Главная: Коллекции и экспозиции: Выставки онлайн: «Маски: грани традиции»
Над проектом работали:
В.Н.Кузнецова, к.и.н., научный сотрудник отдела этнографии русского народа;
Н.Н.Прокопьева, зам. директора по учету, хранению и реставрации музейных ценностей;
И.Ю.Хургина, зав. отделом нучной систематизации и издательской деятельности
Сегодня, надевая маску, мы защищаем себя и окружающих. Она помогает выстроить границу между миром людей и опасным миром бактерий и вирусов.
В исторической перспективе маска всегда нечто большее, чем просто предмет, закрывающий лицо. Как важный атрибут ритуальных действий и театрализованных представлений она имеет многовековую историю. Согласно традиционному мировоззрению, надевая личину, человек зачастую не просто изменял свою внешность, но и перевоплощался в того персонажа, которого изображал. И пусть сейчас мы носим купленные в аптеке медицинские маски, сшитые собственноручно или модным дизайнером, надевая их, мы тоже перевоплощаемся – становимся более ответственными, превращаемся в супергероев – борцов с вирусом.
В традиционной культуре народов Евразии обрядовые перевоплощения при помощи масок, как правило, приурочены к календарным праздникам и обрядам жизненного цикла. У славян, балтов, финно-угров ряженье наиболее распространено на Святки и Масленицу; на Кавказе часто связано с зимними праздниками, а также окончанием сельскохозяйственных работ. У народов Сибири во время медвежьего праздника люди, исполнявшие танцы и разыгрывавшие пантомимы, надевали берестяные маски. Во многих культурах ряженье было важным элементом свадебной обрядности и было приурочено ко второму или третьему дню торжества.
Маски создавались из различных материалов и изображали головы животных, лица людей или мифических персонажей. Самые простые из них изготавливались из отреза ткани, куска кожи, клочка бумаги, на которых прорезались отверстия для глаз, носа и рта, часто и вовсе лицо ряженого просто занавешивалось тряпичным материалом. Сложносоставные маски, на создание которых было потрачено много сил, могли храниться в семье годами и передаваться по наследству. У народов Кавказа были распространены маски из войлока, у русских, литовцев известны личины, искусно вырезанные из дерева.
Часто маски создавали образ «страшного» существа или зверя, что подчеркивалось за счет мохнатых бровей, густой бороды, усов, огромного носа, торчащих зубов и пр. Народные названия масок также указывали на их демоническую природу – чертовы, бесовские рожи. В отношении к ряженым сочетались чувство страха с радостью ожидания, они и пугали, и веселили. Считалось, что их визит обязателен – иначе не будет счастья, хорошего урожая и приплода скота.
В целом, перевоплощение в зооморфных, антропоморфных персонажей и иномирных существ при помощи надевания маски, шкуры, вывернутой наизнанку шубы или специального костюма воспроизводило мифологические представления о потусторонних силах и необходимости контакта с ними. Неслучайно появление ряженых приурочено к праздникам или обрядам, связанным с изменениями в природе и жизни человека. В народном сознании мифологическое значение многих календарных праздников определялось их «пограничным» характером. Промежуток между старым и новым годом, зимним солнцестоянием и весной считался опасным для человека, ведь в это время на земле бесчинствовала нечистая сила. Свадьба также считалась обрядом «перехода», когда человек как бы «умирал» в одном статусе и рождался в другом.
Особое место маски занимали в шаманской практике. Их ношение сопровождалось пением, звукоподражанием и различными движениями, что соответствовало образу божества или духа, от имени которого проводилось камлание. Маски выполняли различные функции. Одни помогали шаману перемещаться между мирами: средним – миром людей, верхним – миром богов и нижним – миром злых духов, к тому же, скрывая его лицо во время такого «путешествия», позволяли ему оставаться неузнанным для вредоносных сил в обычное время; другие – помогали шаману получить производительную силу, отпугивать злых духов и сражаться с ними за исцеление больного.
Быть может, и мы, скрывая свои лица под масками в это непростое время, можем ощутить свою сопричастность к традиционной культуре народов Евразии.