Главная: Коллекции и экспозиции: Выставки онлайн: «Путешествия к Центру Азии. История комплектования тувинских коллекций Российского этнографического музея»
Автор выставки: С.В. Романова
Авторы текста: С.В. Романова, И.Д. Ткаченко
Аннотации: И.А. Карапетова, Н.А. Косяк, С.В. Романова
Подбор экспонатов: А.А. Гаджиева, И.А. Карапетова, Н.А. Косяк, С.В. Романова, И.Д. Ткаченко, В.Г. Холодная
Фотографы: Н.М. Соловьева, О.В. Ганичева
Время и место экспонирования: онлайн с 16.10.2020
Тувинские коллекции Российского этнографического музея насчитывают более двух тысяч единиц вещевого фонда и около двух тысяч фотоизображений. Они отражают практически все стороны жизни народа: традиционное хозяйство, ремесла и промыслы, жилище, одежду, утварь, детское воспитание, праздники и обряды, буддизм, шаманизм, декоративно-прикладное искусство. Сбор этих памятников продолжался на протяжении более сотни лет (с 1881-го по 2011-й год) и осуществлялся такими известными собирателями и знатоками традиционной культуры тюркоязычных народов Сибири, как А.В.Адрианов, Ф.Я.Кон, П.И.Каралькин, Н.Г.Алоева.
Наиболее ранней по времени сбора является коллекция, приобретенная членом-сотрудником Императорского Русского Географического Общества, известным этнографом, археологом и публицистом Александром Васильевичем Адриановым во время путешествия на Алтай и за Саяны, совершенного им по заданию ИРГО в 1881 г.
Фигурки, изображающие домашних животных, с культового места оваа (верблюд, бык, конь, баран, козы).
Китайская Империя, Северная Монголия, оваа около Кижи-таш (камень-человек), река Кокпеджик, приток р. Кемчик. Вторая половина XIX в. (не позднее 1881 года).
Первоначально коллекция поступила в музей Географического общества, а в 1905 г. была передана в дар Этнографическому отделу Русского музея императора Александра III. Помимо предметов алтайской и шорской традиционной культуры в коллекцию входят несколько сойотских (тувинских) фигурок с культового места оваа. Это изображения домашних животных (верблюд, лошадь, баран, бык, козы), вырезанные из дерева и окрашенные красной охрой. Об этих предметах собиратель в своем отчете писал, что они стояли в степи перед каменной бабой, предметом почитания современных сойотов (Архив РЭМ, ф. 1, оп. 2, д. 4, л. 100 об.). В списке 1903 г. указано, что баба находилась на правом берегу р. Кемчик между отрогами Танну-олы и Саяном. Данное каменное изваяние, по информации собирателя, сойоты связывали с именем Чингиз-хана. Оно было покрыто шатром из тальника, внутри которого перед изваянием помимо изображений животных находились также бурханы (атрибуты буддийского культа) и глиняные пирамидки (предметы буддийского культа) (Архив РЭМ, ф. 1, оп. 2, д. 4, л. 186 об.).
Основу тувинского собрания РЭМ составляют коллекции Феликса Яковлевича Кона, приобретенные им на средства Этнографического отдела Русского музея Императора Александра III во время его экспедиции 1902-1903 гг. в Урянхайский край (Туву). Находясь в качестве политссыльного в Минусинске с 1897 г., Ф.Я. Кон выполнял обязанности секретаря у мирового судьи, а с 1 января 1898 г. должен был заниматься ведением торговых книг и отчетности у торговавшего скотом в Усинском округе Енисейской губернии купца Н.Д. Садовского. Тогда же он в первый раз обратился к властям с просьбой разрешить ему разъезды по Усинскому округу (юг Красноярского края) и Урянхайскому краю для проведения антропологических и этнографических исследований. Однако Усинский округ был пограничным, а Урянхайский край в то время не входил в состав России, поэтому власти не спешили с ответом неблагонадежному исследователю. Только через 3 года, в апреле 1901 г. инициативу Ф.Я. Кона поддержало Восточно-Сибирское отделение Русского Географического общества (ВСОРГО). Конец 1901 г. ушел на подготовку к поездке. В частности, Ф.Я. Кон активно хлопотал о приобретении фотоаппарата и большое внимание уделил собственному обучению фотографированию. В результате экспедиции, кроме вещевых коллекций по материальной и духовной культуре, был приобретен богатый фотоиллюстративный материал.
