Главная: Коллекции и экспозиции: Выставки онлайн: «Ценности вне времени». К истории собирательской деятельности Российского этнографического музея в первой трети ХХ века
Авторский коллектив: Л.С. Гущян, Е.В. Дьякова, Н.И. Ивановская, Н.Ю. Кашпар, Е.В. Колчина, А.Н. Копанева, Л.В. Королькова, Е.Л. Кубель, О.В. Лысенко, С.В. Романова (куратор), Т.Ю. Сем, А.А. Чувьюров, И.И. Шангина
Руководитель проекта: Е.Е. Герасименко
Художественный проект: Д.К. Маевский
Художественное оформление выставки: Ю.М. Михайлова
Координатор: Л.Л. Полякова
Хранители: О.А. Ананьева, Е.А. Андреева, О.Г. Баранова, В.В. Гавришина, А.А. Гаджиева, А.А. Газданова, Л.Г. Ганина, О.Н. Глазкова, А.А. Заньковская, Р.Ш. Зельницкая, Т.А. Зимина, И.А. Карапетова, Н.Ю. Кашпар, Л.В. Королькова, Н.А. Косяк, Е.Л. Мадлевская, И.А. Машукова, Л.И. Мишуринская, Е.И. Нератова, А.А. Песецкая, О.В. Старостина, И.Д. Ткаченко, М.В. Федорова, В.Г. Холодная, Д.А. Шереметьев
Реставраторы: А.С. Ади, Е.Г. Белозерская, В.В. Волынский, В.Л. Желтова, Е.В. Логинова, А.В. Климовицкая, К.Х. Моисеева, Г.Б. Скобелева, Е.В. Толстых, Е.И. Фролова-Багреева
Редактор: И.В. Белобородова
Фотографы: О.В. Ганичева, А.А. Любимова
Сканирование фотографий: Н.А. Баранова, Ю.С. Смирнова
Интерактивная презентация к выставке: А.Ю. Петров
Презентация выставки на сайте РЭМ и в социальных сетях: В.А. Капустина, И.Ю. Хургина
Монтаж выставки: А.М. Даниэль, А.В. Лялин, Б.П. Родионов, С.И. Савостьянов, П.Р. Фетисов, С.В. Эрзам
Время и место экспонирования: 18.05.21–28.11.21, Российский этнографический музей
Выставочная деятельность, посвященная истории Российского этнографического музея и его крупнейшим собирателям, имеет многолетнюю традицию. Выставка «Ценности вне времени. К истории собирательской деятельности Российского этнографического музея в первой трети ХХ века» является продолжением этого цикла.
На этот раз выставка посвящена периоду формирования коллекций музея с момента основания Этнографического отдела Русского музея (ЭО РМ) в 1902 г. до начала 1930-х гг., когда была заложена основа его уникального собрания памятников традиционной культуры народов Евразии. Несмотря на исключительно тяжелые условия полевой работы, связанные с уровнем развития транспортной системы и связи, а также сложностью процесса фотофиксации того времени, этнографам удалось собрать богатейший материал. Столь замечательный результат стал достижим благодаря тому, что в этот период все еще были живы традиционная культура и ее предметный мир.
Выставка знакомит как с именитыми учеными-собирателями, так и с совсем молодыми, только начинавшими свой путь в науке, а также с комплексами музейных памятников, по преимуществу не экспонировавшимися ранее. Многие из представленных собирателей являлись не только высококлассными «полевыми» этнографами, но и учеными, глубоко и всесторонне изучавшими приобретенный «в поле» материал.
Выставка демонстрирует невероятную широту географического охвата экспедиционно-собирательской работы ЭО РМ. На ней представлены различные аспекты традиционной культуры русских, народов Поволжья и Приуралья (коми, чувашей, мордвы, татар) и Северо-Западного региона (вепсов, карел, ижоры, води), Кавказа (кабардинцев), Средней Азии (каракалпаков), Сибири (хакасов, тувинцев, эвенков, народов Дальнего Востока: нанайцев, удэгейцев, ороков, негидальцев, нивхов). Здесь также демонстрируются коллекции, собранные на территории пограничных государств: у ряда этнотерриториальных групп украинцев, территория расселения которых в начале ХХ в. входила в состав Австро-Венгрии, а также норвежских саамов, персов, курдов, уйгуров, что соответствовало установке собирательской деятельности ЭО РМ, направленной на отражение этнографических реалий, характерных не только для народов России, но и этносов, проживающих на сопредельных территориях.
