.

Перекочевка. Оленьи упряжки с грузом. Ленинградская обл., Мурманский окр. 1928 г. Саамы. 

Подледный лов. Ленинградская обл., Мурманский окр. 1928 г. Саамы. 

Вешала для сушки сетей. Ленинградская обл., Мурманский окр. 1928 г. Саамы. 

Разделывание и чистка рыбы. Ленинградская обл., Мурманский окр. 1928 г. Саамы. 

В.В.Чарнолуским были зафиксированы все типы саамского жилища – вежи, куваксы, тупы и хозяйственные постройки – амбары (айты), стоявшие обычно позади домов и др. приспособления.

Вежа – временное стационарное жилище каркасного типа на основании из трех-четырех венцов, крытое древесной корой и дерном. Обычно устанавливалась на летних рыболовных стоянках. При перекочевке на другую сезонную стоянку вежу оставляли на месте до следующего приезда. Ленинградская обл., Мурманский окр. 1928 г. Саамы

Кувакса – переносная коническая постройка из жердей. Ленинградская обл., Мурманский окр. 1928 г. Саамы. 

Тупа – стационарное жилище. Срубная однокамерная постройка, основной тип жилища в зимних погостах. В описание тупы Чарнолуским читаем: «На краю погоста стоит маленькая хибарка – тупа. Она даже не имеет сеней: дверь из неё отворяется прямо на улицу. Густая копоть и сизый дым заслоняют тусклый свет из единственного стекла в окне … Избущка была так мала, что мне с трудом удалось в неё втиснуться. В углах на полу намело снег, в щелях потолка проступал иней». Со временем тупа всё больше становится похожа на русские срубные постройки (Об этом свидетельствует фотография). Ленинградская обл., Мурманский окр. 1928 г. Саамы. 

Изучая традиционную саамскую одежду, ученый не только пользовался устной информацией пожилых женщин и мужчин, собирал вещественные памятники для музея, но и составлял выкройки современного костюма (зимнего из оленьих шкур, летнего из тканей, обуви и разнообразных головных уборов).

   

Женщина в традиционном зимнем костюме. Он включает верхнюю глухую плечевую одежду, одинаковую у женщин и мужчин – печок, сшитую из оленьих шкур мехом наружу. На голове – женский головной убор шамшура и платок. На ногах – каньги – своеобразная меховая обувь с острыми, круто загнутыми наверх носками, меховые рукавицы украшены подвесными оберегами из разноцветного сукна. Ленинградская обл., Мурманский окр. 1928 г. Саамы. 

Женщины у окна дома. Ленинградская обл., Мурманский окр. 1928 г. Саамы. 

Дети за игрой в оленей. Ленинградская обл., Мурманский окр. 1928 г. Саамы. 

На фотографиях представлены различные традиционные типы средств передвижения: ездовые и грузовые нарты, кережи, ритуальная оленья упряжь. Большой интерес представляют материалы Чарнолуского о способах распознавания путей и ориентировки саамов в тундре. Он пишет, что саамы выработали «особую память и привычку к своему краю, навык разбираться в тончайших очертаниях контуров лесов на горизонте и протяженности холмов, в волнистом рельефе тундры <...> Интересно отметить, что лопари хорошо ориентируются в лесу зимою, летом же чувствуют себя менее уверенно и часто сбиваются с правильного пути».

   

Изготовление оленьих нарт. Ленинградская обл., Мурманский окр. 1928 г. Саамы. 

Олени в праздничной свадебной упряжи, которая различалась у жениха и невесты. Приезд молодых. Ленинградская обл., Мурманский окр. 1928 г. Саамы. 

Свадьба. Молодожены и гости за столом. Ленинградская обл., Мурманский окр. 1928 г. Саамы. 

Заметное место в коллекции занимают индивидуальные и групповые фотопортреты представителей местного населения, различные бытовые и жанровые сцены.

   

Интерес представляют фотографии надмогильных памятников на саамских православных кладбищах.

Кладбище. Намогильные кресты и дощатые прямоугольные домовины. Ленинградская обл., Мурманский окр. 1928 г. Саамы.

Фотоколлекции В.В.Чарнолуского в совокупности с его опубликованными наблюдениями по хозяйству и быту, по поселениям и жилищам, одежде, верованиям и другим элементам самобытной культуры (В.В.Чарнолуский. Материалы по быту лопарей. Опыт определения кочевого состояния лопарей восточной части Кольского полуострова. Л., 1930) являются первоклассным научным источником для изучения кольских саамов.

Вплоть до настоящего времени подавляющее большинство столь информативных источников по традиционной культуре российских саамов было известно лишь узкому кругу исследователей.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.