В 1902 г. Ф.Я. Кон работал в бассейне р. Кемчик. Краткий отчет об этом периоде экспедиции он приводит в письме к заведующему ЭОРМ Дмитрию Александровичу Клеменцу, а также публикует небольшую статью в Русском антропологическом журнале.
Костюм мужской летний праздничный: халат (терлиг-тон), пояс (кур), головной убор китайского типа, сапоги монгольского типа (кадыг идик).
Китайская Империя, Северная Монголия, Урянхайский край (бассейн верховьев Енисея). Конец XIX – начало ХХ вв.
Костюм зажиточной тувинки: халат женский летний праздничный (терлиг-тон), пояс (кур), головной убор (маактыг бөрт), парик с накосником чавага, сапоги монгольского типа (кадыг идик).
Китайская Империя, Северная Монголия, Урянхайский край (бассейн верховьев Енисея). Конец XIX – начало ХХ вв.
Одновременно со сбором экспонатов для ЭОРМ Ф.Я. Кон, как член Антропологического отдела Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, собирал коллекции для Антропологического музея и вел по этому поводу переписку с Дмитрием Николаевичем Анучиным, занимавшим в то время должность директора этого музея. Сотрудником Ф.Я. Кона по экспедиции был Георгий Павлович Сафьянов – купец, живший долгое время в Туве. Этот образованный человек считался знатоком тувинских обычаев и собирал экспонаты для Иркутского музея ВСОРГО. Их собирательская деятельность осуществлялась при содействии директора Минусинского музея Николая Михайловича Мартьянова. Таким образом, экспедиция Ф.Я. Кона собирала экспонаты для четырех музеев: московского, петербургского, иркутского и минусинского. Из переписки первого заведующего ЭО РМ Д.А. Клеменца с Коном, хранящейся в Архиве РЭМ (ф.1, оп. 2, д. 341), следует, что в Петербург по взаимному согласию они отправляли лучшие экземпляры из собранных предметов.
Головной убор (маактыг бөрт).
Китайская Империя, Северная Монголия, Урянхайский край (бассейн верховьев Енисея). Конец XIX – начало ХХ вв.
Сапоги монгольского типа (кадыг идик).
Китайская Империя, Северная Монголия, Урянхайский край (бассейн верховьев Енисея). Конец XIX – начало ХХ вв.
В начале 1903 г. от Ф.Я. Кона в московский Музей Антропологии поступила коллекция из более чем 220 этнографических предметов, разделенная по тематическому принципу на 22 части. В конце 1903 г. в Музей Антропологии поступила еще одна небольшая этнографическая коллекция (8 предметов). Экспонаты, собранные Ф.Я. Коном, Д.Н. Анучин оценивал, как одну из наиболее ценных коллекций музея. В ЭОРМ в Петербурге в общей сложности за 1902-1903 гг. поступило около 1300 предметов, разделенных по тематической принадлежности на 20 коллекций: костюмы западных тувинцев, костюмы тоджинцев, табакокурение, посуда и утварь, жилище и его убранство, сельскохозяйственные орудия, средства передвижения, предметы ухода за скотом, домашние ремесла, воспитание детей, игры взрослых, искусство, предметы охоты и рыболовства, предметы буддийского культа и медицины, шаманские принадлежности.
Огниво (оттук).
Китайская Империя, Северная Монголия, Урянхайский край (бассейн верховьев Енисея). Конец XIX – начало ХХ вв.
Пряжка поясная (терги) для подвешивания ножа и курительных принадлежностей.
Китайская Империя, Северная Монголия, Урянхайский край (бассейн верховьев Енисея). Конец XIX – начало ХХ вв.
Головной убор (хам-бөрт / чуглуг-бөрт).
Китайская Империя, Северная Монголия, Урянхайский край, Тоджа (бассейн верховьев Енисея). Конец XIX – начало ХХ вв. Источник поступления: из Музея народов СССР в 1948 г., в Музей народов СССР из музея Антропологии в 1930 г.
Сумка ламы-лекаря (магнак) и мешочки (им-хаб) для хранения и переноски порошковых тибетских лекарств.
Китайская Империя, Северная Монголия, бассейн Верхнего Енисея. Конец XIX — начало ХХ века.
Бубен шаманский (дyӊгyр). На верхней части рукояти — антропоморфное изображение с молитвенно по-буддийски сложенными руками. На голове шапка, контуры которой напоминают ламский островерхий головной убор.
Китайская Империя, Северная Монголия, бассейн Верхнего Енисея. Конец XIX — начало ХХ в.
