Главная: Коллекции и экспозиции: Выставки онлайн: «I n s p I r a t I o n»
Время и место экспонирования:
Schmuckmuseum Pforzheim
июль – сентябрь, 2003 год
Авторский коллектив:
д-р Фриц Фальк (директор Schmuckmuseum)
проф. Герда Отт (зав. кафедрой дизайна одежды, Высшая школа дизайна, Pforzheim)
Анна Ратникова (научный сотрудник - хранитель Особой кладовой, куратор, Российский этнографический музей)
Карина Соловьёва (зав. отд. фотографии, Российский этнографический музей)
Кай Прюс (дизайн-проект выставки, Pforzheim)
«Inspiration» - вдохновение - выставка, «жанр» которой невозможно определить одним словом: это выставка – импровизация, выставка – эксперимент, выставка – учебный процесс, выставка – «дефиле». Во всех вариантах главный образующий объект – украшение, феномен, который вот уже более 40 тысяч лет вдохновляет и тех, кто его создаёт, и кто его демонстрирует, и тех, кто на него смотрит и оценивает. В этом проекте время как - будто сжимается, сокращая путь украшения из прошлого в настоящее, из традиционного общества в общество современное индивидуализированное, где украшение служит личности в стремлении выразить себя.
Появление такого проекта вполне закономерно: сегодня поиск новых эстетических впечатлений через артефакты других культур и эпох является для дизайнеров одним из наиболее востребованных путей в создании одежды и украшений.
Время и место «дефиле» – июль – сентябрь 2003 года, Германия, Pforzheim, Schmuckmuseum.
В живописной части федеральной земли Баден- Вюртенберг, в северных предгорьях Шварцвапьда расположен город Пфорцхайм. Со второй половины XVIII века происходит его становление как центра по производству часов и ювелирных изделий, чему во многом способствовало географическое положение города: близость к Швейцарии и Франции. Сегодня Пфорцхайм по праву считают ювелирной столицей Германии, в которой сосредоточены не только ювелирные предприятия, многочисленные ювелирные магазины, но и профильные музеи, библиотеки и учебные заведения: Художественно-ювелирный колледж и Высшая школа дизайна с факультетом «Ювелирные изделия и оборудование». Однако визитной карточкой города является Schmuckmuseum – единственный в мире музей, посвященный исключительно истории ювелирных украшений.
Около 2000 экспонатов собрания представляют ювелирные раритеты от античности до наших дней: золотые утончённые украшения древних эллинов и этрусков, роскошные изделия в стиле барокко, изысканные шедевры эпохи модерна, концептуальный дизайн современных украшений-объектов и т.д. Также в музее на постоянной основе экспонируется частная коллекция Эвы и Питера Герион, которые более чем за тридцать лет собрали в своих поездках по Африке, Ближнему Востоку, Азии и Океании уникальную коллекциюх этнографических артефактов.
Основу коллекции Schmuckmuseum составили подлинные образцы украшений разных эпох, которые приобретались Школой прикладного искусства Пфорцхайма в последней четверти XIX века для изучения и вдохновения студентов и художников-ювелиров, работавших в главенствующем в тот период стиле «историзм». Таким образом, из довольно скромной коллекции «моделей» произошла самая полная, многообразная, высочайшего художественного уровня публичная ювелирная коллекция Германии. В 1939 году на основе этой коллекции был образован Schmukmuseum. В дальнейшем его фонды пополнялись в основном после строительства здания музея в 1961 году за счёт частных пожертвований и при поддержке регионального правительства, администрации города, ювелирной промышленности, банков и Международного общества друзей музея. Необходимо отметить и огромную роль в формировании коллекций музея, которую сыграли высокий профессионализм и самоотверженный энтузиазм его директора д-ра Фрица Фалька. Сегодня собрание Schmuckmuseum признано одним из лучших, одного уровня с ювелирными собраниями Музея Виктории и Альберта в Лондоне и Музея декоративного искусства в Париже. С этими музейными гигантами, как и со многими другими музеями мира, Schmuckmuseum постоянно обменивается экспонатами для временных выставок, и тот факт, что именно здесь дважды очень успешно были представлены памятники Российского этнографического музея, подтверждает высокий статус его ювелирной коллекции.
Музей располагается в Муниципальном культурном центре Пфорцхайма Reuchlinhaus (назван в честь самого знаменитого гражданина города – учёного, философа, писателя, юриста Иоханнеса Рейхлина (1455-1522 г.г.). Это здание является общепризнанным архитектурным шедевром. Построенное по проекту архитектора Манфреда Лембрука в стиле «International» оно напоминает архитектуру Людвига Миса ван дер Роэ и является одним из самых интересных зданий среди архитектурных проектов музеев того времени (М.Лембрук в 40-ых годах в Париже защитил докторскую диссертацию на тему «Музейная архитектура будущего»). И сегодня при создании экспозиций и временных выставок проектировщики непременно учитывают контекст архитектурных особенностей экстерьера здания.
