Главная: Коллекции и экспозиции: Выставки онлайн: «Этнографический базар в Латвии. Новая старая традиция»
Автор: О.М. Фишман, доктор исторических наук, зав. отделом этнографии народов Северо-Запада России и Прибалтики. В написании текста участвовала Дайна Краукле, руководитель отдела фондов Латвийского этнографического музея под открытым небом в Риге (Latvijas Etnogrāfiskais Brīvdabas Muzejs); перевод с латышского языка А.Е. Сапожинской (СПбГУ). Эта совместная работа продемонстрировала давние профессиональные и дружеские контакты ведущих этнографических музеев двух стран – России и Латвии.
Время и место экспонирования: с 26 декабря 2018 г. по 31 марта 2019 г. на выставочной площадке экспозиции «Народы Северо-Запада России и Прибалтики. XVIII–XX вв.».
Фотовыставка была приурочена к 100-летнему юбилею Республики Латвия (18 ноября 2018 года) и стала нашим скромным поздравлением с этой знаменательной датой в истории страны.
Фотовыставка «Этнографический базар в Латвии. Новая старая традиция» (34 фотографии), подготовленная в рамках проекта «Полевая автобиография», была построена на материалах экспедиций 1980–2012 гг. научных сотрудников отдела этнографии Северо-Запада и Прибалтики В.А. Галиопы и О.М. Фишман. На выставке также представлены фотографии, полученные от Латвийского музея под открытым небом (1972, 2018 гг.).
Современную праздничную культуру Латвии невозможно представить без ежегодной ярмарки народного ремесла и культуры “Gadatirgus” в Латвийском Этнографическом музее под открытым небом, проводящейся в первые выходные дни июня.
Впервые выставка-продажа изделий народного декоративно-прикладного творчества состоялась в 1971 г.
Участницы коллективов из г. Вентспилса демонстрируют и продают традиционный текстиль: ворсовые ковры, шерстяные многоцветные покрывала на кровать, наплечные женские покрывала, женские и мужские рукавицы, выполненные по старинным образцам.
Продавцы, как правило, одеваются в костюмы, типичные для того региона Латвии, который они представляют на ярмарке. Третий республиканский этнографический базар. 1973 г. Фото О.М.Фишман.
Прилавок с плетеными из ивовой лозы подносами, корзинами различного назначения.
Начиная с 1950-1960-х гг. их изготовление стало популярным в Латвии. Эти предметы являются традиционными подарками, широко бытует в городской и сельской среде, используется в кафе, ресторанах. Третий республиканский этнографический базар. 1973 г. Фото Латвийского этнографического музея.
Илга Мадре (1921–2002).
Кавалер ордена Три звезды, высшей государственной награды Латвии, народный мастер. Основательница и руководительница народной студии Atspole («Челнок»), г. Елгава. Стояла у истоков возрождения традиционных промыслов историко-этнографической области Земгале: техники окрашивания шерсти и льна натуральными красителями, ткачества, вышивки, вязания, батика, изготовления украшений для дома из соломы и керамики. Автор книг о латышских народных поясах, вышивке и др. Руководимая ею студия была непременным участником всех выставок народного искусства в Латвии, Литве, Ленинграде-Санкт-Петербурге.
Благодаря сотрудничеству со студией для РЭМ были приобретены и специально заказанны у мастеров коллекции, которые дают яркое представление о состоянии и направлениях народного творчества мастеров Земгале 1980-1990-х гг., многие предметы демонстрируются на экспозиции «Народы Северо-Запада России и Прибалтики. XVIII – XX вв.». Фото Латвийского этнографического музея. 1981 г.
На ярмарке можно приобрести латышские праздничные пряники с перцем различной формы: от традиционных сердечек, которые в прошлом жених привозил с ярмарки невесте до забавных зверушек, птичек и др. для детей.Все они украшены цветной глазурью: это изображения цветов, веточек, именные пряники с текстами благопожеланий, куплетов народных песен или же приуроченные к конкретным праздникам. Например, к празднику Лиго – Янову дню.
Впервые изготовление пряников было возобновлено именно на Этнографическом базаре 1981 г. членами народной студии при Музее под открытым небом. Устроители ярмарок каждый год формулируют новую задачу или девиз для участников. Одной из них стало и популярное в настоящее время «пряничное дело». Фото Латинформ. 1982 г.
