Главная: Коллекции и экспозиции: Выставки онлайн: «Эстонцы Санкт-Петербургской губернии – Ленинградской области»
Автор выставки: научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии народов Северо-Запада России и Прибалтики М.Л.Засецкая
Время и место экспонирования: 2018 год, Российский этнографический музей
Фотовыставка «Эстонцы Санкт-Петербургской губернии – Ленинградской области» была подготовлена в рамках программы юбилейных культурных мероприятий, проводимых в Санкт-Петербурге, в честь 100-летия независимости Эстонской республики (24 февраля 1918 года).
На открытии выставки, которое состоялось 16 мая 2018 года, присутствовали генеральный консул Эстонской республики в Санкт-Петербурге господин Карл Эрик Лаантеэ Рейнтамм (Carl Eric Laantee Reintamm), дирекция Российского этнографического музея, члены Санкт-Петербургского общества эстонской культуры (СПб ОЭК), петербуржцы и гости города. Перед ознакомительной экскурсией, которую провела для почетных гостей автор выставка Марина Засецкая (научный сотрудник ведущей категории сотрудник отдела этнографии народов Северо-Запада и Прибалтики), всех порадовал народными танцами и красочными костюмами эстонский танцевальный ансамбль «Нево», организованный СПб ОЭК.
В создании юбилейной фотовыставки приняли участие не только сотрудники Российского этнографического музея (РЭМ), но также члены Санкт-Петербургского общества эстонской культуры и Землячества исаковских эстонцев (Лужский район, деревня Исаково). Некоторые фотографии были собраны (или выполнены) еще в экспедициях в 1989–1990-е годы М.Л. Засецкой (в настоящее время они хранятся в фототеке музея), но большая часть была предоставлена владельцами семейных архивов в 2013–2017 годы во время работы над «Этноконфессиональным иллюстрированным атласом Ленинградской области» (СПб., 2017).
Фотографии выставки рассказывают об одной из малоизвестных страниц этнической истории нашего региона – жизни, быте и культуре эстонцев-переселенцев последней четверти XIX – начала XXI века.
В настоящее время (Перепись 2010 года) в Ленинградской области проживает 772 эстонца. Однако в конце XIX века (Первая всеобщая перепись населения 1897 года) эстонцы были третьей по численности этнической группой после русских и финнов в нашем регионе: на территории Петербургской губернии их проживало 64 116 человек, в том числе 12 238 человек – в Санкт-Петербурге, 51 878 человек – в уездных городах и сельской местности.
Этническая группа «петербургских» эстонцев сформировалась в результате крестьянской миграции пореформенной эпохи (1861–1880), когда у населения Балтийского края появилась возможность приобрести земельный надел во внутренних губерниях Российской империи. Эстонские крестьяне привезли с собой рациональные методы ведения сельского хозяйства, они широко применяли многопольный севооборот, занимались травосеянием, разводили мясной и молочный скот, выращивали свиней (беконное свиноводство); строили и усовершенствовали водяные мельницы. При этом они сохранили типичную для Прибалтики подворно-наследственную систему землевладения, хуторской тип хозяйства и традиционный семейный уклад. В некоторых волостях Петербургской губернии возникли большие компактные эстонские поселения (Зимитицы – Ямбургский уезд; Брызговские Грунты, Клопицкие Грунты, Ранковицкие Грунты, Ольховские Грунты – Петергофский уезд; Исаковские хутора, Черень-1 и Черень-2, Дарьинские. Антоновские хутора – Лужский уезд). Особенно много эстонских поселений, численностью от 100 до 500 человек, было в Гдовском уезде.
Памятная фотография после обряда конфирмации. 10 сентября 1917 г. Эстонские юноши и девушки вместе с пастором и кистером у входа в кирху Св. Николая. г. Луга. РЭМ.
Большую роль в сохранении национальной культуры и языка повсеместно играли церковь и школа. В период с середины 1890-х годов до 1917 года на территории Петербургской губернии сформировались эстонские лютеранские приходы и их ареалы, например: Петербургский (св. Иоанна) Стряковский (Гдовский уезд), св. Николая (Лужский уезд), Тешковский (самый крупный эстонский приход – 8500 чел. – Ямбургский уезд) и др.
В результате миссионерской деятельности православной церкви и увеличения численности православных эстонцев в период с середины 1890-х до 1917 г. в Санкт-Петербургской епархии было основано русско-эстонское благочиние, возглавляемое о. Павлом Кульбушем, в которое входили 7 эстонских приходов: Петербургский (св. Исидора), Гатчинский (Успения Божией Матери), Кронштадтский (Крестовоздвиженский), Лужский (в составе прихода св. Екатерины), Клопицкий (св. апп. Петра и Павла) Нарвский (на территории современной Эстонской республики) и Заяньский (на территории современной Псковской области).
Памятная фотография учеников церковно-приходской школы со священником и учителем. Эстонцы, русские. 1910-е гг. Гдовский у., Осьминская вол. Из семейного архива И. Юссь.