Штатные сотрудники нового музея, организованного под патронажем императорской семьи, встречали поддержку местных властей и интеллигенции. Важнейшую роль в реализации задачи систематического сбора коллекций сыграла организация корреспондентской сети, охватившей все регионы огромного полиэтничного государства. К собирательской деятельности привлекались многочисленные корреспонденты, представители различных социальных слоев и профессий: учителя, врачи, топографы, военные, мещане, купцы, крестьяне.
Несмотря на все бурные политические и социальные потрясения начала ХХ в., которые отражались и на музейной жизни в целом, и на собирательской деятельности в частности, основные принципы формирования коллекций ЭО не утрачивали своей актуальности не только в дореволюционный период, но и в первые десятилетия советской власти. Они были заложены в «Программе для собирания этнографических предметов», охватывающей «все принадлежности жизни и быта, как материального, так и духовного», разработанной под руководством первого заведующего ЭО Дмитрия Александровича Клеменца в первой половине 1902 г.
Он же, создав благодаря своим обширным связям разветвленную сеть корреспондентов, лично курировал комплектование коллекций по традиционной культуре народов Сибири и Дальнего Востока, что являлось в силу сложнейших природно-географических условий одним из самых трудоемких направлений собирательской деятельности. С некоторыми из корреспондентов его связывал долгий период сибирской ссылки. Собиратели, занимавшиеся формированием вещевого фонда и фотоколлекций по традиционной культуре народов этого региона, представляют собой плеяду блестящих ученых. Многие из них были непосредственно связаны с академической наукой. Данная выставка уделяет внимание нескольким фондообразователям, обогатившим собрание музея тысячами экспонатов.
В.Н. Васильев на летнем стойбище на р. Тымь. Дальневосточный край, о. Сахалин. Экспедиция В.Н. Васильева. 1910 г.
Д.К. Соловьев в экспедиции. Эвенки-манегры. Дальневосточный край, Амурская обл. Экспедиция Д.К. Соловьева. 1913 г.
С.А. Теплоухов на раскопках кургана Ноин-Ула. Экспедиция П.К. Козлова. Монголия. 1924 г.
Е.Р. Шнейдер с местными жителями. Удэгейцы. Дальневосточный край, Хабаровский окр. Экспедиция Е.Р. Шнейдера. 1930–1931 гг.
Это выдающийся этнограф-сибиревед, путешественник, собиратель этнографических коллекций для Санкт-Петербургских музеев – ЭО РМ и МАЭ РАН Виктор Николаевич Васильев (1877–1930); известный охотовед и собиратель коллекций по традиционной культуре народов тунгусо-маньчжурской группы Дмитрий Константинович Соловьев (1886–1931); археолог, антрополог, этнограф, заведующий секцией палеоэтнографии и один из хранителей ЭО РМ, научный сотрудник Государственной академии истории материальной культуры, член ряда научных обществ Сергей Александрович Теплоухов (1888–1934); ученый широчайшего диапазона Евгений Робертович Шнейдер (1897–1938), сферой научных интересов которого были археология, палеоэтнология и этнография тюркоязычных народов Южной Сибири и Казахстана, тунгусо-маньчжурских народов Дальнего Востока, а также лингвистика.
В не менее экстремальных условиях приходилось работать и тем, кто осуществлял комплектование коллекций в Средней Азии и на сопредельных ей территориях.
С.М. Дудин в экспедиции в Средней Азии. Начало XX в.
Разнообразие материала, собранного художником и фотографом Самуилом Мартыновичем Дудиным (1863–1929), огромно и дает возможность исследователям снова и снова обращаться к его наследию, осмысляя его всякий раз по-новому. В этом выставочном проекте на примере коллекции, собранной им в 1901 г., характеризуется культура уйгуров – оседлых жителей Кашгара, одного из самых крупных оазисов Восточного Туркестана.
С именем Александра Лаврентьевича Мелкова (1887–1930), этнографа, художника и фотографа, связано развернувшееся в конце 1920-х гг. начало планомерного и всестороннего этнографического изучения среднеазиатско-казахстанского региона. Большая часть его деятельности была связана с г. Оренбургом и Обществом изучения Казахстана, председателем которого он являлся. В 1929 г. А.Л. Мелков возглавлял Каракалпакскую этнографическую экспедицию (Каракалпакстан в те годы входил в состав Казахской АССР). В данном выставочном проекте раскрывается тема «Каракалпакский текстиль».
