Главная: Коллекции и экспозиции: Выставки онлайн: «Памятники истории и культуры Санкт-Петербургской губернии в фотографическом собрании музея»
Автор: Л.В.Королькова, кандидат исторических наук, научный сотрудник ведущей
категории отдела этнографии народов Северо-Запада и Прибалтики.
Время и место экспонирования: 2012 г. Российский этнографический музей.
Выставка была приурочена к 130-летию со дня рождения Н.И.Репникова.
Начало собиранию фотографических памятников по Санкт-Петербургской губ. в Этнографическом отделе Русского музея было положено в 1909г. На протяжении всей своей дальнейшей истории фотографический фонд музея формировался из снимков, сделанных во время экспедиций сотрудниками музея, корреспондентами и профессиональными фотографами, привлеченными для этой работы. Особое место в собрании музея занимают коллекции, сформированные во время экспедиций Н.И.Репникова (1911–1914гг.). Снимки выполнены как самим исследователем, так и фотографом ЭО Русского музея В.М.Машечкиным.
Среди фотографий из коллекций Н.И.Репникова особого внимания заслуживают те, на которых запечатлены уникальные памятники архитектуры, деревянные кресты, старинные иконы, фрески и церковная утварь. В наши дни эти визуальные источники являются «золотым» фондом собрания Российского этнографического музея. На выставке были представлены наиболее интересные фотографии, сделанные в Новоладожском уезде в период 1911–1914гг.
Николай Иванович Репников (1892–1940), археолог, исследователь древнерусского искусства
В 2020г. исполнится 80 лет со дня смерти известного петербургского исследователя, сотрудника ЭО Русского музея Николая Ивановича Репникова. Николай Иванович принадлежал к плеяде известных археологов и историков, первые шаги которых в науке относятся к самому началу XX столетия. Его научные интересы были тесно связаны с Северо-Западом России и Крымом. Самостоятельная научная деятельность ученого началась с важнейших открытий археологических памятников, оставленных крымскими готами и исследований в Новоладожском у. Санкт-Петербургской губ. Ему посчастливилось проводить раскопки на таких археологические объектах как Земляное ладожское городище, городище Эски-Кермен, готский могильник Суук-Су, пещерные города Крымского нагорья и исследовать руины церкви Патриарха Климента в Старой Ладоге.
Н.И.Репников родился в Санкт-Петербурге 9 апреля 1882г. в крестьянской семье. С ранних лет у него проявился интерес к «древностям», который и определил дальнейшую судьбу юноши. В 1902г. Николай Иванович продолжил своё образование в Археологическом институте в Санкт-Петербурге. Одновременно с учебой началась и трудовая деятельность исследователя. Он был приглашен на должность внештатного научного сотрудника Археологической комиссии. В 1904г. Н.И.Репников поступил вольнослушателем на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Годы учебы в высшем учебном заведении стали временемстановления его как археолога-полевика, искусствоведа и этнографа.
В 1910г. началось сотрудничество исследователя с ЭO Русского музея. Он работал в должности коллежского регистратора и хранителя археологической коллекции музея. На протяжении ряда лет в летний период Николай Иванович производил археологические изыскания. Свои первые «Открытые листы» на производство археологических раскопок в Старой Ладоге (1910–1913гг.) он получал по ходатайству ЭО РМ. Исследованиям городища Старой Ладоги предшествовали разведочные работы, осуществленные в 1909 и 1910гг. А в 1911г. Н.И.Репников начал широкомасштабные археологические раскопки на Земляном городище Старой Ладоги. Впервые в славяно-русской археологии на широкой площади, систематично, с полным раскрытием построек, фиксацией планиграфии и стратиграфии всех видов находок был исследован культурный слой древнерусского города, великолепно сохранивший деревянную застройку VIII–Xвв. и многочисленные предметы из органических материалов.
Летом 1912г. по поручению Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины Н.И.Репников проводил осмотр, регистрацию и фотофиксацию памятников старины в Новоладожском уезде. К этой работе он привлек фотографа ЭО В.М.Машечкина. За время работы исследователь посетил 70 населённых пунктов, осмотрел 16 церквей, 60 часовен, ряд старинных крестьянских построек, старообрядческие кладбища, придорожные кресты, курганные могильники, два городища.Наиболее интересные объекты были зафиксированы на фотографические пластины. В.И.Машечкин выполнил 307 снимков размером 13х18см и 56 снимков 18х24см.