Эстонцы объединялись не только в хозяйственные кооперации и церковно-приходские общины, но и организовывали самодеятельные музыкальные, хоровые, спортивные коллективы, общества трезвости, библейские общества.
После революции и гражданской войны в период новой экономической политики эстонские хуторяне продолжали развивать сельскохозяйственные кооперативы (артели), при поощрении советской власти открывались национальные школы, клубы, «красные уголки», кружки художественного творчества; эстонцы-комсомольцы участвовали в деятельности Осоавиахима и Политпросвета, выпускали стенгазеты, проводили межпоселковые праздники национальной культуры.
Учащиеся и преподаватели 7-летней эстонской школы в г. Луга. Начало 1930-х гг. Во втором ряду в центре (в костюме) – директор школы Фердинанд Климберг. Убежденный коммунист Ф. Климберг в 1920-е гг. бежал из «буржуазной Эстонии» по льду Чудского озера в Советскую Россию – страну «рабочих и крестьян». В 1939 г. арестован и приговорен к расстрелу как враг народа. Реабилитирован в 1957 г. Из семейного архива Х. Ф. Климберг-Вильберг. РЭМ.
Крах иллюзий относительно внутренней социальной и национальной политики «государства рабочих и крестьян» наступил после 1927 г., «когда стали сгонять в колхозы»; затем пришла пора репрессий, «когда по ночам ездил черный ворон» (народная хронология). Земля, приобретенная дорогой ценой – разлукой с отчизной, была отобрана, а многие хуторяне-мужчины (отцы и сыновья) арестованы и расстреляны. Те же, кому удалось избежать первой волны раскулачивания и классовых гонений, предпочли переселиться в Ленинград. В городе эстонские юноши и девушки поступали на рабфак, в национальные профтехучилища и высшие учебные заведения. Начиная с 1930-х гг. участились случаи смешанных браков между эстонцами и русскими (украинцами, белорусами, латышами).
Члены колхоза «Новое Исаково». 1930-е гг. Осьминский р-н, д. Исаково. Из семейного архива И. Юссь. «Слева стоит с гаечным ключом председатель колхоза Юссь Василий Денисович, перед ним сидит его брат Юссь Владимир Денисович, в фартуке, возле чана с водой их отец Денис Юссь. Остальные мне не известны. Люди они были трудолюбивые, хотели сделать свой колхоз передовым, но, к сожалению, весной 1938 г. Василия и Владимира Юссь, а также других колхозников и простых хуторян арестовали как врагов народа. Кого-то расстреляли, а кого-то сослали в Сибирь» (Интервью Ивана Юссь, внука В.Д. Юссь).
Во время Великой Отечественной войны эстонцев-колхозников Ленинградской области наряду с русскими мобилизовали в Красную армию, в селах остались женщины с детьми. В 1941 году западная часть Ленинградской области была оккупирована немецкими войсками, а в 1943 году немцы приступили к планомерной зачистке оккупированной территории от местного гражданского населения, в ходе которой многие эстонские крестьяне были принудительно переселены в Эстонию.
Пожилая крестьянка с Библией. 1950-е гг. Лужский р-н, Осьминская вол. Из семейного архива М. Вайн. В период церковных гонений, в отсутствие репрессированных священнослужителей и образованных духовных наставников своеобразным явлением стало женское проповедничество, позволившее сохранить христианскую традицию.
С конца 1960-х годов в процессе оттока сельского населения в города резко сокращается численность эстонцев Ленинградской области. Большая часть молодежи направляется, как и прежде, в Ленинград и города Эстонии.
В 1990-е эстонцы 1910–1930-х годов рождения приняли активное участие в создании Санкт-Петербургского общества эстонской культуры, ратовали за возрождения эстонского прихода Евангелическо-лютеранской церкви Св. Иоанна. Во многом благодаря их семейным архивам и воспоминаниям, которые удалось зафиксировать, мы можем сегодня в общих чертах реконструировать историю этнической группы «петербургских эстонцев».
Торжественное открытие юбилейной выставки. Российский этнографический музей. 16 мая 2018г. Выступление танцевального ансамбля «Нево». Фотография М. Акимовой.
Генеральный консул Эстонской республики в Санкт-Петербурге господин Карл Эрик Лаантеэ Рейнтамм (второй ряд в центре), автор и куратор фотовыставки Марина Засецкая (второй ряд, крайняя слева), заведующая отделом этнографии Северо-Запада России и Прибалтики Ольга Фишман (второй ряд, крайняя справа), научный сотрудник отдела Ольга Калинина (сидит в первом ряду справа), председатель Эстонского культурного общества в Санкт-Петербурге Вийю Федорова (третий ряд, крайняя справа, в национальном костюме), участники танцевального ансамбля «Нево» (в сценических фольклорных костюмах). 16 мая 2018г. Фотография М. Акимовой.