Главная: Коллекции и экспозиции: Выставки онлайн: «Кочевники Центра Азии. Традиционная культура тувинцев в собрании Российского этнографического музея»
Автор онлайн-выставки и вводного текста: С.В. Романова, ведущий научный сотрудник отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока Российского этнографического музея
Авторы аннотаций: И.А. Карапетова, Н.А. Косяк, С.В. Романова – научные сотрудники отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока Российского этнографического музея
Подбор экспонатов: А.А. Гаджиева, И.А. Карапетова, Н.А. Косяк, С.В. Романова, И.Д. Ткаченко, В.Г. Холодная – научные сотрудники Российского этнографического музея
Авторы фотографий: Н.М. Соловьева, О.В. Ганичева
2021 год отмечен столетием образования независимой Тувинской Народной Республики, юбилей которой явился большим праздником для всех тувинцев и широко отмечался прошедшим летом. На сайте Российского этнографического музея (РЭМ) и на его страницах в социальных сетях мы не раз обращались к тувинскому собранию РЭМ: это онлайн-выставка, посвященная истории комплектования коллекционного собрания по традиционной культуре Тувы; публикации, отражающие такой знаковый элемент традиционной культуры тувинцев, как камнерезное искусство; современные полевые материалы, полученные сотрудниками РЭМ в ходе экспедиционных поездок и др. Данная онлайн-выставка ставит своей целью с помощью памятников традиционной культуры, находящихся в собрании музея и характеризующих различные сферы деятельности, рассказать о культуре тувинцев в целом, культуре отличающейся исключительно высокой степенью сохранения традиции.
В силу археологического и культурного богатства, а также вследствие своего пограничного положения на стыке российской Сибири и центрально- и восточноазиатских государств (Монголии, Китая), Тыва издавна являлась притягательной для исследователей. Территория Республики характеризуется уникальным разнообразием природно-ландшафтных зон – от полупустынь до горной тайги. Основу хозяйственной деятельности западных тувинцев традиционно составляло кочевое скотоводство, восточных (тувинцев-тоджинцев) – горно-таежное оленеводство. Немаловажную роль в системе жизнеобеспечения этноса, особенно в бедных скотом хозяйствах, играли охота, собирательство и земледелие. Эти виды деятельности по сей день определяют образ жизни народа, характер традиционного жилища, систему питания. Тувинцы разводили овец, коз, лошадей, крупный рогатый скот (в Монгун-Тайгинском районе – яков-сарлыков). Для хозяйства тувинцев Эрзинского района характерно верблюдоводство. Животные круглый год находились на подножном корму. Вместе со стадом тувинцы кочевали с одного пастбища на другое, меняя их в зависимости от времени года. Традиционно скотоводство давало все необходимое для жизни: мясо, молоко, шерсть, кожу. Лошади и крупный рогатый скот использовались также в транспортных целях. Об особом отношении к верховому коню говорят пословицы: «Пеший человек подобен птице без крыльев», «Без коня как без ног», «Пешему человеку даже своя коса тяжела». Незаменимость овец также отражена в фольклоре тувинцев: «Человек с овцами – в тепле и достатке», «У кого овцы, тот одет». В жизни тувинцев-тоджинцев универсальную роль играл северный олень. В тувинском фольклоре, отображая состав стада, скот называется «шестишерстным», «шестимастным», «шестицветным», «шестипородным».
В наши дни традиционное жилище в Туве (переносная войлочная юрта монгольского типа и тоджинский чум) продолжает оставаться незаменимым элементом в жизни кочевников. Решетчатые стены юрты состояли обычно из шести-восьми звеньев. Крыша была куполообразной, образованной из тонких длинных шестов, которые одним концом привязывались к решетке, а другим – вставлялись в деревянный круг. Ориентирована юрта была в соответствии с традицией, характерной еще для древних тюрков, то есть входом на восток, в южных районах, согласно монгольскому обычаю, на юг. Основные конструктивные особенности жилища, а также его традиционная планировка, варианты ориентации в пространстве, способы отопления и элементы интерьера сохраняются по сей день. Внутренняя планировка жилого пространства, расположение предметов интерьера и утвари, местоположение и поведение членов семьи и гостей остаются строго регламентированными. Обруч светодымового отверстия является сакральным верхом юрты. Самые сакрализованные места в жилище – это вход, очаг, изголовье постели хозяйки и почетное место дөр, расположенное строго напротив входа, где находятся изображения семейных охранителей и/или буддийский алтарь. По этой центральной оси жилище условно делится на мужскую (справа от входа) и женскую (слева) половины. В соответствии с этим делением располагаются и все элементы домашней обстановки. Для восточных (горно-таежных) районов Тувы основным жилищем являлся чум с остовом из высоких жердей, установленных по кругу. Три из них были основными, определявшими положение остальных, связанных вверху. Высота чума достигала 4,5 м, диаметр – 4–4,5 м. Летом его каркас покрывали покрышками из вываренной бересты, в другие времена года – сшитыми сухожильными нитями полостями из выделанных оленьих шкур.
Ремесла и домашние промыслы играли важную роль в хозяйстве. Большое место в жизни тувинцев занимало изготовление войлоков, которые использовались в качестве незаменимого покрытия деревянного каркаса юрты. Основными ремеслами являлись выделка кожи, обработка дерева, металлообработка. Знания и навыки даргана, мастера, занимавшегося кузнечным и ювелирным производством, передавались из поколения в поколение. Эта профессия считалась очень почетной. Кузнец даже имел право не отрываться от работы для приветствия высокопоставленного чиновника: «работа кузнеца старше» – говорит тувинская пословица.
Тувинцы шили одежду из выделанных шкур домашних и диких животных, а также из покупных тканей, которые в цинское время приобретали у китайских купцов, а с конца XIX века – также у русских. Одежда различалась по назначению: повседневная, праздничная, промысловая, культовая (шаманская и ламская), спортивная. Верхняя плечевая одежда была туникообразной, распашной, с глубоким левосторонним запахом. Костюм дополнял пояс, представляющий собой отрез ткани до 5 м в длину, оборачивающийся вокруг талии несколько раз. На поясе носили поясные пряжки для подвешивания ножей, огнив, табачных аксессуаров, игольников и прочих мелочей. Женский костюм дополнялся накосными и головными украшениями, кольцами, браслетами, серьгами как местного, так и китайского производства. Были распространены два вида обуви: жесткие сапоги монгольского типа с высоким голенищем, на толстой многослойной подошве, с загнутым вверх носком и мягкие сапоги, преимущественно сшитые из камусов. В экстремальных природно-климатических условиях от искусности мастерицы-швеи зависела жизнь и здоровье всех членов семьи. По той же причине высоко ценились швейные принадлежности. «Меня меньше – меня подняла, меня меньше – меня приодела» – загадка об иголке.