За время плодотворного сотрудничества с музеем, при непосредственном участии Н.И.Репникова, был собран уникальный фотоматериал посвященный раскопкам Староладожского городища, церкви Святого Климента, приходским церквям и часовням, христианским реликвиям, памятникам традиционной культуры Новоладожского и Лодейнопольского у. (14 коллекций), а также коллекция фотографий (около 200 ед.) запечатлевших жизненный уклад греков Приазовья.
Особый интерес Николай Иванович проявлял к древнерусскому искусству и крестьянской архитектуре. Он был большим знатоком и признанным экспертом в этих областях. Под его наблюдением неоднократно производились сложнейшие реставрационные работы – расчистка и закрепление особо почитаемых икон, фресковых росписей Георгиевского собора в Старой Ладоге и др. Его исследовательские заслуги получили высокую оценку. В 1927г., в год 25-летия научной деятельности Н.И.Репникова, его вклад в науку был высоко оценен известными учеными А.А.Спицыным, И.Э.Грабарем, Н.Г.Порфиридовым и др.
К полевой работе Николай Иванович всегда приступал с увлечением, энтузиазмом, «заражал своей любовью» к памятникам всех, кому приходилось работать вместе с ним. Результатом проведенных исследований становились публикации и многочисленные фотографии, часть из которых была выполнена фотографом В.М.Машечкиным, а часть самим Н.И.Репниковым.
На выставке были представлены фотографии памятников истории и культуры Поволховья. Многие из них к настоящему времени утрачены или изменили свой облик. Поэтому выставка может привлечь к себе внимание не только людей, интересующихся историей региона, но и профессионалов – архитекторов, искусствоведов, историков, археографов и др.
Открытый лист – разрешение на право производства исследований археологических памятников в России. Документ регламентировал правила проведения археологических раскопок и разведок и форму полевого отчета. Открытые листы выдавались Императорской Археологической Комиссией (1859–1917гг.) по ходатайству научных организаций и отдельных ученых. В состав Комиссии в нач. XXв. Входили Н.Н.Веселовский, Р.Х.Лепер, Н.Я.Марр, А.А.Спицын, К.К.Романов, Б.В.Фармаковский и др.
Снимок с архивного дела выполнил фотограф РЭМ О.В.Ганичева. 2020 год. АРЭМ.
Н.И.Репников на раскопках храма свмч. Климента в Старой Ладоге
Фиксация подсыпки под полом средней абсиды храма. На снимке запечатлены руины церкви Климента Папы Римского, выявленные в ходе археологических раскопок. Храм был заложен при архиепископе Нифонте в 1153г.
Постройка была разрушена в нач. XVIIв. В кон. XIX столетия остатки храма были обнаружены при производстве земляных работ. В то время были зафиксированы хорошо сохранившиеся остатки части стен древнего храма, а в южной части хор уцелел даже свод. В 1912–1913гг. раскопки памятника проводил Н.И.Репников.
Санкт-Петербургская губ., Новоладожский у. Фотоснимок выполнил В.М.Машечкин во время экспедиции Н.И.Репникова. 1912г.
Раскопки храма свмч. Климента в Старой Ладоге
Группа рабочих на раскопе. Зафиксирован расчищенный участок постройки: основания стен и абсида. В процессе исследований руин церкви было выяснено, что храм имел три абсиды, общая её длина составляла около 24м, ширина – около 18м. Ширина наружных стен храма 1,05– 1,1м. Стены здания были возведены из известняковых плит с прокладками из кирпича; в нижней части храма встречались валуны. Пол храма известковый. На остатках стен обнаружены фрески.
Санкт-Петербургская губ., Новоладожский у. Фотоснимок выполнил В.М.Машечкин во время экспедиции Н.И.Репникова. 1912г.
Раскопки Земляного городища в Старой Ладоге
На снимке запечатлён раскоп, заложенный на огородах причта Георгиевской церкви. На уровне культурного слоя (гумуса тёмного цвета), не потревоженного в ходе многовековой хозяйственной деятельности ладожан, были обнаружены частично сохранившиеся деревянные постройки. Раскопки производились широкой площадью, по квадратам, с полной расчисткой деревянных конструкций, а также фото и графической фиксацией.