Изначальной целью этнографических базаров были популяризация изделий народного прикладного искусства и их авторов. Ни тогда, ни сейчас ни одно другое событие в Латвии не собирает вместе так много ремесленников и мастеров народного прикладного творчества, принадлежащих к разным поколениям и направлениям традиционного и современного народного искусства: ткачеству, вязанию, керамике, обработке янтаря, дерева и др., которые обмениваются здесь профессиональным опытом. На ярмарке можно не только приобрести изделия народного прикладного искусства, но и встретиться с авторами, получить консультации и советы.
Продажа предметов народного костюма.
На ярмарке можно приобрести полный праздничный костюм любой историко-этнографической области Латвии. Все они проходят строгую экспертизу на соответствие локальным традициям XIX – нач. XX в., большинство из них представляют собой копию или реконструкцию музейных экспонатов.
Особую популярность приобрели, начиная с 1990-х гг., и являются символами современной латышской идентичности. Известна практика заказа такой одежды, в том числе латышами, живущими за рубежом. Фото В.А. Галиопы. 2007 г.
Изделия современных латгальских гончаров: кувшины, вазы, горшки.
Латгальская керамика – традиционный гончарный промысел, получивший развитие еще в 1930-1950-е гг.В различных деревнях восточной части Латвии – Латгалии гончарным промыслом занимались многие семьи, сложились целые династии потомственных керамистов, которые сохраняют технологические и художественные особенности латгальской керамики. Многие из них участники и лауреаты многих специализированных выставок в Латвии и за рубежом.
Латгальская керамика – один из брендов национального достояния страны. Фото В.А. Галиопы. 2012 г.
В настоящее время это самое масштабное ежегодное событие Латвийского этнографического музея под открытым небом, смотр достижений народного прикладного творчества за год. Интерес к этнографическому базару возрастает год от года.
Можно с уверенностью сказать, что он приобрел общенациональный масштаб, стал одним из культурных символов Риги и Латвии, в целом отражающим реалии современных этнокультурных процессов и запросов общества.
Посетители базара могут отведать блюда традиционной латышской и современной кухни.
Продажа знаменитых латышских сыров домашнего изготовления, в том числе пресного сыра с тмином, т.н. «Янова сыра», в прошлом его обязательно готовили к празднику летнего солнцестояния – Jāņu diena (Иванову дню) или Līgo. В настоящее время Лиго является государственным праздником. 2018 г. Фото В.А. Галиопы. 2007 г.
На ярмарке можно встретить мастеров из всех историко-этнографических регионов Латвии — Курземе, Латгале, Видземе, Земгале и столицы страны Риги. По традиции на ярмарку привозят лучшие работы мастеров, поэтому музеи Латвии, а также Российский этнографический музей давно используют возможность приобрести на ней предметы народного прикладного творчества и пополнить ими свои музейные собрания.
Работы мастеров для участия в ярмарке отбираются экспертной комиссией, которая решает, соответствует ли претендент идее этого события. Изделия должны быть выполнены из традиционных материалов на высоком художественном уровне. В первые десятилетия XXI в. мастера используют в качестве образцов для своих изделий не только этнографическое, но и археологическое наследие Латвии.
Лавки гончарных изделий из чёрной без поливы и лощеной керамики. Изготовление изделий по образцам неолитической керамики, типичной для территории Прибалтики – новое направление современной латышской керамической школы. Используются как предметы декоративного оформления усадьбы, общественных зданий и открытых городских пространств. Фото В.А. Галиопы. 2012 г.
В ярмарке принимают участие фольклорные коллективы, представители различных клубов и студий историко-археологической реконструкции, получившие широкое распространение в Латвии, а также в других европейских государствах. Поэтому, наряду с этнографическими костюмами, созданными на основе комплексов мужской и женской одежды XIX в., большей популярностью среди участников ярмарки пользуются исторические реконструкции костюмов разных сословий эпохи Средневековья и Возрождения.
Динамика посещения ярмарки тесно связана с экономическими условиями в стране. Если на первую ярмарку пришло 6 тыс., то в 1986 г. уже 48 тыс. посетителей. В 2018 г. 48 ярмарку посетило 36 304 чел. Число участников (мастеров, продавцов еды, людей, занятых в культурной программе) составило около 3 000 чел. В 2020 г. должна состоятся 50 по счету Ежегодная этнографическая ярмарка.