Для тувинской культуры конца XIX – начала ХХ в. характерны специфические категории служителей культа, совмещавшие функции ламы и шамана. В их обрядовом одеянии и атрибутах сочетались шаманские и буддийские элементы. В зависимости от ситуации эти полуламы-полушаманы могли исполнять либо шаманские, либо буддийские обряды.
В письмах Д.А. Клеменцу Ф.Я. Кон указывал, что снабжает каждый предмет этикеткой, где указывает сойотское название предмета, место его сбора, а также – у некоторых вещей – их принадлежность к определенному комплексу, кроме того, он надеется самостоятельно обработать приобретенные для ЭОРМ коллекции. Однако ему это не удалось. По возвращении из ссылки Ф.Я. Кон снова обращается к революционной деятельности, что заставляет его сначала уйти в подполье, а затем эмигрировать сначала в Галицию, а потом в Швейцарию. В эмиграции он вынужден зарабатывать деньги, чтобы обеспечить семью. Революция 1917 г., Гражданская война, руководящая работа в Советском государстве – все это не оставляет ему возможности обработать и опубликовать материал, собранный в экспедициях. Коллекции были зарегистрированы без участия Ф.Я. Кона.
В 1932 г. этнографические коллекции Музея Антропологии были переданы в Музей Народоведения в Москве (с 4 октября 1935 г. – Музей Народов СССР), который в 1948 г. был расформирован. Его коллекции по народам, населяющим территорию СССР (территория расселения тувинцев, тогда Тувинская Народная Республика, вошла в состав нашей страны в 1944 г.), были переданы в Государственный музей этнографии народов СССР (ныне РЭМ).
Таким образом, соединились коллекции, собранные одним человеком в одно время и в одном месте. На сегодняшний день тувинские коллекции РЭМ, собранные Ф.Я. Коном во время экспедиции 1902–1903 гг. насчитывают более 1500 предметов, охватывают практически все стороны жизни народа.
В советское время за предвоенный период собрание РЭМ пополнилось только двумя небольшими коллекциями по традиционной культуре тувинцев. Это коллекция, собранная С.А. Теплоуховым попутно с археологическими изысканиями в 1926 г. в Тувинской Народной Республике (долбленый сосуд и ряд предметов с культового сооружения оваа, в основном – деревянные антропоморфные и зооморфные изображения и другие предметы культа, а также шахматные фигуры).
Подойники «хууң».
Тувинская АССР, Бай-Тайгинский р-н, с\х Кара-Холь. 1950-е гг. Собиратель Н.Г. Алоева 1979 г.;
Тувинская народная Республика, р. Хемчик, Седен-Терек. Собиратель С.А. Теплоухов. 1926 г.;
Тувинская АССР. Собиратель П.И. Каралькин. 1955–1958 гг.
Скульптурное изображение Белого Старца – Сагаан-Убгэн-ээрен.
Собиратель: С.А. Теплоухов. 1926 г. Тувинская Народная Республика (Танну-Тува). Первая треть ХХ в. (не позднее 1926 г.)
В тувинской традиции божество, обеспечивающее благополучие, плодовитость и долголетие всех живых существ, в частности — домашнего скота. Его образ восходит к добуддийским представлениям тувинцев. В процессе буддизации региона он включается в буддийский пантеон в ранге низших, но очень почитаемых божеств. Данное изображение стояло на оваа в трех километрах от горы Хаэрхан вверх по Енисею.
Следующий период сбора предметов тувинской этнографии и декоративно-прикладного искусства относится уже к послевоенному времени и связан с именем Петра Ивановича Каралькина, который работал в Государственном музее этнографии народов СССР (ГМЭ) на протяжении двадцати пяти лет, с 1949 по 1974 г. За этот период он руководил Архивом ГМЭ, затем – отделом этнографии народов Сибири и Дальнего Востока, был заместителем директора по научной деятельности. Петр Иванович – кумандинец по национальности и его научные интересны всегда были связаны с тюркоязычными народами Сибири.
Каралькин – автор целого ряда тематически разнообразных работ, в которых он выступает, как историк этнографической науки, знаток традиционной культуры тюркоязычных народов Южной Сибири (различных групп алтайцев, хакасов, тувинцев, шорцев), специалист высокого класса в области музейного дела. Экспедиционно-собирательская деятельность П.И. Каралькина нашла свое отражение в памятниках материальной и духовной культуры, которыми пополнилось собрание РЭМ. Свою исследовательскую и собирательскую деятельность среди тувинцев П.И. Каралькин вел с 1955 по 1961 г. в составе Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции Института этнографии АН СССР под руководством крупнейшего специалиста по истории и традиционной культуре тюрков Южной Сибири Л.П. Потапова. Первая коллекция была собрана им в 1955 г. во время поездки в один из самых труднодоступных районов Тувинской автономной области Красноярского края Тувы – Тоджу, где исконно проживает восточная группа тувинцев, а также в Дзун-Хемчикском кожууне (районе).