Санкт-Петербургская губ., Новоладожский у. Фотоснимок выполнил В.М.Машечкин во время экспедиции Н.И.Репникова. 1912г.
Общий вид монастыря
На снимке зафиксирована церковь XVIв., входившая в ансамбль Киприано-Стороженского Никольского мужского монастыря. Основателем монастыря был преподобный Киприан, ученик преподобного Адриана Ондрусовского. Монастырь был упразднен в 1778г. В верхней (летней) церкви расположен главный алтарь во имя Свт. Николая, архиепископа Мирликийского, с приделом Богоявления, в нижней (зимней) церкви – придел во имя Успения Пресвятой Богородицы. Монастырь окружён оградой из валунов. Н.И.Репников так описывал эту постройку: «В современном виде храм представляет собой двухэтажную церковь, характерную особенность которой составляет отсутствие алтарных полукружий на восточной стене. Массивная главка покоится на широком барабане, к северу от которого, находится главка придела, ‹…› крыльцо сгорело в 1910 году. Поднявшись по приставной лестнице, посетитель входит в монастырскую трапезную с низкими сводами, покоящимися на массивных столбах; отсюда узкая дверь ведет в сам храм».
Санкт-Петербургская губ., Новоладожский у., д.Сторожно. Фотоснимок выполнил Н.И.Репников. 1914г.
Иконостас
На снимке – центральная часть многоярусного иконостаса в приделе Богоявления (верхняя церковь) церкви Свт. Николая, архиепископа Мирликийского и паникадило. Церковь сооружена в XVIв., расположена в Киприано-Стороженском Никольском мужском монастыре. В центральной части фотографии – Царские врата. На них 6 живописных изображений: Архангел Гавриил, Божия Матерь и 4 евангелиста. Слева от врат, большая храмовая икона «Богоматерь Неопалимая купина» (в русской иконописи эта сложная композиция с поясным изображением Богородицы возникла в сер. XVIв.), справа – икона «Богоявление Господне». На этих живописных иконах укреплены металлические венцы и цаты с камнями в кастах (этот элемент декора символизирует чин царства и первосвященства). Вокруг ликов Божией Матери и Иисуса Христа на венцы надеты венки из белых искусственных роз. На каждой иконе в качестве декора использован орарь с растительным узором, изображениями ангелов и крестов.
Санкт-Петербургская губ., Новоладожский у., д.Сторожно. Фотоснимок выполнил Н.И.Репников. 1914г.
Никольская церковь Гостинопольского монастыря. Вид с северо-запада.
Церковь свт. Николая Чудотворца была построена в XVв. В 1475г. специально для этого храма был отлит колокол. В нач. XXв. на стенах церкви ещё сохранялись старинные фрески. В 1912г. во время проведения экспедиции Н.И.Репникова, живопись и конструктивные элементы древней постройки были зафиксированы на фотоснимки и сделаны обмеры помещений. Благодаря содействию исследователя весной 1913г. в Гостинопольском приходе был создан «Местный комитет по вопросам реставрации стенописи». В него вошли местные меценаты: протоирей В.Каменский, ктитор И.И.Якушев, землевладельцы Г.В.Емельянов, И.Н.Абросимова, С.Т.Трифонова и др. Благодаря их финансовой помощи удалось собрать значительную сумму на проведение осмотра стенописи. В августе 1913г. в Гостинополье для проведения исследований фресок прибыл известный московский иконописец-реставратор Г.И.Чириков. Он подтвердил древность настенных изображений. Памятник был поставлен на учет. В годы Великой Отечественной войны храм был полностью уничтожен.
Санкт-Петербургская губ., Новоладожский у. Фотоснимок выполнил В.М.Машечкин во время экспедиции Н.И.Репникова . 1912г.
Общий вид церкви свв. Первоверховных Апостолов Петра и Павла в с.Петропавловское
Деревянная, однопрестольная церковь была построена в 1621г. В 1845г. она была закрыта «за ветхостью»; возобновлена в 1854г. С 1858г. храм стал единоверческим. Это было сделано для «сокращения раскола» в Новоладожском у., поскольку в деревнях прихода (Бор, Бороничево, Валим, Вельцы, Порог) проживало значительное число старообрядцев федосеевского толка. В годы Великой Отечественной войны церковь была полностью уничтожена, так как находилась на линии фронта.
Санкт-Петербургская губ., Новоладожский у. Фотоснимок выполнил В.М.Машечкин во время экспедиции Н.И.Репникова. 1912г.
