Аа

Главная: Коллекции и экспозиции: Выставки онлайн: Перевалы времени: Батуми – Карс. Часть 1. Аджарцы, гурджи, лазы

Перевалы времени: Батуми – Карс. Часть 1. Аджарцы, гурджи, лазы

Онлайн-выставка «Перевалы времени: Батуми – Карс» сделана по мотивам одноименной книги-альбома и является частью проекта «Разная земля», главным редактором которого является Сардар С. Сардаров. Цель проекта – создание визуальных образов культуры народов, живущих в разных природных и историко-культурных условиях. Фотовыставка является результатом состоявшейся в 2014 г. этнографической экспедиции и посвящена разным этническим и конфессиональным группам, проживающим на территории юго-западного Кавказа на границе Грузии, Турции и Армении.

Эта область с древности была ареной как интенсивных культурных взаимодействий и миграционных потоков, так и многочисленных войн. В Средние века эти земли принадлежали различным армянским и грузинским княжествам и подвергались завоеваниям турок-сельджуков, монголов, иранцев, а с ХVI в. здесь укрепилась Османская империя. После Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. на этой территории были образованы Батумская и Карская области Российской империи.


г. Батум. Кон. XIX – нач. XX в.;
г. Карс. Кон. XIX – нач. XX в.

Этническая карта региона претерпела существенные изменения вследствие целого ряда драматических событий XIX-ХХ в.: русско-турецких войн; суннизации в Османской империи и Турецкой Республике; русификации в Российской империи и СССР; Первой мировой войны; геноцида армян 1915–1923 гг.; оттока греков в Грецию и турок из нее; распада Османской и Российской империй; проведения новых границ между Турцией и Закавказскими республиками в 1921 г. (в итоге только Батумский округ Батумской области оказался за пределами территории Турции и впоследствии стал Аджарской АССР в составе Грузии); возникновения «курдского вопроса»; сталинских депортаций месхетинских турок, курдов и хемшин, живших вдоль советско-турецкой границы; территориальных претензий СССР к Турции, существовавших до 1953 г.; наконец, распада СССР и образования новых государств на Южном Кавказе, сопровождавшегося экономическим упадком, гражданскими войнами и этническими конфликтами. Подвижность административно-политической границы и самого населения способствовала неустойчивости и пластичности этнолокальной, конфессиональной, языковой идентичности. Именно это делает регион важным объектом для проведения этнографических исследований.

На выставке представлены архивные фотографии из собрания Российского этнографического музея и современные снимки, сделанные во время экспедиции 2014 г., в которой приняли участие петербургские кавказоведы Е.Ю. Гуляева (Российский этнографический музей), Е.Ю. Захарова (Музей антропологии и этнографии имена Петра Великого РАН) и минский востоковед И. Абилов (Талышская национальная академия). Полевые исследования проводились в окрестностях городов Батуми, Артвин, Ардаган, Карс, Ахалцихe, Ахалкалаки и Гюмри.

г. Батум. Кон. XIX – нач. XX в.
г. Батуми, Грузия. 2014 г.

с. Борчка. Кон. XIX – нач. XX в.
г. Борчка, обл. Артвин, Турция. 2014 г.

г. Артвин. Кон. XIX – нач. XX в.
г. Артвин, Турция 2014 г.

г. Ардануч. Кон. XIX – нач. XX в.
г. Ардануч, обл. Артвин, Турция. 2014 г.

Участники экспедиции постарались посетить представителей как можно большего числа разных этнических, конфессиональных и языковых групп. Им посвящены отдельные разделы выставки, фотографии снабжены комментариями участников экспедиции и цитатами из работ этнографов кон. XIX – XX вв.