Осенью 2002 года в Российский этнографический музей по рекомендации директора Schmukmuseum доктора Фрица Фалька приехала группа студентов с преподавателями Высшей школы дизайна города Пфорцхайма, будущих создателей моды. В рамках учебного процесса, помимо образовательной программы в Санкт-Петербурге, они занимались поиском новых идей для своих курсовых работ.
Следует отметить, что в музеях и частных собраниях Германии хранится немало памятников традиционной культуры, демонстрирующих одежду и украшения многих народов мира, однако многообразие и самобытность народов России в них практически не представлены. Поэтому к нашим коллекциям был проявлен особый интерес гостей. В музее для них было предусмотрено посещение всех экспозиций с комментариями специалистов. Мы видели, какое ошеломительное впечатление произвели экспонаты на молодых людей из Германии, и поняли, что объекты для курсовых работ находятся именно в нашем музее. В заключение пребывания группы в Санкт-Петербурге состоялась встреча с обсуждением увиденного и живой заинтересованный диалог о традиционной культуре и современной моде, о роли украшения в костюме. Говорили об «этностиле», который в разных проявлениях существует уже не одно столетие, о хиппи, которые, стремясь к индивидуализации и свободе выбора, носили аутентичные украшения привозимые со всего света, о зачинателе тенденции смешения элементов костюма разных народов японском дизайнере Кензо, об «интернациональном» стиле, открывшем диалог культур через моду. В контексте беседы обсуждали возможные варианты тем для курсовых работ. В наших экспонатах студенты увидели многообразие художественных архетипов и форм, отметили, что безукоризненный вкус, гармония, множество декоративных приёмов в традиционных украшениях существуют вне времени и пространства, и высказали пожелание поработать с этим материалом. Мы в свою очередь предложили им следующий эксперимент: каждый студент выбирает один или несколько предметов из собрания РЭМ, вдохновивших его на создание комплекса современной одежды, доминантой и формообразователем в котором будут эти подлинные украшения или аксессуары. Предлагалось также по желанию не только сочетать предметы независимо от их этнической принадлежности, но и менять их места ношения принятые в традиционном костюме.
Результатом проекта каждого студента должно было стать создание нового авторского художественного образа (у нас – image) через интерпретацию традиционных украшений в контексте одежды XXI века. Эта идея понравилась д-ру Фальку, и он рекомендовал заключительную часть проекта продемонстрировать в выставочном формате в Schmuckmuseum.
В итоге было отобрано 138 предметов для 25 images .
Работа над проектом продолжалась восемь месяцев. Она проходила в активной переписке, в обсуждении эскизов, в тщательной проработке деталей. По просьбе студентов мы снабдили их полной информацией о каждом используемом музейном предмете, что могло помочь рождению образа. Важно было всё: размеры, материал, техники, принадлежность к определённой культуре. Результат совместной работы был представлен посетителям в июле 2003 года в Schmuckmuzeum на открытии выставки «Inspiration».
Образ выставки родился легко и естественно – это «дефиле». Дизайнер проекта Кай Прюс предумал оригинальное решение: вокруг центральной площадки он разместил два подиума на расстояние друг от друга: первый, более высокий – для «дефиле» «моделей», второй, чуть ниже – для «дефиле» посетителей выставки. Стены в зале были частично закрыты зеркалами, в них отражались «модели» рядом со зрителями. Так рождалось впечатление сопричастности присутствующих с происходящим здесь и сейчас. За этим своеобразным «дефиле» « наблюдали» с огромных портретов красавицы начала XX века разных национальностей в традиционной одежде (портреты с исторических фотографий РЭМ). Стилистика выставки была органично связана с архитектурой здания – простые прямоугольные формы подиумов идеально соразмерные с параметрами зала, светлые оттенки оборудования и стен, отсутствие какого-либо прикладного украшательства, панорамные окна с видом на природу, в парк – всё придавало естественность и гармонию атмосфере происходящего. В эту стилистику отлично вписались работы студентов (руководитель – профессор Герда Отт), которые продемонстрировали широкий диапазон идей, формальных решений, разнообразие интерпретаций заданной темы. Образы, созданные ими, показали высокий уровень подготовки, яркую индивидуальность каждого и при смелом полёте фантазии – тактичность и уважение к нашим экспонатам. Все модели были выполнены из одной и той же ткани – тонкого сукна нейтрального цвета «off white», такого же цвета были выбраны и манекены. Это позволило рельефно показать богатую фактуру и яркий колорит украшений и аксессуаров на «моделях», уйдя от излишней «многословности» в дизайне выставки и сделав её стильной и современной. Экспонирование украшений и аксессуаров из Российского этнографического музея в контексте ювелирного собрания Schmuckmuseum и работ будущих fashion-дизайнеров из Германии наглядно продемонстрировало возможности и пути развития этнодизайна в XXI веке.
Выставка явилась новой формой межкультурной коммуникации и, от начала до конца сделанная с вдохновением, была с благодарностью принята посетителями.