Аа

Главная: Коллекции и экспозиции: Выставки онлайн: «Финно-угорский мир в фотографиях Л.Л. Капицы (к 120-летию со дня рождения)»

«Финно-угорский мир в фотографиях Л.Л. Капицы (к 120-летию со дня рождения)»

Автор: Н.И. Ивановская, кандидат исторических наук, научный сотрудник высшей категории отдела этнографии Северо-Запада и Прибалтики.

Время и место экспонирования:

2012 г., Российский этнографический музей

2019 г., Выборгский объединенный музей – заповедник, г. Выборг.

Леонид Леонидович Капица (1892–1938) – сотрудник Этнографического отдела Русского музея, сыгравший важную роль в активном развитии отечественной этнографической науки и формировании коллекционного фонда Российского этнографического музея по финно-угорским народам Европейской России, а также известный в 1920–1930-е гг. кинодокументалист, стоявший у истоков отечественного научного и научно-популярного кино, старший брат известного физика, Нобелевского лауреата, Петра Леонидовича Капицы.

Л.Л. Капица начал заниматься этнографическими исследованиями во время обучения в Санкт-Петербургском университете, совершив в 1914 г. экспедицию на Кольский п-ов. В дальнейшем он участвовал в научных исследованиях на территории Карелии и Коми края в составе крупнейших этнологических экспедиций 1920-х гг. (руководитель – видный ученый, антрополог и этнолог Давид Алексеевич Золотарев).

Научное наследие Л.Л. Капицы включает уникальные этнографические коллекции, собранные им в 10–20-е гг. ХХ в. у саамов, карел  и коми (зырян). Значительную часть собрания составляют ценнейшие фотографии (более 500 негативов и отпечатков), отражающие всё многообразие традиционно-бытовой культуры этих народов.

К сожалению, потомками были забыты итоги кинематографической деятельности Л.Л. Капицы. Однако сотрудникам РЭМ удалось обнаружить в фонде РГАКФД этнографический фильм «По берегам и островам Баренцева моря», снятый Л.Л. Капицей в 1929 г. во время экспедиции к ненцам Югорского п-ова. Фильм был представлен общественности в Российском этнографическом музее в марте 1917 г. на презентации книги: Финно-угорский мир в фотографиях и документах: научное наследие Л.Л. Капицы / Авт.-сост. Н.И. Ивановская, А.А. Чувьюров. – СПб.: Информационно-издательское агентство «ЛИК», 2017 – 124 с.: илл.

 

Саамы

Фотоколлекция, выполненная Л.Л. Капицей во время экспедиции к кольским саамам в 1914 г. (кол. 3176), характеризует хозяйственные занятия и быт саамов, базировавшиеся на сочетании оленеводства, в основе которого лежал вольный летний выпас, морского и пресноводного рыболовства, охоты, (как сухопутной, на дикого северного оленя и пушного зверя, так и морской – на нерпу и гренландского тюленя) и овцеводства.

Экспедиционный маршрут Л.Л. Капицы пролегал от Кандалакши до Колы, а оттуда – на территорию российско – норвежского пограничья, представлявшего собой в то время единое этнокультурное пространство. Капица посетил следующие погосты: Ягельный мох, Пульозеро, Кильдинский, Воронинский, Пазрецкийй (летний). Хотя коллекция фотографий, сделанных Капицей на Кольском п-ове, невелика, сохранилось всего 38 номеров, но в ней зафиксированы многие архаичные стороны бытовой культуры коренного населения Кольского п-ова – традиционные занятия, антропологические типы насельников Российского Заполярья, игры. Значительное место в коллекции занимают сюжеты, свидетельствующие и документально подтверждающие наличие в начале XX в. у кольских саамов нескольких типов жилищ.

Это традиционное зимнее саамское жилище вежа, представлявшего собой бревенчатую постройку в форме четырёх- или шестигранной усечённой пирамиды высотой 2,5 м и площадью 3х3 м с дымовым отверстием вверху. Остов вежи покрывался оленьими шкурами или плотной тканью, а сверху клали кору, хворост, дёрн. В центре жилища устраивался каменный очаг. Вход был обращен к югу, а пол покрывался оленьими шкурами. С XIX в. вежу начинает вытеснять тупа (пырт) — срубная постройка площадью 12—13 кв. м, высотой 2 м, с одним-двумя небольшими окнами и плоской, покрытой землёй и дёрном, крышей. В углу у входной двери устраивался очаг — камелёк из обмазанных глиной камней. Во время перекочёвок использовалось переносное жилище — кувакса. Оно имело конусообразный каркас из нескольких шестов, соединённых вершинами, на который натягивали чехол.


Карелы

В 1921 г. Л.Л. Капица совершает экспедицию в Кемский у. Архангельской обл., изучая быт и культуру карел; в 1927 г. – в Ухтинский р-н Карелии. Именно здесь во время работы в Карельской этнографической экспедиции (1926–1928) была сделана самая крупная его фотоколлекция (кол. 4903 и 5033, 307 №№). Экспедиционный маршрут проходил по территории проживания северных карел в Кестеньгском, Керетском и Ухтинскомрайонах: из Вокнаволока и Кондоки через Лувозеро на Кимасозеро и через Паданы – к железной дороге. Значительная часть маршрута шла на карбасах по водным артериям – р. Кемь, озерной системе Куйто, другая – лесными тропами пешком с остановками в охотничьих избушках, запечатленными на фотографиях, наряду с видами деревень, жилых и хозяйственных построек, хозяйственными занятиями (земледелие, скотоводство, рыболовство), бытовыми сценами. Во время работы изучалась традиционная и новая свадебная обрядность. Для фотофиксации Л.Л. Капица использовал прием инсценировки старинных свадебных ритуалов в д. Каменное озеро Ухтинского р-на, включая добрачные отношения юноши и девушки, обряды привораживания, сватовства и собственно свадьбы, а также всех участников свадьбы от свата-колдуна до деревенской молодежи. Можно утверждать, что это единственные визуальные источники 1920-х гг. по свадебной обрядности северных карел, когда участники съемки воспроизвели старинную свадьбу, знатоками и свидетелями которой они были еще в недавнем прошлом. Их, как и многие другие сюжеты на снимках Л. Капицы следовало бы сравнить с уникальными фотографиями пионера финской фотографии И. К. Инха, выполненными во время экспедиции «тропою Элиаса Лённрота» в Беломорской Карелии в 1894 г. (более 200 снимков).

