Главная: Коллекции и экспозиции: Выставки онлайн: «Детская обувь народов Баренц-Балтийского региона»
Авторы выставки: О.В. Калинина и М.А. Докучаева, н.с. отдела этнографии народов Северо-Запада России и Прибалтики.
Фотограф: А.А. Любимова.
Выставка продолжает цикл мини-выставок, посвященных памятникам традиционной культуры и декоративно-прикладного искусства народов Северо-Запада России и Прибалтики. На ней представлена традиционная обувь жителей Баренц-Балтийского региона – вепсов, карел, ижоры, саамов, финнов, эстонцев, латышей и литовцев. Разнообразие форм, техник и материалов демонстрируется на примере детской обуви, которая является миниатюрной копией взрослого варианта. Её внешний облик и назначение определялись природно-климатическими условиями и хозяйственными занятиями населения.
Самой распространенной крестьянской обувью в ХVIII–ХIХ вв. были постолы и лапти.
Постолы – это вид кожаной обуви на мягкой подошве, известный со Средневековья. Делали их из куска сыромятной кожи, присобранного с помощью продетых в дырочки шнуров. До середины ХIХ в. постолы были и праздничной, и рабочей обувью. Ноги оборачивали портянками или онучами – полосами льняной или шерстяной ткани.
Лапти плели из березовой, ивовой и липовой коры. Плетеная обувь использовалась в сырую погоду, так как постолы быстро промокали, а после высыхания теряли свою эластичность. Лапти различались по способу изготовления – существовала обувь прямого и косого плетения. Для более длительного ношения подошвы лаптей укреплялись корой, смазывались смолой, в них вплетались веревки и проволока. Крестьяне носили лапти летом и зимой вместе с онучами, чулками, носками. Для ходьбы по заболоченным лесным местам изготовляли плетеные башмаки без обор – «ступни».
В Сувалкии (Литва) и Латгалии (Латвия) широкое распространение получила обувь, плетённая из льняных или конопляных веревок. По форме веревочная обувь напоминает лапти. Ее носили дома и обували на работу.
Литовцы изготовляли деревянные башмаки «клумпы» («клумпес»). Их выдалбливали из цельного куска дерева (березы, осины). Такая обувь хорошо предохраняла ноги от влаги и использовалась жителями балтийского побережья. По форме клумпы были однообразны и украшались простым орнаментом: елочкой, симметричными элементами растений, стилизованными тюльпанами. «Клумпес» также называли туфли с кожаным передком и деревянной подошвой из ясеня, ольхи, осины.
На островах Эстонии и в прибрежной материковой зоне шили будничную обувь из ткани. В первой половине ХХ в. матерчатые тапочки острова Муху превратились в праздничную обувь благодаря искусству вышивки. Вышитые гладью цветочные орнаменты, распространившиеся здесь в 1920-е гг., стали символом острова Муху.
Обувь самого северного населения региона, саамов, изготовлялась из шкур и меха северного оленя, нерпы, тюленя. Для сухости и тепла внутрь обуви клали сушеную траву, заготовленную летом. Саамы совершали длительные перекочевки, поэтому тщательно следили за качеством и прочностью обуви. Верх обуви обычно шили из «койб» (шкур с ног оленя), а задники – из «лобиков». Нити изготавливали из скрученных сухожилий с хребта оленя или лосося, сшивали шкуры специальной иглой «грянкой» с трёхгранным концом.
Во второй половине ХIХ века в крестьянской среде получила распространение кожаная обувь на жесткой подошве. Туфли, башмаки и сапоги носили по праздникам. Покупка первой пары туфель являлась знаковым событием в жизни ребенка. В зажиточных семьях дети получали свою первую покупную обувь, когда начинали ходить в школу. Но чаще башмаки и туфли приобретались в том возрасте, когда нога ребенка переставала расти. В католической и лютеранской традиции молодые люди получали обувь к конфирмации. Эта первая пара туфель бережно хранилась и нередко использовалась всю жизнь.
В настоящее время традиционная обувь изготовляется в качестве сувениров и предметов костюма фольклорных коллективов. Саамские бурки и домашние меховые туфли продолжают использоваться в быту.