Ящики расписные (аптара) – элемент интерьера традиционного жилища.
Мастер: Шпырат Кужугет. РСФСР, Тувинская Автономная область, Бай-Тайгинский р-н, с. Тэли. Середина XX в. (1960 г.). Собиратель: П.И. Каралькин. 1960 г.
Крюк (аскыыш) для подвешивания колыбели.
Автор: Тайбух Хертек. Агальматолит. Красноярский край, Тувинская автономная область, с. Кызыл-Таг. Середина XX в. Собиратель: П.И. Каралькин. 1957 г.
Предметный состав коллекции: обувь, охотничьи принадлежности, утварь, шахматы, детские игрушки, предметы культа. Наиболее интересными экспонатами коллекции являются бронзовые литые шахматы в глиняных формах, бытовавшие в с. Чадан Дзун-Хемчикского р-на, деревянная резная скульптура, зарегистрированная собирателем с указанием авторства, кропильная ложка, используемая для «кормления» духов (принесения жертвы молоком и чаем). Много интересной информации содержится в кратком отчете об этой поездке (Архив РЭМ, ф. 2, оп. 1, д. 1194).
В 1957 г. П.И. Каралькиным в Бай-Тайгинском и Чаа-Хольском р-нах Тувы была приобретена коллекция из 76 предметов (Архив РЭМ, ф. 2, оп. 1, д. 1267–1269).
Кисеты для табакерки (таакпы хавы).
Тувинская автономная обл. Первая половина ХХ в. Собиратель: П.И. Каралькин.
В ней представлены женская и мужская, в том числе – промысловая, одежда, принадлежности табакокурения, утварь, махалка из хвоста яка, употребляемая при охоте на сурков, язычковый музыкальный инструмент – хомыс, резные изделия из дерева и агальматолита. Агальматолит – мягкий поделочный камень, характерный материал для камнерезного искусства мастеров Бай-Тайгинского р-на Тувы. Небольшая коллекция, состоящая из 5 предметов, была приобретена собирателем в 1960 г. в с. Тээли Бай-Тайгинского р-на. В нее входят элементы интерьера: деревянные расписные ящики для женских принадлежностей, которые ставились в передней части войлочной юрты, и низкий столик для угощения почетных гостей с резными ножками и декорированной росписью столешницей. Помимо описания собиратель дает интересную информацию о бытовании предметов, степени их традиционности. Об этих предметах, например, сказано, что это новые, не бытовавшие ранее вещи, но аналогичные им при перекочевках перевозились вьючным способом на лошадях или яках (сарлыках). Данные экземпляры раскрашены масляной краской промышленного производства, тогда как традиционно их красили и расписывали клеевыми красками.
Еще одна коллекция (35 единиц хранения) была собрана П.И. Каралькиным во время этнографических поездок 1958–1967 гг. в Бай-Тайгинском, Эрзинском р-нах и зарегистрирована в 1968 г. Она состоит из предметов домашнего быта, ремесла, охоты, детских игрушек, предметов культа, в частности – шаманских и буддийских атрибутов, образцов камнерезного искусства. В коллекцию также входят изображения животных, являющиеся жертвоприношениями духам-хозяевам места. Они были взяты собирателем с оваа в районе р. Ишкин (приток р. Кемчик). Интересным источником по шаманскому погребальному обряду являются культовые вещи, найденные П.И. Каралькиным на могиле Куренгай Хама [Куренгай – имя собственное, хам (тув.) – шаман – С.Р.] в местности Кара-Суг в близи оз. Кара-Холь.
Одна из коллекций П.И. Каралькина (12 предметов) состоит из разновременных по времени приобретения экспонатов, собранных в Бай-Тайгинском, Монгун-Тайгинском, Улуг-Хемском и Тоджинском р-нах в 1955-1958 гг. Это деревянные долбленые подойники, посуда, инструменты и образцы домашнего ремесла. Особенный интерес представляет собой предмет культа ээрен в виде изображений солнца, луны, коня и двух антропоморфных изображений, вырезанных из листового металла. Предметы некогда были нашиты на какую-то мягкую основу, полностью истлевшую. Фигурки были найдены собирателем в степи в 15 км от Чаа-Холя 20 июня 1958 г. Коллекция зарегистрирована в 1979 г. научным сотрудником отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока Н.Г. Алоевой. В большинстве же случаев П.И. Каралькин сам занимался регистрацией собранных им вещей и фотографий, снабжая описания подробностями их бытования, точно фиксируя место и время сбора, личность владельца.