В первые десятилетия существования ЭО были собраны крупнейшие коллекции по традиционной культуре народов Кавказа, Крыма и сопредельных им областей. Смбат Вартанович Тер-Аветисян (1875–1943), Николай Иванович Репников (1982–1940), Ашхарбек Аголаевич Лорис-Клантар (1884–1941) и Захар Петрович Валаев (1886–?) – собиратели, работавшие в регионе, обладали высокой компетентностью, что позволило им обратиться в своей экспедиционной деятельности к этнографии народов, представителями которых они не являлись. Знание региона, а также применяемый комплексный подход, предполагающий изучение археологических данных, письменных источников и фольклора, позволил им собрать уникальные коллекции, характеризующие городской быт персов, сохранявшиеся веками традиции греков-переселенцев, а также образ жизни кочевников-езидов и горцев-кабардинцев.
С.В. Тер-Аветисян. Фотография с сайта «Фонд исследования армянской архитектуры»
З.П. Валаев. Национальный музей Республики Северная Осетия-Алания, КМСО 6137/6
А.А. Лорис-Калантар с Усуб-беком (предводителем одного из езидских племен). Езиды. Эриванская губ., Сурмалинский у., с. Асланлу. Экспедиция А.А. Лорис-Калантара. 1912 г.
Н.И. Репников. Фотография с сайта «Открытая археология»
Важнейшим направлением собирательской работы было приобретение памятников традиционной культуры великорусов. Фундамент русского собрания ЭО был заложен в 1902–1914 гг. в ходе экспедиций двух хранителей – Е.А. Ляцкого и Н.М. Могилянского. Они же сотрудничали с сетью корреспондентов, разбросанной по всем губерниям, населенным русскими.
Журавский А.В. 1914 г.
На выставке демонстрируются предметы, характеризующие бытовой уклад старообрядцев Русского Севера, а также экспонаты, относящиеся к культуре ненцев большеземельской тундры, приобретенные для музея одним из таких корреспондентов – Андреем Владимировичем Журавским (1882–1914), географом, биологом, основоположником научного хозяйственного освоения Крайнего Севера, заведующим с 1906 г. естественно-исторической, а с 1911 г. сельскохозяйственной станциями Академии наук в с. Усть-Цыльма Печорского у. Архангельской губ.
В послереволюционный период комплектование русских коллекций проходило в рамках созданного в 1921 г. Отделения русско-финской этнографии. Новым веянием времени стали масштабные экспедиции (количество их участников достигало 15–20 человек), которые ставили перед собой задачу всестороннего полевого исследования населения выбранной территории. В качестве примера такой экспедиции на выставке показана Верхневолжская этнологическая экспедиция, проходившая в 1921–1925 гг. на территории Тверской и Ярославской губ. под руководством заведующего отделом Давида Алексеевича Золотарева (1885–1936). В ней также принимали участие Зинаида Палладиевна Малиновская (1891–1972) и другие этнографы.
Участники Верхневолжской этнологической экспедиции (слева направо): Н.С. Розов, Д.А. Золотарев, О.И. Олиференко, Л.И. Песселеп. 1922 г.
Участники Верхневолжской этнологической экспедиции на р. Мологе. Стоит слева – Д.А. Золотарев, справа А.Л. Колобаев, сидят в лодке: неизвестная сотрудница, З.П. Малиновская, Е.Э. Бломквист, Н.И. Гринкова. 1922 г.
Д.А. Золотарев. Карельская АССР. 1927 г.
З.П. Малиновская. 1920-е гг.
В ходе этой экспедиции было собрано для музея около 2500 прекрасно аннотированных предметов, характеризующих традиционный бытовой уклад русских и тверских карел, зафиксировано в полевых дневниках множество устных сведений, создана серия этнографических рисунков.
Н.Ф. Прыткова. ЦГА СПб. Ф. Р‑7240. Оп. 5. Д. 3447. Личное дело Н.Ф.Прытковой
Те же сотрудники ЭО занимались собирательской деятельностью среди русских Карельской республики и Ленинградской обл., а также таких финно-угорских народов, как водь, ижора, вепсы и саамы. Еще один разносторонний ученый, представленный на выставке, – Наталия Федоровна Прыткова (1904–1966). Она состояла в русско-финской секции Комиссии по изучению племенного состава населения (КИПС), являлась членом Ленинградского общества исследователей культуры финно-угорских народностей (ЛОИКФУН). Помимо традиционной культуры прибалтийско-финских народов, сфера ее исследовательских интересов распространялась на народы Сибири и Севера.
С.И. Сергель. 1904 г. ЦГИА СПб.