В мировоззренческом плане для тувинцев характерен так называемый религиозный параллелизм. Подавляющее большинство тувинцев являлось шаманистами, вместе с тем с XVIII века в регионе началось распространение буддизма тибетского толка, бытовали различные синкретические культы, дошаманские верования.
Проникновение буддизма в Туву относится к 1720-м годам, а окончательное его утверждение произошло во второй половине XVIII века. В этот период усилились связи тувинцев с буддийскими центрами Монголии, которая так же, как и Тува, входила в состав Маньчжурского государства. В 1770-е годы на территории Тувы, примыкающей к Северной Монголии, появились стационарные буддийские монастыри – хурээ. Храмовое строительство активно продолжалось в ХIХ веке. Многие монастыри являлись крупными религиозными, культурными, образовательными и хозяйственными центрами. Мальчики-хуураки (послушники) обучались там монгольскому и тибетскому языкам, буддийской философии, астрологии, математике. Высшее богословское образование тувинцы получали в Монголии, иногда в Тибете. Духовенство Тувы принадлежало к буддийской церкви Монголии, во главе которой стоял Богдо-гэгэн. Настоятели монастырей носили титул камбы-ламы (от тиб. кхенпо, монг. хамбо), наиболее авторитетным из них считался настоятель Верхне-Чаданского хурээ.
После падения в 1911 году маньчжурской династии Тува в 1914 году под названием Урянхайский край становится протекторатом России. Большая часть буддийской духовенства активно поддержала переход своего народа под покровительство России. К этому времени на территории Урянхайского края действовали 22 буддийских монастыря и около 4000 лам, а к концу 1916 года их насчитывалось уже около 10 тысяч. 1921–1944 годы – период существования независимой Тувинской Народной Республики (ТНР). Социально-политические процессы в ТНР были аналогичны тем, что происходили тогда же в СССР. В ходе антирелигиозной борьбы все монастыри Тувы были разрушены, буддийское духовенство подверглось репрессиям, многие священнослужители уходили в мир. К моменту вхождения Тувы в состав СССР на правах автономии буддийская церковь на этой территории перестала существовать. Возрождение буддизма в Туве началось только в 1990-е годы. В силу этих причин коллекции Российского этнографического музея, характеризующие тувинский буддизм, являются уникальными.
Несмотря на заметное китайское, монгольское, тибетское и русское влияние, традиционную культуру тувинцев отличает неповторимая индивидуальность и богатейший творческий потенциал. Исключительно важными элементами культуры, благодаря которым Тува широко известна далеко за пределами нашей страны, являются искусство резьбы по агальматолиту (мягкий поделочный камень) и музыкальное творчество, в котором сочетаются различные традиционные фольклорные и современные жанры.
Собрание Российского этнографического музея в полной мере отражает яркую и самобытную культуру тувинского народа, неизменно вызывая живой интерес исследователей, а также художников и дизайнеров, ищущих вдохновение в образах этого удивительного мира кочевников Центра Азии. Материалы фондов РЭМ активно используются в различных российских и международных выставочных и издательских музейных проектах.
Седло (эзер). Конец XIX в. Дерево, кожа, сукно, металл, войлок
Китайская Империя, Северная Монголия, Урянхайский край (бассейн верховьев Енисея)
Седло верховое на коня. Луки узкие, так называемые «ургинские луки», передняя слегка наклонена вперед, задняя отклонена назад. Лицевые части лук, лапы и торцы полок окрашены красно-коричневой краской.
Луки имеют металлическую окантовку с гравированным орнаментом, на нижних изгибах сделаны небольшие бортики. Сидение между луками обито кожей. Войлочная седельная подушка, крытая бордовым сукном, прикреплена к седлу 4 металлическими фигурными рельефными седельными бляхами с растительным орнаментом. Кожаные тебеньки орнаментированы аппликацией, с двух сторон пришиты к прямоугольному куску кожи, расположенному под седельной подушкой.
На всех лапах просверлено по 2 круглых, оформленных фигурными железными бляхами сквозных отверстия для тороков. На задней луке имеется дополнительно еще по 1 отверстию, закрытому сверху фигурной гравированной бляхой, с продетой снизу кожаной петлей для подфейного ремня. Путлищные отверстия одинарные, прямоугольные, расположенные параллельно краю полок. Путлища представляют собой узкие кожаные ремни. Стремена железные с арочной прямоугольной в сечении дужкой, орнаментированной меандром, прямоугольной подножкой, с выделенным прямоугольным ушком.
В кочевой культуре не только седло, но весь комплекс убранства коня играл важную роль. При традиционном кочевом образе жизни в седло садились раньше, чем начинали ходить. Богато украшенное седло говорило о высоком статусе владельца. Седла и снаряжение передавали по наследству.
Экспедиция Ф.Я. Кона 1902-1903 г. РЭМ 623-11
Узда (чуген). Конец XIX в. Кожа, металл, эмаль. Ковка, эмаль
Китайская Империя, Северная Монголия, Урянхайский край (бассейн верховьев Енисея)
Конская узда. Кольца соединены с удилами металлическими петлями. Подуздник находится с правой стороны головы коня, застежка-пряжка располагается на подузднике слева. Узда украшена разноцветными эмалевыми накладками в виде шестилепестковых цветов, которые располагаются над переносицей и по бокам. Декорирование эмалью не является распространенной техникой для тувинской ремесленной традиции. Распространение выямчатой и перегородчатой эмали, известной в Туве мастерам долины Хемчика, связано с китайским влиянием.
Экспедиция Ф.Я. Кона 1902-1903 г. РЭМ 623-27
Подхвостник (кудурга). Конец XIX в. Кожа, ткань, металл, эмаль. Ковка, эмаль
Китайская Империя, Северная Монголия, Урянхайский край (бассейн верховьев Енисея)
Подхвостник (или подфея) с колечками светлого металла. Составляет комплект с № 623-27 и декорирован аналогичным образом. Собственно подхвостник обшит красной материей, чтобы не натирать хвост коню.
Экспедиция Ф.Я. Кона 1902-1903 г. РЭМ 623-33
Подпруга (колун). Конец XIX в. Шесть, ткань х/б. Плетение
Китайская Империя, Северная Монголия, Урянхайский край (бассейн верховьев Енисея), местность Джерджарик
Подпруга, сплетенная из шерстяной тесьмы.
Экспедиция Ф.Я. Кона 1902-1903 г. РЭМ 623-48/1, 2
Тепсе – тебеньки к седлу. Конец ХХ – начало ХХ вв. Кожа, нитки? Тиснение, аппликация, окрашивание
Китайская Империя, Северная Монголия, Урянхайский край (бассейн верховьев Енисея)
Парные тебеньки из светло-коричневой кожи, украшенные тисненым и аппликативным узором из окрашенной в черный цвет кожи. Служили для защиты ноги всадника от трения стременным ремнем и были украшением седла, крепились по обеим его сторонам.