Аджарцы

Аджарцы на уровне обыденного сознания воспринимаются как субгруппа грузин, принявшая ислам в условиях проживания в составе Османской империи. В XIX в. их как мусульман воспринимали турками: «Жители всей этой местности исповедуют ныне ислам и принимаются часто за турок, что совершенно ошибочно, так как это чисто грузинское племя, долго остававшееся во владении Турциии, принявшее магометанство только с 1626 года. Турецкий язык употребляется ими наравне с грузинским, обучаются они ему в медресе, содержимых каждой мечетью, и потому вовсе не известен женщинам и маленьким детям. Грузины эти, забыв совершенно веру отцов, сами называют себя гурджами и гордятся чистотою своего грузинского говора» (Уварова П.С. Кавказ. Абхазия, Аджария, Шавшетия, Посховский участок. Путевые заметки. М., 1891. С . 202). Современные аджарцы воспринимают себя прежде всего грузинами.

Аджарцы. Кон. XIX – нач. XX в.

Аджарцы. 2014 г.

Аджарские дома стоят на приусадебных участках, поэтому они, как правило, утопают в зелени, а селения растягиваются на несколько километров: «Аджарцы живут в деревнях, раскинутых иногда на большие пространства и состоящих из отдельных домов (по здешнему – дымов), расположенных между нивами, садами и огородами. Живут они большими очень семьями, женятся рано, держат женщин под запором, но только в редких случаях пользуются правом многоженства» (Уварова П.С. Кавказ. Абхазия, Аджария, Шавшетия, Посховский участок. Путевые заметки. М., 1891. С. 205, 206). Любопытно, что на архивных фотографиях не удалось найти заснятых женщин.

Дом Османа Бекир-оглы. С. Капрешуми, Батумская обл. Кон. XIX – нач. XX в.
В настоящее время многие дома используются как дачи. С. Зундага, Республика Аджария, Грузия.

В отношении конфессиональной приверженности в Аджарии можно проследить распределение географическое и по поколениям. В горных районах, в целом, сохраняет свои позиции ислам, в равнинных районах и в Батуми усиливаются позиции православия. Среди молодого поколения — людей младше 45 — фиксируется много примеров обращения в христианство (главным образом в Нижней Аджарии), старшее поколение сохраняет веру своих родителей.

Пятничный намаз. С. Горджоми, Республика Аджария, Грузия
Собор Андрея Первозванного. С. Хуло, Республика Аджария, Грузия

В теплое время года многие семьи перебираются в горы: «…вершины же гор большею частью покрыты летом роскошными пастбищами и образуют яйла или мезре, куда с ранней весны загоняют все здешние стада. (…) Все горы Аджарии и Шавшети покрыты дубовыми и еловыми лесами. В лесах этих, на выжженных и очищенных полянках, по откосам гор и вдоль ущелий, весьма часто с самой вершины и до подошвы, располагаются незатейливые постройки местных жителей, постройки деревянные, двухэтажные, с двускатною крышей, весьма похожие на всем известные швейцарские шале» (Уварова П.С. Кавказ. Абхазия, Аджария, Шавшетия, Посховский участок. Путевые заметки. М., 1891. С. 209, 210).

Летник. Батумская обл. Первая половина ХХ в.
Дом на яйла Кикибо, Республика Аджария, Грузия

В Хулойском и Шуахевском р-нах Аджарии в конце июля-начале августа (у каждого села имеется определенный день) отмечают Шуамтоба (букв. «Среднегорье») – праздник, знаменующий середину цикла летних сельскохозяйственных работ. В назначенный день все село – мужчины, женщины, старики и дети – отправляются с равнины на яйла.

По традиции жители одного села едут на праздник Шуамтоба вместе – на одной машине. Дорога на яйла Зортикели, Республика Аджария, Грузия
Яйла Зортикели, Республика Аджария, Грузия

В программу праздника входят песни, танцы и спортивные состязания. Традиция Шуамтоба фиксируется также в населенных гурджи селах турецкого Шавшата. Некоторые яйлы этих сел находились в непосредственной близости с аджарскими, и праздник Шуамтоба был временем встречи аджарцев и шавшатских гурджи. Интересно, что в селах Бако, Тхилване и Скване и сегодня фиксируется грузинско-турецкий билингвизм, когда-то характерный для всей Аджарии (турецкий язык оставил значительный пласт тюркизмов в аджарском диалекте грузинского). Так же турецким в той или иной степени владеют студенты, изучающие его в качестве иностранного языка, и трудовые мигранты, выезжающих на сезонные работы в Турцию.