Памятный (обетный) деревянный крест 1626г. с изображением свт. Николая Чудотворца из часовни Успения Божией Матери, д. Неважа
Надпись: «Праздновать Святителю Николаю Чудотворцу ‹…› хрестианом ‹…› лета 7134».
Памятный крест – высокое деревянное сооружение в виде восьмиконечного креста, покрытое резными изображениями и надписями (местная святыня). Подобные кресты изготавливались из массивного бруса. Устроители давали обет праздновать тот или иной церковный праздник в память каких-либо событий произошедших в деревне. В Новоладожском у. традиция установления таких крестов фиксируется с XVII по XVIIIвв.
Санкт-Петербургская губ., Новоладожский у. Фотоснимок выполнил В.М.Машечкин во время экспедиции Н.И.Репникова. 1912г.
Памятный (поклонный) деревянный крест 1663 г. в часовне свв. апп. Петра и Павла, д. Неважа
Надпись: «Поставлен сий животворящий крест Господень повелением раба божия Стефана Пахомова на поклонение всем православным христианам праздник праздновать Святителю Христову Николы лета 7171 году июня в Л день».
Санкт-Петербургская губ., Новоладожский у. Фотоснимок выполнил В.М.Машечкин во время экспедиции Н.И.Репникова. 1912г.
Памятный (поклонный) деревянный крест 1684 г. из часовни свт. Николая Чудотворца, д. Гутово
Надпись: «Праздновать праздники святителю Христову и Чудотворцу Николы да священномученику Власию. Поставлен сей святый и животворящий крест Господень на поклонение православаным христианом повелением рабов божиих Симеона и Макария и Левовых детей гутовских лета 7192 году июня в 3 день».
Санкт-Петербургская губ., Новоладожский у. Фотоснимок выполнил В.М.Машечкин во время экспедиции Н.И.Репникова. 1912г.
Памятный (поклонный) деревянный крест 1690 г. из часовни св. Архистратига Михаила, с. Архангельское
Надпись: «Праздновать праздники святого и славного пророка и предтечи и крестителя Господня Иоанна поставлен сий святый крест Господень на поклонение православным христианом лета 7198 го году июля в 13 день».
Санкт-Петербургская губ., Новоладожский у. Фотоснимок выполнил В.М.Машечкин во время экспедиции Н.И.Репникова. 1912г.
Фрагмент фресковой росписи Георгиевского собора в Старой Ладоге
На фотографии запечатлена часть композиции «Страшный суд». Первоначально она занимала весь западный объём храма (под хорами). На снимке представлена правая часть сцены: фрагмент трёхлопастной орнаментальной арки и часть верхнего регистра изображения. Фрески были выполнены в 80-х гг. XIIв. Впервые фрески были раскрыты в 1780г. С 1846г. настенная живопись собора находилась под охраной Императорской Археологической комиссии. Впервые фрески были скопированы П.И.Кёппеном (не сохранились). В 1856г. часть фресок скопировал надворный советник Львов. В 1858г. фрески скопировал архитектор В.А.Прохоров. В 1902г. в Георгиевском соборе проходили реставрационные работы.
Санкт-Петербургская губ., Новоладожский у. Фотоснимок выполнил В.М.Машечкин во время экспедиции Н.И.Репникова. 1912г.
Местный образ Святителя Николая Чудотворца из Никольской церкви в д. Загубье
Икона написана на дереве темперой. По иконографии (новгородская иконопись) образ можно датировать XVI – нач. XVIIв. Серебряная литая риза датируется кон. XVIII – нач. XIXвв. (в нижней части оклада имеется клеймо мастера). Риза покрывает почти весь поясной образ Святителя за исключением лика и рук. Правая рука – в благословляющем жесте, а в левой руке – закрытое Евангелие. На фелони – растительный орнамент. Накладной венец, кресты омофора и поручи украшены драгоценными камнями. Слева в верхнем углу в медальоне изображен Иисус Христос, справа – Божия Матерь. За венцом венок из искусственных цветов.
Санкт-Петербургская губ., Новоладожский у. Фотоснимок выполнил Н.И.Репников. 1914г.
