Главная: Коллекции и экспозиции: Выставки онлайн: «Общий язык – знак». Тюркский мир в собрании Российского этнографического музея»
Авторский коллектив:
В.А.Дмитриев, научный сотрудник главной категории отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана, доктор ист. наук;
Е.В.Колчина, зав. отделом этнографии народов Поволжья и Приуралья;
Л.М.Лойко, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии народов Поволжья и Приуралья;
Л.Ф.Попова, зав. отделом этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана;
С.В.Романова, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока;
О.В.Старостина, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана, канд. ист. наук;
С.И. Савостьянов, сотрудник отдела организации выставок.
Партнеры проекта:
Министерство культуры Республики Татарстан, Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский кремль», Выставочный зал «Манеж».
Место и время экспонирования:
Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский кремль». Выставочный зал «Манеж». 26 сентября ‑ 30 ноября 2014г.
Национальный музей Республики Алтай имени А.В. Анохина и Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия). 2016г.
Выставочный проект является новационным в освещении культуры тюркского мира. Он представлен уникальными этнографическими памятниками, раскрывающими традиционную культуру тюркских народов России и сопредельных государств. Тюркское собрание РЭМ является одним из самых репрезентативных в мире. Оно насчитывает несколько десятков тысяч экспонатов XVIII–XXIвв., отражающих практически все сферы материальной и духовной жизни тюркских народов Молдавии, Крыма, Кавказа, Закавказья, Турции, Ирана, Поволжья и Приуралья, Средней Азии и Казахстана, Китая, Сибири. Экспонаты выставки, а также историческая фотография призваны продемонстрировать идею общности культурных ценностей тюркских народов, что во многом способствует устойчивости и сохранению традиционной знаковой символики в памятниках материальной культуры тюркского мира от прошлого к настоящему.
Базар. Крымские татары. Начало XX века. Скотоводы. Азербайджанцы. Начало XX века
Молодая женщина. Башкиры. Начало XX века. Молодая женщина. Казахи. Начало XX века
Женщина с детьми. Хакасы. Начало XX века. Якуты в праздничных костюмах. Начало XX века
На современном этапе развития тюркских народов наблюдается процесс их духовной консолидации, увеличение интереса не только к этнической культуре отдельных общностей, но и поиск общетюркских реалий. Выставочный проект представляет уникальные этнографические памятники, раскрывающие традиционную культуру тюркских народов России и сопредельных государств.
Основной задачей выставки является раскрытие перед зрителем феномена тюркской культуры, успешно существующей на протяжении полутора тысячелетий и имеющей, несомненно, огромный потенциал развития в будущем.
Расселение тюрок на большей части Евразийского континента и освоение ими различных климатических и ландшафтных зон породило неповторимое культурное разнообразие. Гибкость хозяйственной системы позволила средневековым кочевникам перейти к иным формам хозяйства. Так, например, на Памире скотоводство становиться отгонным, в Восточной Европе и на Юге Центральной России заменяется земледелием. Тюрки успешно освоили новые формы животноводства – оленеводство, разведение яков, верблюдов, селекционировали лошадей и овец. Создание городских поселений способствовало развитию традиционных ремесел, которые зачастую, сохраняя этническое своеобразие, приобретали новые формы.
Помимо общего языка, духовных доминант, сходной социальной структуры у различных тюркских народов, существует и единое понимание знакового языка, имеющего различную этническую стилизацию, которая создает неповторимость той или иной культуры. К таким знакам можно отнести, например, вихревой крест – солярный символ, изображение рогов барана – символ плодовитости, треугольник – символ женского начала и оберег, и многие другие. Все эти знаки представлены в предметах материальной культуры и быта разных народов: татар, башкир, чувашей, казахов, киргизов, туркмен, каракалпаков, узбеков, уйгуров, азербайджанцев, ногайцев, балкарцев, карачаевцев, якутов, хакасов, долган, алтайцев, тувинцев, гагаузов и др.
Значимую часть выставки представляют предметы и комплексы, отражающие различные религиозные практики.
Выставочное пространство условно разделено на мужское и женское, что находит отражение и в традиционном делении материального и духовного пространства у данных народов, с присущими мужчинам и женщинам социальными и хозяйственными функциям.
Цель предложенного выставочного проекта – показать единство тюркского мира в его многообразии, единство и консервативность духовной культуры различных народов, сочетающуюся с гибкостью и вариативностью форм культуры материальной.
Согласно традиционным представлениям тюркских народов мужчина представлялся воином, защитником, добытчиком, главой семьи. Основные черты тюркской культуры больше проявлялись именно в мужском поведении. К таким чертам относятся способность к освоению больших пространств и, следовательно, к широким контактам, социальное равенство в обществе, сочетающееся со строгим соблюдением половозрастных ролей и выделением элиты, демонстрирующей соблюдение тонко разработанного этикета; культом мужчины-воина. В шкале культурных ценностей тюркских народов главными были трудолюбие, стойкость в невзгодах, смелость в бою, знание генеалогии своего рода, поэтическое дарование, находчивость и остроумие, отличное владение техникой верховой езды.
Эти черты присущи кочевническому обществу, представителем которого является конный вооруженный пастух, сферой жизни которого был весь мир в разных ландшафтных зонах, за пределами жилища. В этом плане можно говорить о таких символах тюркского мира, как конь, оружие, и знаки движения: отметины на местных ориентирах и развитый культ Неба.
В процессе исторического развития значительная часть тюркского мира перешла к оседлому существованию. Одним из признаков этого процесса было усвоение мировых религий.
Выбор тюрок, в основном, был сделан в пользу ислама, конфессии, мужской в общественном измерении. Другой особенностью было освоение сферы земледельческого труда и профессий ремесленника, лекаря, священнослужителя, представителя власти, что полностью относится к области мужской деятельности. Предметы вещного мира, созданные ремесленниками, в оформлении и орнаменте содержат признаки синтеза символов тюркского мира и примет локальных традиций производства и прикладного искусства.
Сумка лекаря и набор лекарств в мешочках. Тувинцы. Кон. XIX века
Штаны мужские. Казахи. Вторая половина XIX века
В тюркском обществе велика и неоспорима роль женщины – хранительницы мира и согласия. Именно женщина передавала следующему поколению знания об истории, обычаях, традициях своего народа, олицетворяя собой связь времен. Рассказывая сказки и легенды, она формировала систему мировоззрения ребенка. Через игру мать или бабушка прививали детям различные трудовые навыки, закладывая основы той деятельности, которая формирует хозяйство этноса.
Женщина занималась переработкой продуктов скотоводства и сельского хозяйства, приготовлением пищи, созданием необходимых запасов для семьи. Ткачество, прядение, шитье одежды, изготовление элементов убранства жилища (тканье ковров, валяние войлоков, плетение циновок, вышивание занавесей, подушек, полок, сумок и пр.) – все это лежало на плечах женщин, которые нередко являлись помощницами мужчин в их ремесленной деятельности. Женщины в кочевническом тюркском мире обладали большой степенью свободы в вопросах принятия важных решений, как социального, так и хозяйственного свойства.
Намазлык – коврик молитвенный. Татары казанские. Начало ХХ века
Панно из конского волоса. Якуты. 2001 год