Первостепенной задачей Карельской экспедиции было и изучение степени сохранности карельской эпической традиции, которая, был открыта в этих местах в первой половине XIX в. Элиасом Лённротом. На фотографиях Капицы запечатлены последние (как тогда казалось) рунопевцы – хранители и исполнители древних карельских сказаний: Адриан Кондратьев, Кузьма Ахонен (Кузьма Агоев), потомственные сказительницы Дарья Лазарева, Мария Коргуева и др.

Карельские фотографии Л.Л. Капицы, являясь летописью не только давно ушедшей в прошлое жизни старой деревни, но и свидетельством огромных перемен, произошедших в традиционной культуре карелов под влиянием изменений в общественно-политической жизни страны, процессов модернизации имеют исключительное значение для изучения истории Карелии и сохранения этнической / народной памяти. В их числе, например, фотографии празднования и гуляний в Ильин и Маккавеев дни, когда наряду с традиционными крестными ходами, устраивали спортивные состязания и игры.

Приготовление калиток – карельских ржаных пирожков. На заднем плане – печь с камельком (pizi), в виде ниши. АКССР, Кестенгский р-н. Карелы. Фотоархив РЭМ 

Читаем у Л.Л. Капицы: «Камелек служит главным образом для приготовления пищи. В верхней части камелька приделывался крюк, к которому можно было подвесить котелок. В нем варилась уха; можно было подвесить и чайник. Кроме того, камелек служил и для освещения. Такого  типа печь  представляет собой  разновидность  наиболее старую и очень характерную для всей северо-западной Карелии».


«Патьвашка» – сват-колдун. АКССР. Ухтинский район, д. Каменное озеро. 1927-1928. Карелы. Фотоархив РЭМ 

Колдун – «патьвашка» играл ведущую роль в карельской свадьбе, выполняя функции свата, дружки и колдуна. В его обязанности наряду с руководством свадьбой входила охрана вступающих в брак от козней злых духов и недоброжелателей. Многие из них и в 1920–30-е гг., наряду со многими магическими приемами, призванными обеспечить здоровье и счастье молодых, владели старинными заговорами и заклинаниями.


Певец-сказитель Кузьма Ахонен (Кузьма Агоев). Кузьма был в прошлом известным в округе охотником, рыбаком и знатоком рун. Умение петь руны он перенял от своего отца и знаменитого рунопевца – Архиппы Перттунена (Архипа Пертуева).   АКССР, Ухтинский р-н, д. Ладвозеро. 1927 г. Карелы. Фотоархив РЭМ



 

Коми

В 1926 г. Л.Л. Капица участвует в Верхнепечорской экспедиции, одним из итогов которой стала собранная им разнообразная по составу коллекция предметов быта и материальной культуры коми-зырян и выполненная фотоколлекция (кол. 4860). Из 140 фотографий, сделанных Капицей во время экспедиции, о которых он сообщает в письме брату П.Л. Капице, в фонды музея поступило 54 фотографии. Представленные на них сюжеты включают в себя наиболее важные для фотофиксации этнографические объекты и темы: различные типы жилищ и хозяйственных построек с учетом социально-сословной стратификации общества («изба бедного крестьянина», «изба зажиточного крестьянина»), а также отдельные конструктивные детали жилищ; различные виды повседневной и праздничной одежды отдельных социальных и возрастных групп; кустарные промыслы (отдельные моменты различных производств); традиционные средства передвижения (сухопутный и водный транспорт); занятия и промыслы (рыболовство – жилища рыбаков, рыболовные снасти; охота – снаряжение охотника, охотничьи избушки и снасти); земледелие (фотографии пахарей, отдельные этапы земледельческих работ);  семейная жизнь, верования, антропологические и социальные типы.

Маршрут Верхнепечорской экспедиции включил следующие населенные пункты Усть-Куломского района – села Троицко-Печорск, Усть-Илыч, Усть-Щугор, Покча, Савинобор, деревни Воя, Дутово, Саръюдин; а также д. Кебырыб Усть-Вымского района. «За лето, – пишет он в письме брату (от 1 сентября 1926 г.), – я сделал около 5 тыс. верст, из них 400 по ж/д, 300 на лошадях. 700 на лодке. 1400 на морском пароходе, и остальные на речных пароходах. Собрал около 50 предметов этнографической коллекции и сделал 140 ф. снимков и кроме того большое экономическое обследование».

В некоторых из обследованных Л. Капицей деревенъ проживало старообрядческое население (поморский, страннические согласия и федосеевский толк), которое оказало значительное влияние на духовное культуру верхнепечорских коми. В с. Покча Л.Л. Капица зафиксировал несколько сюжетов, связанных со старообрядцами бегунского согласия: молельная изба ИПХС (истинно-православные христиане-странники), старообрядческий наставник, а в дер. Саръюдин – старообрядческое кладбище.

В целом, фотографии, снятые Л.Л. Капицей в ходе этой экспедиции, представляют собой яркий документальный источник по этнографии коми зырян.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.