Оловянная дарохранительница из церкви Покрова Пресвятой Богородицы, с.Подбережье
На фотографии запечатлена дарохранительница в форме гробницы с высокой сенью. Гробница опирается на четыре ножки в виде звериных лап. Подобные дарохранительницы датируются XVIIIв. Стенки дарохранительницы украшены рельефами: в верхней части изображение херувима, ниже, под сенью, изображение Бога Саваофа, Троицы Новозаветной с шестикрылыми серафимами по бокам. Под ними изображение Пресвятой Богородицы «Всем скорбящим радости». На гробнице трехчастный рельеф: поясные изображения Иисуса Христа (в центре), Божией Матери (слева), св. Иоанна Предтечи (справа). Декор дарохранительницы сохранился не полностью. На крышке утрачен литой крест-распятие, на углах гробницы отсутствуют объемные фигуры ангелов. (Полный аналог дарохранительницы в настоящее время хранится в Пермской художественной галерее. ПГХК. РК-3002).
Санкт-Петербургская губ., Новоладожский у. Фотоснимок выполнил В.М.Машечкин во время экспедиции Н.И.Репникова. 1912г.
Письмо А.В. Суворова протоирею Новоладожского Никольского собора
«Честной протоирей о. Антоний! В оставшиеся в Ладоге, полку Суздальского, полковой церкви Петра и Павла, прошу вашего благословения, доколе полк назад не возвратится в Ладогу, чтобы производима была ежедневная служба; за что полк вашему благословению или кто ту службу отправлять будет, от усердия посылает в год по 20 рублёв, которые изволите получать от оставшегося в Ладоге, при двуротной команде, члена квартирмейстера Ефимова, или кто тут будет при помощи члена. Вашего благословения покорный слуга Александр Суворов. Декабря 19 го дня 1768 г».
Санкт-Петербургская губ., Новоладожский у. Фотоснимок выполнил Н.И.Репников. 1914г.
Рукописное Евангелие кон. XVI в. Хранилось в церкви Пресвятой Троицы, с.Помялово
Текст: «В начале бе слово. и слово бе к богу, и бог бе слово. Сей бе искони к богу вся Тем быша. И без Него ничтоже бысть, еже бысть в том живот бе. И живот бе свет человеком. И свет во тьме светится, и тьма его не объят. Бысть человек послан от Бога имя, ему Иоанн сей прииде во свидетельство. Да свидетелствует о свете да вси верующие имут ему. Не беть свет, но да свидетеьлствует о свете. Бе свет истинный, иже просвещает всякого человека грядущаго в мир. В мире бе, и мир тем бысть, и мир Его непознама. Во своя приде, и свое …».
Санкт-Петербургская губ., Новоладожский у. Фотоснимок выполнил В.М.Машечкин во время экспедиции Н.И.Репникова. 1912г.
Рукописное Евангелие от Матфея из церкви Пресвятой Троицы, с.Помялово
Текст: «Книга родства Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамля. Авраам роди Исаака. Исаак же роди Иакова. Иаков же роди Иуду и братию его. Иуда же роди Фареса и Зара от Фамары. Фарес же роди Есрома. Есром же роди Арама. Арам же роди Аминадава. Аминадав же роди Наассона. Наассон же роди Салмона. Салмон же роди Вооза от Рахавы. Вооз же роди Овида от Руфы…».
Санкт-Петербургская губ., Новоладожский у. Фотоснимок выполнил В.М.Машечкин во время экспедиции Н.И.Репникова. 1912г.
Напрестольное Евангелие 1654 г. из церкви Архангела Михаила, с.Архангельское
На фотографии запечатлено Евангелие в бархатном окладе с металлическими накладками и застёжками, изданное при патриархе Никоне. На левой верхней угловой накладке изображен Св. ап. Иоанн, на правой верхней – Св. ап. Матфей. На левой нижней накладке изображен Св. ап. Лука, а на правой – Св. ап. Марк. В центре, на медальоне – сцена распятия Иисуса Христа.
Выколотка, гравировка, чеканка. Санкт-Петербургская губ., Новоладожский у. Фотоснимок выполнил В.М.Машечкин во время экспедиции Н.И.Репникова. 1912г.
Напрестольное Евангелие 1677 г. из церкви Покрова Пресвятой Богородицы, с.Подбережье
На фотографии запечатлено Евангелие в бархатном окладе с серебряными накладками и застёжками. На левой верхней угловой накладке изображен Св. ап. Иоанн, на правой верхней – Св. ап. атфей. На левой нижней накладке изображен Св. ап. Лука, а на правой нижней – Св. ап. Марк. В центре, на медальоне – сцена распятия Иисуса Христа.