Поступление: экспедиция Ф.Я. Кона. 1902-1903 г. РЭМ № 623-56/1, 2
Доска для тиснения. Конец XIX в. Дерево, кожа. Резьба
Китайская Империя, Северная Монголия, Урянхайский край (бассейн верховьев Енисея), местность Салдам
Доска для тиснения узоров на тебеньке. Орнамент выполнен в технике выямчатой резьбы. По форме тебенька – двойная окантовка с фигурными краями, внутри которой заключены растительные элементы. По центру – китайский стилизованный символический знак, восходящий к монете «чох».
Экспедиция Ф.Я. Кона 1902-1903 г. РЭМ 626-91
Торепчи – чепраки – подстилки под седло. Конец ХIХ – начало ХХ вв. Кожа. Тиснение
Китайская Империя, Северная Монголия, Урянхайский край (бассейн верховьев Енисея)
Парные чепраки из толстой темно-коричневой кожи, обшитые по краю полоской кожи, окрашенной в зеленый цвет. Чепраки украшены тисненым узором. В центральной части узор – в виде розетки, крестообразно рассеченной на четыре сегмента. По всему периметру чепрак, декорирован прерывистым меандром, обрамленным двумя выпуклыми линиями. В нижней части чепрака – парные узоры в виде завитков. Для тиснения кожи тувинские мастера использовали специальные деревянные матрицы – хеп. Чтобы получить тисненый орнамент, предварительно выделанный и вымоченный кусок кожи укладывли на форму, с вырезанным на ней узором и выдавливали узор с помощью стержня из рога косули. Затем кожу вместе с формой сушили на воздухе.
Поступление: экспедиция Ф.Я. Кона. 1902-1903 г. РЭМ № 623-58/1, 2
Доски для тиснения узоров на чепраках. Конец XIX в. Дерево, кожа. Резьба
Китайская Империя, Северная Монголия, Урянхайский край (бассейн верховьев Енисея), местность Салдам
Доски для тиснения узоров на чепраках. При тиснении узор – орнамент на деревянной основе – выдавливается на коже. Орнамент выполнен в технике выямчатой резьбы, включает в себя двойную окантовку с меандром, в верхних углах и по центру на боковых сторонах – растительные элементы. В верхней половине по центру на двух досках расположен орнамент – китайский стилизованный символический знак, восходящий к монете «чох», окруженный меандром, по бокам такие же китайские знаки. Рельефным орнаментом покрыты обе стороны досок.
Экспедиция Ф.Я. Кона 1902-1903 г. РЭМ 626-90 a, b
Таган (ожук). Конец XIX в. Железо. Ковка
Китайская Империя, Северная Монголия, Урянхайский край (бассейн верховьев Енисея), местность Салдам
Таган для установки котла над очагом на четырех ножках с широким ободом и держателями для котла. Такой таган чаще использовали для плоскодонных котлов. Концы держателей выполнены в виде фигурных голов барана. К внешней части обода на кольцах закреплены фигурные подвески, спирали на подвесках можно рассматривать как элемент орнамента «рогов барана». Баран (как и скот вообще) символизировал богатство и плодородие. Ножки и обод декорированы геометрическим орнаментом – перекрещивающиеся зигзаги образуют ромбы.
Таган ставился над огнем очага, площадка для которого оконтуривалась досками и обмазывалась глиной. Каждая семья относилась к огню очага как к святыне, ежедневно огонь «кормили» от первого свежесваренного чая, мяса. В представлениях огонь домашнего очага осмыслялся в мужском образе.
Кованый таган известен на территории Тувы с периода династии Юань (с XIII в.), генетически восходит к бронзовым литым или железным кованым котлам на ножках.
Экспедиция Ф.Я. Кона 1902-1903 г. РЭМ469-91
Крюки для вытаскивания мяса из котла. Конец XIX в. Железо. Ковка, кручение
Китайская Империя, Северная Монголия, Урянхайский край (бассейн верховьев Енисея), местность Джанагаш-аксы
Крюки для вынимания мяса из котла с одним (илбек) и двумя (адыр-баштык илбек) зубьями.
Экспедиция Ф.Я. Кона 1902-1903 г. РЭМ 469-84, РЭМ 469-85
Бижек – нож с ножнами и палочками для еды. Конец XIX – начало ХХ вв. Металл, дерево, слоновая кость. Ковка, литье, чеканка, гравировка, вырезание
Китайская Империя, Северная Монголия, Урянхайский край (бассейн верховьев Енисея)
Нож китайского производства. Состоит из прямого стального заточенного с одной стороны клинка с долами на обеих плоскостях и деревянной рукояти. Деревянные пластины рукояти крепятся к хвостовику клинка посредством гвоздиков. Конец рукояти декорирован металлической оправой с рельефными узорами. Ножны деревянные, устье и наконечник ножен оправлены накладками из белого металла с рельефными изображениями драконов в облаках, выполненными в технике выколотки и гравировки. Нижняя часть металлической оправы ножен декорирована орнаментом в виде меандра. Верхняя и нижняя часть оправы соединены узкой полосой металла, прикрепленной к ножнам гвоздиками, и миниатюрным изображением летучей мыши. В верхней части ножен закреплено литое изображение головы дракона. В ножнах помимо полости для клинка имеются две полости для костяных палочек для еды, верхняя часть которых также оправлена металлическими наконечниками, украшенными штампованным орнаментом в виде розеток. К ножнам прикреплена металлическая петля, через которую продевается шнурок или цепочка для ношения на поясе. Принадлежность мужского костюма. Носят тувинцы на правом боку.
Экспедиция Ф.Я. Кона. 1902-1903 г. РЭМ № 439-107 а, б, в, г
Бижек – нож. Середина ХХ в. Металл, дерево, береста, кость, рог, кожа. Ковка, вырезание, монтировка
Красноярский край, Тувинская автономная область, с. Кызыл-Таг
Нож охотничий. Состоит из прямого стального заточенного с одной стороны клинка без желобка и наборной ручки, состоящей из овальных колец, нанизанных на металлический черенок. Кольца, вырезанные из кости, рога и дерева, перемежаются медными. Тыльная часть рукоятки отделана накладкой из олова. Ножны вырезаны из дерева, укреплены тремя медными обкладками в виде колец, соединенных стреловидной пластиной. В верхней части ножен закреплено медное кольцо с прикрепленной к нему кожаной петлей для ношения на поясе. Принадлежность мужского костюма. Носят тувинцы на правом боку.
Поступление: экспедиция П.И. Каралькина в Тувинскую автономную область. 1957 г. РЭМ № 7021-27 а,б
Замок (шооча). Конец 1920-х гг. Медь, железо, сухожильная нить. Слесарная работа, пайка
Тувинская АССР, Бай-Тайгинский р-н, с/х Кара-Холь
Замок для сундука. Обойма замка имеет вид плоской прямоугольной коробочки, в середине сверху находится вырез для петли сундука. Правая боковая сторона замка запаяна наглухо, а на левой стороне располагаются три отверстия для вильчатого запора, неодинаковые по размеру. На лицевой и нижней части замка припаяны узкие продольные и поперечные перегородки для ключа. Ключ представляет собой узкую пластину на цепочке, с фигурными выемками, соответствующими форме запора. Такие замки использовались как подвесные на сундуках, составлявших собой зачастую основную мебель в кочевом жилище. Замки подобной конструкции являлись китайским заимствованием.