В 1970-е – начале 1980-х гг. собирательскую деятельность в Тувинской АССР (Бай-Тайгинский, Тес-Хемский, Эрзинский, Овюрский р-ны, г. Кызыл и Чадаан) вела научный сотрудник Отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока Нелли Григорьевна Алоева. В общей сложности исследовательницей было приобретено около 200 единиц хранения. Это предметы скотоводства, охоты, собирательства, орудия обработки шкур, кожи, дерева, шерсти, утварь, элементы костюма, украшения, предметы детского воспитания, народные игры, искусство, предметы культа, музыкальные инструменты. Особое место в собрании Н.Г. Алоевой занимает тувинская мелкая пластика – резная скульптура из агальматолита.
Скульптура «Кабан» – «Чер хаваны».
1979 г. Автор: О. Тандоор-оол. Агальматолит. Тувинская АССР, Бай-Тайгинский р-н. Собиратель: Алоева Н.Г. 1979 г.
Последняя на данный момент по времени сбора коллекция была приобретена во время экспедиции в Республику Тыва в 2011 г. научными сотрудниками отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока С.В. Романовой и Е.А. Андреевой (Эрзинский р-н, г. Кызыл). Она содержит редкие предметы парадного убранства верхового коня, традиционные музыкальные инструменты, изготовленные современными тувинскими мастерами, предметы буддийского культа.
Седло (эзер) конское верховое праздничное с тебеньками и стременами.
Декорировано рогом марала, серебряными бляхами, монетами периода ТНР. Республика Тыва, Эрзинский р-н, летняя стоянка скотоводов близ оз. Торе-Холь. 1930-е гг. – начало ХХI в. Собиратели: Андреева Е.А., Романова С.В. 2011 г.
Узда (чугэн) конская праздничная к женскому комплекту упряжи.
Декорирована серебром, кораллами, бирюзой.
Республика Тыва, Эрзинский р-н, летняя стоянка скотоводов близ оз. Торе-Холь.Вторая половина ХIХ– начало ХХ в. Собиратели: Андреева Е.А., Романова С.В. 2011 г.
Отдельные предметы, отражающие традиционную культуру и декоративно-прикладное искусство тувинцев, были приобретены музеем от частных лиц через экспертную фондово-закупочную комиссию.
Скульптура «Будда Шакьямуни».
2006 г. Автор: Кужугет Кара-оол Киим-оолович. Агальматолит.
Республика Тыва. Поступление: через ЭФЗК РЭМ. Это охотничье снаряжение, музыкальные инструменты, шахматы, деревянная раскрашенная скульптура и мебель, образцы мелкой пластики (резьба по агальматолиту).
Скульптура «Верблюд» – «Теве».
1970 г. Автор: Хуна Х.К. Агальматолит. Тувинская АССР. Приобретено через Закупочную комиссию от Союза художников СССР и Всесоюзного производственно-художественного комбината Министерства культуры СССР.
Комплект шахматных фигур «Шыдыраа».
1993 г. Автор: заслуженный художник Республики Тыва Тойбухаа Х.К. Агальматолит, дерево. Республика Тува. Приобретены через Закупочную комиссию РЭМ у коллекционера, председателя Тувинского землячества в СПб. – Ондара В.О. 1994 г.
Таким образом, собрание Российского этнографического музея в полной мере отражает яркую и самобытную культуру тувинского народа, вызывает живой интерес исследователей, а также художников и дизайнеров, ищущих вдохновения в образах этого удивительного мира кочевников Центра Азии. Тувинские коллекции РЭМ неоднократно использовались в различных издательских и выставочных проектах, наиболее крупным из которых является выставка «Тува в беге времени», проходившая в 2014 г. в московском Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, приуроченная к столетию протектората России над Тувой. На ней были представлены предметы, наиболее наглядно иллюстрирующие традиционную культуру и декоративно-прикладное искусство тувинцев на протяжении бурного ХХ века (периоды вхождения Тувы в состав Китайской империи, протектората России, существования самостоятельного государства – Тувинской Народной Республики, а также Тувы в составе СССР на правах автономии и позднее – в составе Российской Федерации в качестве ее субъекта – Республики Тыва).