Чеканка, гравировка. Санкт-Петербургская губ., Новоладожский у. Фотоснимок выполнил В.М.Машечкин во время экспедиции Н.И.Репникова. 1912г.
Старообрядческий намогильный крест
Крест установлен на могиле крестьянки д. Наволок Парасковьи Михневой с датой смерти «13 ноября 1882 г. Скончалась в возрасте 28 лет». На кресте под эпитафией написан текст (поморский духовный стих). Текст: «Стих на воспоминание грозныя смерти»: «Гроб мой, гроб, превечный мой дом. И ты, моя ложа, посмерть мне гожа. Белы руки сложат, и во́ гроб положат, портόм оденут, покрόвом накроют, в землю опустят, и перстию посыпают. Я там буду лежати, гласа ожидати. Как в трубы вострубят, всех мертвых возбудят. Аз пробужуся, с гробом разлучуся. Увижу две дороги широки и долги. Много дорог и власти у бога. Куда Господь восхочет, туда меня и пошлет». Для вечной памяти сооружон сей крест по усердию ея сын Василий Михнев».
Санкт-Петербургская губ., Новоладожский у., д.Бережки. Фотоснимок выполнил В.М.Машечкин во время экспедиции Н.И.Репникова. 1912г.
Крестный ход по случаю трёхсотлетия изгнания шведов из Ладоги
На фотографии зафиксирован паром-пристань, который стоит у берега р. Волхов. На пароме группа священников и участников крестного хода. Мужчины на плечах держат деревянные носилки с выносными иконами. Слева – икона Божией Матери «Млекопитательница», справа – икона св. вмч. Пантелеймона. На берегу участники крестного хода с иконами. Историческое событие, которому был посвящен крестный ход, произошло в Смутное время. 15 августа 1610г., в день праздника Успения Богородицы. Отряд шведских и французских наемников под командованием Пьера Делавиля вошел в Ладожскую крепость и занял посад. Несколько попыток новгородских войск вернуть Ладогу не увенчались успехом. Зимой 1610–1611гг. под Ладогой решалась судьба Северо-Запада страны. Для борьбы с захватчиками было мобилизовано несколько тысяч дворян и детей боярских, новокрещёных татар, казаков и состоятельных крестьян. Решающее сражение произошло 15 января 1611г. Войска князя Г.К.Волконского одержали победу над отрядом Делавиля. В числе пленников оказался младший брат командира отряда французских мушкетеров Жак. Пьеру Делавилю было предложено уйти из Ладоги в обмен на пленников. В феврале 1611г. Делавиль согласился сдаться на почетных условиях.
Санкт-Петербургская губ., Новоладожский у., г.Старая Ладога. Фотоснимок выполнил В.М.Машечкин во время экспедиции Н.И.Репникова. 1911г.
Просушка мерёж
На первом плане фотографии, на берегу р. Волхов запечатлена небольшая постройка из досок с двухскатной крышей. На коньке крыши деревянный крест. К фронтонной стенке прикреплена металлическая «церковная кружка» – коробка для сбора пожертвований с отверстием в крышке. Она закрыта на навесной замок. На втором плане – приспособление из жердей для просушки рыболовных снастей. На нём висят три мерёжи (рыболовные снаряды, состоящие из сетки натянутой на деревянные обручи) с арочным заходом и тремя последовательно устанавливались в заколы, перегораживающие реку по течению воды. С помощью мережи рыбу ловили небольшими артелями из 4 чел. Мережи ставились на 2–3 ночи.
Санкт-Петербургская губ., Новоладожский у., д.Извоз. Фотоснимок выполнил В.М.Машечкин во время экспедиции Н.И.Репникова. 1911г.
Старинная изба
На фотографии изображена «белая» крестьянская изба с бревенчатым фронтоном и высокой конической двухскатной крышей опирающейся на резные кронштейны. Крыша покрыта соломой. На фронтоне и боковой стене большие окна с декором. Верхние карнизы и подоконные доски украшены резьбой, ставни – филёнчатые.
Санкт-Петербургская губ., Новоладожский у., д.Вындин Остров. Фотоснимок выполнил В.М.Машечкин во время экспедиции Н.И.Репникова. 1912г.