Экспедиция Н.Г. Алоевой 1979 г. РЭМ 10064-26/1, 2
Замок (шооча). Первая половина XX в. Металл, ткань. Слесарная работа, паяние, штамповка
Тувинская АССР
Навесной замок для сундука. Обойма замка имеет вид плоской прямоугольной коробочки, в середине сверху находится вырез для петли сундука. Правая боковая сторона замка запаяна наглухо, а на левой стороне располагаются отверстия для вильчатого запора, неодинаковые по размеру. Снаружи замка на лицевой и нижней части припаяны узкие продольные и поперечные перегородки для ключа. Ключ представляет собой узкую пластину с фигурными выемками, соответствующими форме запора. На лицевой стороне замка штамповкой выполнен орнамент. Ключ привязан к тряпке, которая носилась за поясом. Замки подобной конструкции являлись китайским заимствованием.
Экспедиция И.П. Каралькина 1955 г. РЭМ 6861-11 а, б
Көгээржик – фляга для хранения и перевозки кисломолочных продуктов и араки. Конец ХIХ – начало ХХ в. Кожа, дерево.Тиснение
Китайская Империя, Северная Монголия, Урянхайский край (бассейн верховьев Енисея)
Широкая плоская фляга с длинным узким горлом и деревянной пробкой, сшита из выделанной шкуры крупного рогатого скота. В нижней части тулова сосуда имеются два выступа со сквозными отверстиями посередине для продевания кожаного ремешка, один конец которого прикреплен к деревянной пробке, за другой флягу привязывали к седлу. Обе стороны фляги украшены тисненым орнаментом – узор растительный и спиралевидный. В центральном медальоне – крестообразная фигура с роговидным орнаментом.
Поступление: экспедиция Ф.Я. Кона. 1902-1903 г. РЭМ 469-37
Хойлаарак көгээржик – фляга кожаная, «подпазушная». Конец ХIХ – начало ХХ в. Кожа, дерево. Тиснение
Китайская Империя, Северная Монголия, Урянхайский край (бассейн верховьев Енисея)
Фляга широкая и уплощенная с длинным узким горлом и деревянной пробкой, сшита из выделанной шкуры крупного рогатого скота. В нижней части тулова сосуда имеются два выступа со сквозными отверстиями посередине для продевания кожаного ремешка, один конец которого привязан к деревянной пробке. Обе стороны фляги украшены тисненым орнаментом. В центре – роговидный узор. Края окаймлены бордюром, состоящим из линейного пояска.
Подобные маленькие сосуды для араки возили с собой за пазухой с левой стороны.
Экспедиция Ф. Я. Кона 1902-1903 гг. РЭМ № 469-39
Көгээржик – фляга для хранения и перевозки кисломолочных продуктов и араки. Конец ХIХ – начало ХХ в. Кожа, дерево. Тиснение
Китайская Империя, Северная Монголия, Урянхайский край (бассейн верховьев Енисея)
Широкая плоская фляга с длинным узким горлом и деревянной пробкой, сшита из выделанной шкуры крупного рогатого скота. В нижней части тулова сосуда имеются два выступа со сквозными отверстиями посередине для продевания кожаного ремешка, один конец которого привязан к деревянной пробке. Обе стороны фляги украшены тисненым орнаментом – узор в виде завитков. За кожаный ремешок флягу привязывали к седлу.
Поступление: экспедиция Ф.Я. Кона. 1902-1903 г. РЭМ № 469-39
Көгээржик – фляга для хранения и перевозки кисломолочных продуктов и араки. Конец ХIХ – начало ХХ в. Кожа, дерево. Тиснение
Китайская Империя, Северная Монголия, Урянхайский край (бассейн верховьев Енисея)
Широкая фляга с длинным узким горлом и деревянной пробкой, сшита из выделанной шкуры крупного рогатого скота. В нижней части тулова сосуда имеются два выступа со сквозными отверстиями посередине для продевания кожаного ремешка, один конец которого привязан к деревянной пробке. Вся поверхность фляги украшены тисненым орнаментом в виде завитков. В центральном медальоне – прямолинейный геометрический узор. За кожаный ремешок флягу привязывали к седлу.
Поступление: экспедиция Ф.Я. Кона. 1902-1903 г. РЭМ № 469-43
Саадак – пояс с охотничьими принадлежностями. Конец ХIХ – начало ХХ вв. Мех барсука, кожа, металл, рог, дерево, береста
Китайская Империя, Северная Монголия, Урянхайский край, (бассейн верховьев Енисея), Тоджа
Кожаный ремень с металлической пряжкой, на котором прикреплены на от отдельных ремешках: сумка охотничья, сшитая из шкуры барсука, роговая пороховница, роговая мерка для пороха, железный ключ для отвинчивания винтов, берестяная свистулька в кожаном футляре, кожаный мешочек для пуль, железный крючок для чистки сковородки и емкость из рога, в которой хранится жир для смазывания металлических деталей ружья.
Поступление: экспедиция Ф.Я. Кона. 1902-1903 г. РЭМ 635-5 a,b,c,d
Ок – саадак – колчан для стрел. Конец ХIХ в. Кожа, латунь, медь, шерстяная ткань, войлок, солома. Штамповка, гравировка, окрашивание, накатка
Китайская Империя, Северная Монголия, Урянхайский край (бассейн верховьев Енисея)
Колчан кожаный с двумя отделениями для стрел. Стрелы с тупым наконечником вставлялись в ячейки из войлока, обшитые по краю красным сукном, стрелы с острым наконечником – в ячейки, набитые соломой. Кожа лицевой и задней части колчана украшена в технике накатки или нанесения искусственной мереи. Боковые части колчана обшиты шагреневой кожей зеленого цвета. Колчан украшен бляхами, накладками и круглыми выпуклыми заклепками из латуни с медными гвоздиками. Бляхи и накладки декорированы гравировкой с растительным орнаментом.
Поступление: экспедиция Ф.Я. Кона. 1902-1903 г. РЭМ 635-20
Шкатулка-ящичек (хааржак). Конец XIX в. Дерево, металл, краска масляная. Роспись
Китайская Империя, Северная Монголия, Урянхайский край (бассейн верховьев Енисея)
Ящичек для женских мелочей, с верхней крышкой, закрывающийся на навесной замок. Все стороны, кроме дна, украшены росписью масляной краской по красному фону. На торцах – крестообразно рассеченная розетка с четырьмя роговидными ответвлениями, обращенными внутрь (вариант вписанного в круг стилизованного «узла бесконечности»), на верхней крышке и передней стенке комбинация из двух симметрично расположенных по бокам китайских символов долголетия шоу и символа шоу, вписанного в круг. На внутренней стороне крышки карандашом нанесено стилизованное изображение мифологического существа, выполненное по образцам популярной буддийской иконографии. Ящичек скреплен деревянными гвоздями.
