Аа

Фотовыставка «Портрет современной деревни»

Автор выставки:  О.М. Фишман, зав. отделом этнографии народов Северо-Запада России и Прибалтики, доктор исторических наук

Время и место экспонирования: 2012 год, на выставочной площадке экспозиции «Народы Северо-Запада России и Прибалтики. XVIII–XX вв.» Российского этнографического музея.

2013 г. Музей «Русский быт» в школе с. Чамерово Весьёгонского р-на Тверской области

Фотовыставка выполнена в рамках проекта «Полевая автобиография» по результатам экспедиций 2011–2012 г. к тверским карелам научных сотрудников отдела этнографии народов Северо-Запада России и Прибалтики О.М. Фишман. Н.Н. Русановой и Н.Ю. Кашпар.

Карта Весьегонского района Тверской области и маршрут экспедиций 2011–2012 гг.

Крест рядом с храмовым комплексом в г. Весьёгонске на берегу Рыбинского водохранилища. На нем текст: «Святой поклонный крест установлен в память о репрессированных, невинно убиенных православных христианах и разрушенных, затопленных святынях – храмах, часовнях – Весьегонского края в 30-40 гг. XX века». 2011 г.

Вид храмового комплекса в г. Весьёгонске. Справа – разрушенная церковь иконы Божией Матери Казанская (1792–1811); слева – закрытая церковь Троицы Живоначальной (1868). 2011 г.

Последняя информация, которой мы располагали, была собрана в 1984 г. – т.е. 27 лет назад; она свидетельствовала о специфике их традиционно-бытовой культуры по сравнению с другими локальными группами карел, устойчивости этнолокальной идентичности. Еще в 1980-е гг. они населяли деревни этого края наряду с русскими, старшее поколение владело родным языком. Языковые отличия и особенности их традиционной культуры объясняются тем, что эта группа находилась в далеке от основных экономических центров и транспортных магистралей Верхневолжья. Этот глухой, переферийный край «оживал» только во время Крещенской ярмарки в Весьёгонске. И в XX в. он оставался типичным «медвежьим углом», расположенным в лесном пограничье тверских, вологодских и ярославских земель вдоль притоков Мологи.

Самой значительной численности эта группа карел Тверского края достигла в 1926 г.: 22 243 человека «по народности» и 21 227 – по родному языку, что составляло 14% от всего населения уезда. Этническая карта Весьёгонского края претерпела серьезные изменения в 1930-е гг. в связи со строительством Рыбинского водохранилища. С 1935 г. из зоны затопления было переселено на новые места 130 000 чел. – жителей 663 русских селений и города Мологи, затоплено три четверти территории Весьегонска, Леушинский монастырь, Югская и Ламская пустыни. Значительная часть русских переселенцев поселилась в Весьёгонском крае. На 1989 г. в Весьёгонском р-не было учтено всего 240 карел.

Экспедиция 2011 г. и последующая 2012 г. были предпринята в рамках программ отдела «Регионалистика», «Граница», «Этноконфессиональная карта Северо-Запада», главной целью которых является изучение современных локальных групп прибалтийско-финского населения; состояния и форм проявления идентичности, а также факторов устойчивости и модернизации.

Наш экспедиционный маршрут включил деревни бывшей Чамеровской дворцовой волости XVIII в. В состав современного Чамеровского сельского поселения включено 36 населенных пунктов, из них 2 села – Чамерово (255 чел.) и Чистая Дуброва (104 чел).  Общая численность жителей – 1157 человек.

В Чамерово действует 10-классная школа, в которой обучается около 200 детей; при школе существует музей «Русский быт». Поддержанию карельского самосознания способствует Весьёгонская районная национально-культурная автономия тверских карел, фольклорная группа «Омаранда», участвующая во всех фестивалях карел Тверской области и Карелии, библиотеки в селах Чамерово и Чистая Дуброва, организующие выставки, встречи с краеведами, местные паломнические поездки. 

Отобранные для онлайн выставки фотографии 2011 г. дополнены фотографиями экспедиции 2012 г. (О.М. Фишман, Н.Ю. Кашпар). Они дают представление о современном облике бывших карельских деревень, сохранности историко-культурного ландшафта и жилого фонда 1920-50-х гг. с резными наличниками на окнах, тёсаными изнутри стенами изб, полатями, воронцами, старыми печами и традиционными интерьерами. Местные жители помнят, что дома строились не местными плотниками, а так называемыми череповскими, черепанами (русские деревни из-за Мологи): из д. Морецкое (морецкие) и Васюково.

Деревня

В старых сельских домах встречается старинное устройство входа в подпол избы через припечную лавку – karžinlawda. Интересно, что этот карельский термин прочно вошел в язык русских крестьян Тверской губернии, что отмечалось многими исследователями прошлого. В сенях некоторых домов еще и сейчас стоят шкафы – «молочники» с дверцами из реек или сосновой щепы; их используют в летнее время для хранения молока, сметаны и т.п. Здесь же стоят и кровати с пологами. В клетях до сих пор можно увидеть старинные сундуки гнутые из луба – l’ipaš или ремесленной работы, обитые жестью и расписные. Во всех деревнях много керамической посуды, бондарной утвари, орудий прядения и ткачества.

Музеи

Интересное современное явление – создание домашних музеев, использование предметов крестьянского быта для оформления приусадебных участков.

О сохранности локальной исторической памяти говорит собранная информация об истории поселений, семейных кланов. Об этом свидетельствуют семейные архивы и фотографии. Современная сельская интеллигенции составляет генеалогические древа.

Вера

Вид Казанской церкви в с. Чамерово. Эта величественная каменная трёхпрестольная двухэтажная церковь в русско-византийском стиле с пятью куполами была построена в 1882 году на месте прежней кирпичной церкви кон. XVIII в. Она включена наряду с 15 другими сельскими храмами Весьёгонского р-на в список охраняемого государством культурного наследия. 2011 г.


Каменная «часовня-копилка». Была восстановлена по инициативе главы Администрации Чамерово. По местному преданию это уникальное архитектурное сооружение было вытесано карелами. В советское время оно успело послужить опорой для накренившегося столба, забора в огороде, а затем и вовсе оказалось в придорожной канаве. Этот объект предполагается включить в новый туристический маршрут по святым местам Весьёгонского района. Село Чистая Дуброва. 2011 г.


Православные традиции, нормы и правила поведения местного населения во многом сохранились благодаря тому, что Казанский храм в Чамерово никогда не закрывался. Практически все сельские жители являются его прихожанами. Во всех домах имеются домашние иконостасы со старыми семейными иконами, у некоторых пожилых женщин хранятся дореволюционные четьи книги и рукописные сборники молитв и духовных стихов, наряду с современной православной литературой.

Наши информанты

Среди наших собеседников были сельские и городские жители – местные уроженцы, люди разных поколений, разного образования, карелы и русские. Всем им мы признательны за доброжелательное отношение к нам, за помощь в сборе предметов традиционной карельской культуры.

Всем интересующимся историей и культурой тверских карел рекомендуем обратиться к материалам, опубликованным на сайтах Тверской областной универсальной библиотеки и Тверской региональной национально-культурной автономии Тверских карел.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.