Гурджи

В северо-восточной, граничащей с Грузией и Арменией части Турции компактно расселены группы населения, определяющие себя как «гюрджю» — грузины. Можно констатировать существование разницы в понимании наименования группы: в Турции гурджи/ гюрджю – это грузины в целом, а в Грузии – грузины-мусульмане, живущих за пределами страны.

Территория расселения гурджи приблизительно соответствует территории средневекового княжества грузинских Багратионов Тао-Кларджети (в Грузии она считается частью исторической провинции Месхети). В Турции происхождение большинства живущих на этой территории гурджи связывают с Аджарией. Еще одну часть гурджи составляют потомки грузиноязычных мусульман-мухаджиров, переселившихся в Турцию после включения части территорий исторической Месхети в состав Российской империи. Во время экспедиции удалось побывать в районе Шавшат (груз. Шавшети) (провинция Артвин), в окрестностях с. Мейданджика, где компактно расположено несколько населенных гурджи сел, а также в центральном населенном пункте турецкой части разделенного грузино-турецкой границей ущелья Мачахели (груз. назв.) / Мача һели (тур. назв.) — с. Джамили (груз. Хертвиси).

Деревянная мечеть в с. Джамили, построенная в 1855 г. Обл. Артвин, Турция

В семьях старшее поколение говорит по-грузински, молодое — по-турецки, грузинским владея очень плохо. Грузинская грамотность в Мачаhели либо не распространена совсем, либо присутствует очень ограниченно. Часть жителей Мачаhели имеет наряду с турецкими грузинские паспорта. Свою культуру и быт (кухню, постройки, образ жизни) мачаhельцы описывают как «совершенно грузинские».

 

Лазы

Лазы расселены вдоль юго-восточного побережья Черного моря, подавляющее большинство живет в Турции и лишь около 1-2 % в Грузии; они говорят на лазском языке, очень близком к мегрельскому.

Если грузинская академическая традиция и обыденное сознание причисляют лазов к грузинам и ставят их в общий ряд этнографических групп Грузии наряду с кахетинцами, мегрелами, гурийцами и др., то лазы Турции не ассоциируют себя с грузинами, признавая только языковое родство с мегрелами: «Лазы (...) на наш, быть может, неопытный глаз, почти не отличаются ни типом, ни костюмом от остального населения округа, но говорят они наречием очень близкoм к мингрельскому, по крайней мере мингрельцы и лазы свободно объясняются между собой» (Каневский И. Любопытные уголки Кавказа. Батумский округ. Сванетия. Очерки жизни и природы. Тифлис, 1886. С. 47.). Таким образом, границы группы в наибольшей степени определяет языковая принадлежность.

Батумская обл. 1914 г.
Окрестности г. Архави, обл. Артвин, Турция

Разделение территории проживания лазов политической границей сказывается на религиозных процессах в среде грузинских лазов. При том, что в Турции лазы исповедуют ислам суннитского толка (ханафиты), в Грузии среди них есть как мусульмане, так и православные. Религиозная ситуация напоминает таковую в Нижней Аджарии: среди людей младше 45 есть много примеров перехода в христианство. Примечательно, что в разделенном грузино-турецкой границей с. Сарпи в грузинской части недавно возвели церковь – напротив расположенной в турецкой части мечети.

Китайские рабочие на чайной плантации. Окрестности г. Батум. 1890-е гг. Фотоархив РЭМ
Наемные рабочие из Грузии собирают чай в окрестностях г. Хопа, обл. Артвин, Турция

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.