Экспедиция Ф.Я. Кона 1902-1903 г. РЭМ 472-29
Колыбель (кавай). Конeц XIX в. Дерево, береста, войлок, шерсть, ткань, кожа
Китайская Империя, Северная Монголия, Урянхайский край (бассейн верховьев Енисея), Тоджа
Колыбель деревянная. В колыбель вложена подстилка из шерсти и лоскутов старой кошмы, под ноги – берестяной вкладыш, изготовленный по форме колыбели. На боковых стенках вырезан геометрический орнамент – треугольники. Колыбель имеет две ременных петли, за которые она с помощью крюка подвешивается на женской половине жилища.
Колыбель изготавливалась после рождения ребенка. Мастером, как правило, выбирали пожилого многодетного мужчину. При выборе материала предпочтение отдавали «легким» деревьям: тополю, березе, кедру; если же выбирали из хвойных пород, то останавливались на том дереве, у которого хвоя была светлее.
Ребенок находился в колыбели практически до того времени, пока не начинал ходить. «Благополучная» колыбель, из которой «поднимались младенцы», представляла большую ценность и могла передаваться не только родственникам, но и в другие семьи. Деревянная колыбель была долговечной и могла служить нескольким поколениям.
Экспедиция Ф.Я. Кона 1902-1903 г. РЭМ 630-151 а,бКрюк для колыбели (уруг-аскыыш). Конец XIX в. Рог оленя. Резьба
Китайская Империя, Северная Монголия, Урянхайский край (бассейн верховьев Енисея)
Крюк для колыбели в форме якоря, с круглым отверстием в средней части для верхнего подвесного ремня.
Экспедиция Ф.Я. Кона 1903 г. РЭМ 630-154
Крюк для колыбели (уруг-аскыыш). Конец XIX в. Дерево. Резьба
Китайская Империя, Северная Монголия, Урянхайский край (бассейн верховьев Енисея), местность Джерджарик
Крюк для колыбели в форме якоря, с круглым отверстием в средней части – для ремня, на котором колыбель подвешивалась в жилище. Крюк покрыт волнообразным и линейным орнаментом. На концах крючков фигурно вырезаны головки собак, развернутые в противоположные стороны. Собака, по представлениям тувинцев, – одно из животных, наиболее чутко реагирующее на возможную опасность, и таким образом оберегающее ребенка. Собаку качали в новой колыбели, «обживая» ее, чтобы детей было много и чтобы дети не болели. Если в семье умирал ребенок, то среди других обрядовых действий в колыбель клали щенка для того, чтобы обезопасить ее.
Экспедиция Ф.Я. Кона 1903 г. РЭМ 630-153
Расческа. Конец XIX в. Дерево
Китайская Империя, Северная Монголия, Урянхайский край (бассейн верховьев Енисея)
Расческа. Конец XIX в. Дерево (бамбук), металл. Резьба
Китайская Империя, Северная Монголия, Урянхайский край (бассейн верховьев Енисея)
Расческа с частыми зубьями китайского производства. На поперечных бамбуковых планках, фиксирующих зубцы расчески, нанесены китайские иероглифы.
Экспедиция Ф.Я. Кона 1902-1903 г. РЭМ 638-128
Ложка кропильная (тос тиир). Конец XIX в. Дерево. Резьба
Китайская Империя, Северная Монголия, Урянхайский край (бассейн верховьев Енисея)
Ритуальная ложка. Черпак круглый, разделен перегородками на девять углублений – одно круглое в центре и восемь по секторам. Центральное углубление изображает ось колеса, а перегородки между остальными восемью углублениями образуют восемь спиц (буддийский символ восьмеричного пути). Ручка покрыта орнаментом, выполненным в технике объемной резьбы: в восьми кругах изображены 8 буддийских драгоценностей – колесо, штандарт, узел бесконечности, раковина, зонт, сосуд, две рыбы, цветок. Конец ручки утрачен (был вырезан в виде навершия ваджры).
Кропильные ложки использовались на молениях, в том числе на семейных. К таким обрядам относилось, например, общераспространенное ежедневное утреннее моление духам, во время которого мать семейства «кормила» духов молоком первой дойки или чаем.
Экспедиция Ф.Я. Кона 1902-1903 г. РЭМ 638-70
Ложка кропильная (тос тиир). Середина XX в. Дерево, нить х/б. Резьба
Тувинская АССР, Эрзинский р-н, с/х «Мурен»
Ритуальная ложка для кормления духов. Черпак ложки прямоугольный, разделен перегородками на девять углублений. Конец четырехгранной ручки завершается фигурным навершием в виде стилизованного изображения ваджры, к которому привязаны нити – остатки от символической ткани. В качестве пищи, разбрызгиваемой при кормлении духов, могла использоваться молочная, «белая» пища, чай или арака.
Экспедиция Н.Г. Алоевой 1979 г. РЭМ 10064-61
Костюм мужской праздничный. Тувинцы
Тувинский мужской летний праздничный костюм начала ХХI в. монгольского производства, бытовавший у тувинцев на территории Республики Тыва, состоящий из верхней одежды, головного убора и пояса. Костюм был передан в дар Российскому этнографическому музею научным сотрудником отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана Евгенией Гуляевой. Ей он был подарен Яковом Евгеньевичем Иоффе (бизнесменом, коллекционером, меценатом, увлеченным философией буддизма), который в свою очередь получил эти предметы в дар во время поездки в Туву в 2000-е годы.
Подобная одежда в настоящее время широко бытует в Республике прежде всего в праздничных ситуациях: свадьба, районные и общереспубликанские праздники (особенно Наадым); различные культурные мероприятия (открытия выставок, памятников и других объектов культуры), а также в качестве сценических костюмов исполнителей народной музыки и традиционных фольклорных жанров, например, получившего мировую известность тувинского горлового пения хоомей.
РЭМ 13429-1, 2, 3Головной убор мужской праздничный. Тувинцы
Особенно интересен в этом костюме головной убор. Данный тип головных уборов появился у тувинцев под влиянием монголов-халхасов в годы Народной революции в начале 1920-х гг. По силуэту он напоминает буденовку времен гражданской войны и считается самым почетным в Монгольской Народной Республике.
Терги – пряжка поясная для подвешивания ножа и курительных принадлежностей. Конец XIX – начало ХХ вв. Кожа, металл. Вырезание, литье, чеканка, пайка
Китайская Империя, Северная Монголия, Урянхайский край (бассейн верховьев Енисея)
К поясам крепились двухчастные металлические шарнирные пряжки. Верхняя пластина таких пряжек крепилась к ременной петле, служившей для подвешивания к поясу, нижняя – имела широкое ушко для различных подвесок. Пряжки изготавливались из меди, латуни, олова, железа, серебра. Иногда в одном изделии сочетался как белый, так и желтый металл. У тувинцев бытовали пряжки как местной, так и монгольской работы. Техники изготовления были различны: литье, выколотка, штамповка. Декор дорабатывался с помощью штамповки, гравировки, использовалась инкрустация цветными стеклами, полудрагоценными камнями (малахит, кораллы) и пастой органического происхождения, о которой шла речь выше. Орнаментальные мотивы были как растительные, так и зооморфные – в виде летучих мышей, львов, пары рыб, голов драконов. Зооморфные мотивы алтайских и тувинских пряжек являются китайскими и монгольскими заимствованиями, так же как буддийские символы – сосуд, бесконечная нить счастья и т.д. Кроме того, на пряжках могли изображаться символы 12-летнего животного цикла.
В данном случае основа пряжки выполнена из желтого металла с напаянными на нее деталями из белого металла, декорированными цветочным орнаментом.
Пряжки носили обычно парными. К пряжке на левом боку подвешивали нож, на правом – курительные принадлежности, являвшиеся престижными аксессуарами и говорившие о достатке и статусе владельца. Малоимущие тувинцы могли использовать и одну пряжку. Шарнирные пряжки известны в регионе со средневековья.
Поступление: экспедиция Ф.Я. Кона. 1902–1903 г. РЭМ 439-114
Терги – пряжка поясная для подвешивания на поясе ножа и курительных принадлежностей. Конец XIX – начало ХХ вв. Кожа, металл. Литье, чеканка, гравировка
Китайская империя, Северная Монголия, Урянхайский край (бассейн верхнего Енисея)
Пряжка поясная двухчастная с шарнирным соединением для подвешивания на поясе ножа или огнива. Верхняя часть прямоугольной формы, декорирована орнаментом в виде бесконечного узла счастья; нижняя овальная в виде двух рыб. Парное изображение рыб (один из восьми благих символов) в буддийской иконографии – символ избавления от страданий и достижения духовного освобождения, преодоления границ и препятствий. Распространенным мотив в декоре предметов традиционной бытовой культуры.
Поступление: экспедиция Ф.Я. Кона. 1902-1903 г. РЭМ 454-55
Оттук – огниво. Конец XIX – начало ХХ вв. Кожа, металл. Вырезание, тиснение, ковка, литье, штамповка, чеканка, гравировка, клепка, привязывание
Китайская империя, Северная Монголия, бассейн верхнего Енисея
В виде сумочки трапециевидной формы. Задняя стенка и клапан выкроены из одного куска кожи. Сумочка с боковых сторон и в нижней части обложена полосой белого металла, закрепленной маленькими гвоздиками и декорированной литым орнаментом (орнаментальные мотивы – бесконечный узел счастья и иероглиф). Задняя сторона и клапан сумочки украшены металлическими ажурными штампованными гравированными пластинами с изображением сосудов и растительным орнаментом, расположенными в нижних углах и в центральной части. Декоративные ластины закреплены с помощью ушек, припаянных к тыльной стороне пластин, продетых в отверстия в коже и загнутых с внутренней стороны. Под загнутые детали ушек для большей прочности крепления с внутренней стороны подложены плоские маленькие кусочки белого металла. В верхней части на сгибе кожи с помощью гвоздиков и ушек закреплена продолговатая фигурная пластина с криволинейным растительным орнаментом по краю. К пластине с помощью двух ушек прикреплена металлическая ручка в виде скобы, к которой привязаны два кожаных ремешка (один длинный плетеный для привязывания огнива к поясу, второй короткий – для крепления пуговицы). Еще одно ушко с прикрепленным к нему медным колечком закреплено в самом центре. В нижнюю, слегка выгнутую часть металлической обкладки сумочки вмонтирована полоса стали, являющаяся рабочей частью огнива. Сумочка имеет застежку в виде латунного крюка, закрепленного на внутренней части клапана, и латунной петли, вмонтированной во внутреннюю часть. К короткому ремешку привязана круглая металлическая пуговица, состоящая из двух спаянных частей: нижняя выполнена из желтой меди, верхняя – в виде ажурной выпуклой пластины из красной меди с изображением дракона. По краю пуговицы расположен геометрический гравированный орнамент в виде меандра и треугольников. Работа предположительно китайская.
Экспедиция Ф.Я. Кона. 1902–1903 г. РЭМ 13137-2
Ээрен – предмет культа. Конец XIX – начало ХХ вв. Сукно, кожа, ткань хлопчатобумажная, бусины, войлок. Крой, шитье
Китайская Империя, Северная Монголия, Урянхайский край (бассейн верховьев Енисея)
Изображение змееподобного мифологического суще6ства с шестью лапами и тройным хвостом, сшитое из красного и желтого сукна, набитое войлоком. Концы лап и хвосты заканчиваются ровдужной бахромой. Глаза изображаются бусинами. Подобные изображения типичны для культуры тюркоязычных народов Саяно-Алтайского нагорья. Могли являться как семейными, так и шаманскими охранителями.
Источник поступления: из Музея народов СССР в 1948 г. РЭМ 8762-19045
Стрела ритуальная – ыдык ок или далган сомо. Конец ХIХ – начало ХХ в. Дерево, рог, перья птицы, х/б и шелковая ткань, шкурка белки, мех росомахи, бисер, краска. Строгание, вырезание, окрашивание, монтировка, привязывание
Китайская Империя, Северная Монголия, бассейн верхнего Енисея, Урянхайский край
Состоит из круглого в сечении деревянного древка с оперением, закрепленным в нем с 4-х сторон, и объемного полого рогового наконечника каплевидной формы с одним овальным и двумя продолговатыми отверстиями в стенках, служащих для извлечения звука. Конец древка выкрашен красной краской и имеет выемку. К пятке древка подвешена связка х/б и шелковых лент и лоскутов голубого, красного и бледно-желтого цвета. На древке, перед оперением закреплен узкий кожаный ремешок с привязанной к нему деревянной табличкой с надписями на тибетском языке, нанесенными черной тушью, связкой из лент голубого и бледно-желтого цветов, беличьей шкуркой, двумя лоскутами меха росомахи (?). По информации собирателя, «такая стрела употребляется ламами (есть и у шаманистов) при обряде даллга – приманивания счастья и удачи домохозяину, обществу, дацану и т.п. В деревянное ведро кладется хорошая баранина, молочная пенка, сухари и втыкается в ведро стрела, покрывается белой мерлушкой, на зарубку – втыкается курдюк или пенка и, держа в руках ведро, хозяин кружит по солнцу слева направо, крича «хоруй, хоруй!!!» В жилище вешалась на решетку юрты слева от центра передней части острием вниз.
Поступление: экспедиция Ф.Я. Кона 1902–1903 гг. РЭМ 13137-1
Погремушечный барабанчик – тамара, дамару (тув.), даммаре (бур.), арамбру (калм.) – употребляется ламами при тантрийском богослужении. Конец XIX – начало ХХ в. Тувинцы (сойоты енисейчкие, танну-урянхайцы). Дерево, кожа, шелк, бусы, пуговицы, нити шелковые
Китайская Империя, Северная Монголия, бассейн верхнего Енисея
Состоит из двух деревянных полых чашечек, соединенных в узкой части. Широкие части обтянуты кожей, образующей мембраны, выкрашенной в зеленый цвет. Перехват барабанчика обтянут длинной тесьмой, служащей ручкой. К тесьме в месте перехвата пришиты четыре белые рубашечные пуговицы. По бокам на шнурке закреплено по бусине, которые при быстром вращении барабана вправо и влево ударяются по кожаным мембранам и издают дробь. На конце тесемки-ручки – длинная подвеска из цветных бус и шелковых полос с кисточками. Наиболее архаичный тип таких барабанчиков представлял собой скрепленные в виде песочных часов мужскую и женскую черепные крышки. Позднее их стали заменять деревом, сохраняя прежнюю форму. Две половинки дамару символизировали двойственность Сансары и её непостоянство, а одновременные удары по обеим сторонам барабана – объединение в недвойственности.
Собиратель: Ф.Я. Кон, регистрировал Ц. Жамцарано в 1905 г. РЭМ 638-45
Тарелки ударные музыкальные сан (тув.), цанг (калм.), цан (бур.) в войлочном футляре. Конец XIX – начало ХХ в. Тувинцы (сойоты енисейчкие, танну-урянхайцы). Металл, хлопчатобумажная ткань, войлок
Китайская Империя, Северная Монголия, бассейн Верхнего Енисея
В центре прикреплены ленточки и полоски ткани, служащие ручками. На внутренней поверхности выпуклых частей на красном фоне изображены перекрещивающиеся ваджры.
Двойная крестообразная ваджра, или вишва-ваджра, образованная скрещением двух ваджр, является атрибутом Будды Амогхасиддхи и некоторых других божеств.
Войлочный футляр (с) простеган концентрическими кругами, служит для удобства хранения и транспортировки. Используются в оркестровой игре. В калмыцкой традиции тарелки цанг имеют также и сольное применение: под их звуки разыгрывались праздничные пантомимы, например, во время празднования Нового года – Цаган Сар.
Собиратель: Ф.Я. Кон. РЭМ 638-47a,b,c
Накосное украшение. Середина – вторая половина ХХ в. Тувинцы
Тувинская АССР, Эрзинский район, сумон Эрзин
Накосное украшение в виде 17-тиглазковой бесконечной нити счастья, или узла бесконечности – олчей (тув.). Изготовлено из серебряной пластины с чеканным орнаментом. Узел, не имеющий начала и конца, является одним из восьми благих символов буддизма, символизирует бесконечный цикл перерождений, единство всех вещей и переменчивый характер времени. Такое украшение носят женщины пожилого возраста, заплетающие волосы в одну косу.
Экспедиция Н.Г. Алоевой 1977 г. РЭМ 8668-3Связка бараньих лопаток. Конец XIX – начало ХХ в. Тувинцы (сойоты енисейские, танну-урянхайцы). Кость, веревка.
Китайская Империя, Северная Монголия, бассейн Верхнего Енисея
Связка бараньих лопаток с нанесенными на них буддийскими мантрами на монгольском и тибетском языках. Такие связки развешивались в Туве на оваа и горных перевалах. Для традиционной культуры кочевых тюрко- и монголоязычных народов было характерно использование лопаток барана для гадания, например, при болезнях и пропаже скота, перед охотой или переездом на новое место. Баранью лопатку специалист-гадатель долго держал на огне, пока она полностью не покрывалась копотью и на ней не появлялось множество линий, по которым предсказывались дальнейшие события. Данный экспонат говорит о синкретизме буддизма и добуддийских представлений.
Собиратель Ф.Я. Кон. РЭМ 638-34
Доска шахматная в виде низкого столика на четырех ножках. Камень: агальматолит, дерево. Дл. 28,5; шир. 28,5; выс. 8,5 см
Верхняя игровая плоскость изготовлена из светло-серого и светло-коричневого агальматолита различных оттенков. Светлые и темные поля выложены в шахматном порядке в технике мозаики. Размер каждой клетки 3х3 см. Игровое поле окантовано узкой полосой из светло-коричневого камня. Внешняя полоса украшена резьбой. Орнамент криволинейный. Нижняя часть столика деревянная. Нижняя рама декорирована резными накладками светло-коричневого камня: с двух сторон – плоскими пластинами в виде двух чешуйчатых хвостов дракона и облаков; с двух других – в виде узких пластин, окаймляющих нижнюю часть рамы. С этих же сторон в раме прорезаны прямоугольные отверстия для двух ящиков для хранения шахматных фигур. В центре рамы – Н–образная конструкция для удерживания ящиков. Ножки, расположенные по углам нижней рамы, целиком вырезаны из бежевого агальматолита, декорированы резьбой и гравировкой, изображают чешуйчатые туловища и (в нижней части) поднятые вверх головы дракона, припавшего на передние лапы. К нижним частям ножек приклеены круглые кусочки черной фабричной кожи. К нижней (деревянной) части столешницы с одной стороны в центре приклеена табличка из агальматолита с выгравированной надписью.
РЭМ 12434-4/1-35
Ящик для хранения шахматных фигур деревянный. Камень: агальматолит, дерево, кожа, бархат. Дл. 13,0; шир. 10,0; выс. 3,7 см
Стенки соединены «в раз» и склеены. Передние стенки украшены резными каменными плоскими накладками в виде львиных морд. Изо ртов львов спускаются две черные кожаные ленты, служащие ручками для выдвижения ящика.
Игил – инструмент музыкальный двухструнный смычковый (1) со смычком (2) и двумя подставками. Дерево лиственницы, березы, кожа козы, быка, мех соболя, леска, тростник. Размеры: 1) 104 х 18,5 х 8 см; 2) дл. смычка 77 см
1) Корпус хааржак (дл. 33 см, шир. 18,5 см, глуб. 5,5 см) изготовлен из цельного куска дерева лиственницы, выточенного в форме заостренного книзу овального ковша, переходящего в шейку сывы, сып. Ножка закруглена назад. Шейка заканчивается резной головкой баш в виде головы лошади с проработанной мордой и гривой. Уши сделаны из двух кусочков кожи светлой кожи листовидной формы. Нижние концы свернуты внутрь и вставлены в пазы. Колки кулактар крупные, вырезанные из березового дерева, восьмигранные в разрезе (дл. 8,5 см, максимальный диаметр 2,7 см) вставлены в сквозные отверстия колковой коробки, ориентированы в разные стороны. Дека арны изготовлена из кожи козы (серге кижи). Закреплена на инструменте архаичным способом, т.е. без клея. По периметру куска кожи с выпуклой стороны корпуса проделаны отверстия, сквозь которые пропущен ремешок из бычьей кожи, проходящий попеременно сквозь отверстия то с одной, то с другой стороны инструмента и стягивающий кожу на корпусе. Ремень завязан узлом с задней стороны нижней части ножки бут. Струны хылдар сделаны из белой лески. Инструмент имеет две подставки, вырезанные из березового дерева: порожек yстyy тепкииш (3 х 0,6 см) прямоугольной формы с 2-мя выемками на верхнем крае поддерживает струны в верхней части шейки, другая (собственно подставка) – адакы тепкииш (5,5 х 2,8 см) – трапециевидной формы вставлена между струнами и декой, имеет сверху две выемки под струны, с боковых и с нижней стороны – по одной более крупной выемке.
В нижней части леска струн сплетена в косички для большей прочности. Между струнами и декой под подставкой вставлен кусочек шкурки соболя для придания большей мягкости звучанию. Кусочек шкурки вырезан в виде вытянутого треугольника (дл. ок. 30 см, наиб. шир. 10,3 см). Края широкой части загнуты внутрь, широкий кусок шкурки свернут в рулон и помещен между декой и струнами, узкий – выпущен наружу.
Смычок – ча, чажак. Древко изготовлено из согнутого в форме лука полого внутри тростника. Леска закреплена с двух сторон с помощью узкой полоски коричневой кожи фабричного производства, спирально обернутой вокруг концов древка и приклеенной к нему.
Инструмент изготовлен в мастерской ООО «Оваа» в 2011 г. Мастера: Тамдын Алдар Константинович (руководитель организации), Иргит Аяс Маадыр-Оолович, Даржаа Белек-оол Партизановаич, Иргит Аир Маадыр-Оолович, Иргит Арим Александрович, Хомушку Арбак Валерьевич. Алдар Тамдын, 1975 г.р., учился делать инструменты у отца, 1911 г.р. и у других пожилых людей, с 13 лет работает самостоятельно. В 2009-м г. организовал ООО «Оваа». Мастера делают разные детали инструментов, после чего он устанавливает струны и настраивает звук. Игил традиционно используется как для сольной, так и для оркестровой игры. Под его аккомпанемент исполняются различные фольклорные жанры. Им пользуются певцы (ыраажырлар), исполнители горлового пения (хоомейжилер), сказители (тоолчулар).
По систематике Э.М. Фон Хорнбостеля и К. Закса игил относится к хордофонам и характеризуется как чашечная «пиколютня» – индекс: 321. 311.
Приобретен во время экспедиции 2011 г. научными сотрудниками отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока Романовой С.В. и Андреевой Е.А. РЭМ 12920 – 5/ 1,2
Бызаанчы – инструмент музыкальный четырехструнный смычковый (1) со смычком (2) и подставкой. Дерево (береза, тополь, тальник), кожа козы, конский волос. Размеры: 1) 81 х 21,5 х 14 см; 2) дл. смычка 74 см
1) Корпус инструмента вырезан из дерева тополя в виде полого цилиндра без дна. С одной стороны украшен резным орнаментом в виде свастики в солнечном круге. Дека из кожи козы, закреплена клеем. Края цилиндра с нижней стороны обклеены такой же кожей. Шейка круглая, выточена из дерева березы, заканчивается резной орнаментированной колковой коробкой в форме параллелепипеда. Орнамент в виде четырежды повторяющегося мотива – модификации китайского знака шоу (символа долголетия, восходящего к даосской символике) – расположен с двух сторон. Головка имеет 4 сквозные отверстия, в которые вставлены длинные колки, ориентированные назад, на которые натянуты струны из некрученого конского волоса. Верхний порожек заменен серебристым шнуром, стягивающим струны вместе под грифом. В нижней части инструмента струны пропущены в отверстия на прямоугольной деревянной планке, закрепленной в нижней части корпуса, и завязаны узлами. Между декой и струнами вставлен высокий порожек трапецевидной формы. В верхней его части вырезаны выемки под струны, с боков и в нижней части более крупные выемки.
2) Смычок из дерева тальника лукообразной формы с двумя пучками конского волоса, продетыми между струнами инструмента. Один конец смычка образует ручку, украшенную резьбой в виде ветки.
Концы струн и волоса на смычке сплетены в тугие косички. Резьба на смычке и колковой коробке подтонирована морилкой.
Инструмент изготовлен в мастерской ООО «Оваа» в 2011 г. Мастера: Тамдын Алдар Константинович (руководитель организации), Иргит Аяс Маадыр-Оолович, Даржаа Белек-Оол Партизановаич, Иргит Аир Маадыр-Оолович, Иргит Арим Александрович, Хомушку Арбак Валерьевич. Алдар Тамдын, 1975 г.р., учился делать инструменты у отца, 1911 г.р. и у других пожилых людей, с 13 лет работает самостоятельно. В 2009-м г. организовал ООО «Оваа». Мастера делают разные детали инструментов, после чего он устанавливает струны и настраивает звук. Бызаанчы традиционно используется как инструмент, аккомпанирующий певцу, так и для оркестровой игры. Самостоятельный инструментальный репертуар бызаанчы включает песенные мелодии и их вариации. Вариации отдельных песенных мелодий настолько сложны для вокального исполнения, что они закрепились за бызаачы как самостоятельные инструментальные наигрыши.
По систематике Э.М. Фон Хорнбостеля и К. Закса быызанчы относится к хордофонам и характеризуется как «пиколютня» – индекс: 321. 31.
Приобретен во время экспедиции 2011 г. научными сотрудниками отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока Романовой С.В. и Андреевой Е.А. РЭМ 12920 – 6/1,2
На период этнографической современности (вторая половина XIX – начало ХХ в.) собрание Российского этнографического музея позволяет выделить целый круг объектов, материалов, техник изготовления и декора, социальных традиций, духовных практик, которые в тувинской культуре являются либо прямыми заимствованиями из китайской, монгольской или тибетской традиции, либо возникают под их влиянием. Перечень их достаточно велик. Это ткани и нити (прежде всего шелк и х/б ткань), ювелирные изделия (украшения и аксессуары костюма), предметы табакокурения – трубки, кисеты, огнива; такие отделочные материалы, как кораллы, раковины каури, паста органического происхождения, китайские монеты. К перечню этих объектов и явлений можно отнести особенности кроя многих компонентов костюма, некоторые способы их декорирования, орнаментальные мотивы и стилистические особенности различных элементов материальной культуры, чай и традиции его употребления, такую распространенную настольную игру как шахматы, объекты буддийского и шаманского культа (прежде всего – археологические зеркала), а также синкретические культы и практики.