Одним из первых исследователей, заложивших основу собрания ЭО по традиционной культуре коми-зырян Вологодской губ. и саамов Норвегии и Финляндии, был студент Санкт-Петербургского университета, этнограф, путешественник и писатель, корреспондент ЭО, автор популярных книг «Год кочевки с лопарями» (1927) и «В зырянском крае» (1928) Сергей Иванович Сергель (1883–1955).
Раздел выставки, посвященный результатам его собирательской деятельности, объединяет памятники культуры этих двух этносов, демонстрируя его вклад в отечественное финно-угроведение. В 1906–1908 гг. он осуществил две этнографические экспедиции: первая – четырехмесячное путешествие к коми-зырянам в Вологодскую губ., а вторая – к саамам Норвегии и Финляндии, где он совершил сезонную перекочевку с семьей оленеводов Финнмаркена.
Основы вещевого собрания отдела Поволжья и Приуралья были заложены в 1902–1914 гг. Во все регионы империи были разосланы циркуляры, предписывающие сбор предметов материальной и духовной культуры народов края. Большинство собирателей приобретали предметы быта сразу у нескольких народов, что давало возможность сопоставления собранных материалов и их анализа. К числу таких собирателей относятся мордовский крестьянин из Бузулукского у. Самарской губ. Тимофей Егорович Завражнев/Завражнов и художница, искусствовед, собиратель памятников народного искусства Варвара Петровна Шнейдер (1860–1941), являвшаяся корреспондентом ЭО с 1904 по 1925 гг.
Ф.Т. Батюшков. Портрет В.П. Шнейдер. Конец XIX – начало XX в. Бумага, карандаш. ИРЛИ (Пушкинский дом)
Собранные В.П. Шнейдер коллекции по культуре финно-угорских и тюркских народов Поволжья – серьезный источник для изучения народного костюма и верований; в них содержатся уникальные памятники XVIII в. Наряду с поволжской этнографией в сферу интересов исследовательницы входила культура ингреманладнских финнов, русских и других народов.
Отдел этнографии народов Украины, Белоруссии и Молдавии, представляющий этнографические коллекции народов Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европы, в рамках данной выставки знакомит посетителей с двумя крупнейшими исследователями. Первый из них – Яков Федорович Головацкий (1814–1888), стоявший у истоков этнографического изучения восточнославянских народов и принимавший непосредственное участие в Первой этнографическая выставке 1867 г. Федор Кондратьевич Волков (1847–1918), археолог, антрополог, этнограф, общественный деятель, профессор Сорбонны, Санкт-Петербургского и Киевского университетов, автор более 400 научных трудов, за годы собирательской деятельности с 1904 по 1916 гг. приобрел для музея свыше 3 тысяч этнографических предметов, которые легли в основу многих экспозиций и выставок, в частности чрезвычайно актуальной на тот момент Галицийской выставки 1915 г. Имя Ф.К. Волкова также связано с целым рядом его талантливых учеников, о некоторых из которых (С.И. Сергель, С.А. Теплоухов, Е.Р. Шнейдер) шла речь выше.
Я.Ф. Головацкий. Портрет с гравюры Карела Майснера. Чешское периодическое издание «Цветы». Том 6. Номер 49. Дата выхода 7.12.1871 г. С. 385. Časopis Květy. Ročník 6. Datum vydání 7.12.1871. № 49.
Ф.К. Волков. Материалы по этнографии. Л. Издание ГРМ, 1926. Т. III. Вып. 1.
Выставка «Ценности вне времени. К истории собирательской деятельности Российского этнографического музея в первой трети ХХ века», безусловно, не может дать исчерпывающей информации о плодотворной и многогранной деятельности собирателей, она освещает лишь отдельные яркие ее стороны.
Авторы выставки надеются, что посетители музея получат представление о важнейшем периоде формирования этномузеологического наследия народов России и сопредельных государств, результатом которого было открытие первых временных выставок начала ХХ в. и основных экспозиций музея 1923–1927 гг. В этот период несмотря на нарастание новых тенденций в этнографической науке продолжали доминировать единые теоретические основы и научные традиции XIX в., а также преемственность подходов к комплектованию коллекций, которые реализовывали целостную модель музейной деятельности – научной, собирательской, экспозиционной.
Конец 1920-х – начало 1930-х гг. стали переломным, поистине трагическим моментом как в отечественной этнографии, так и в музейном деле, когда после совещания этнографов Москвы и Ленинграда в 1929 г. само существование этнографической науки оказалось под вопросом, а решения Первого музейный съезда 1930 г. внесли коренные изменения во все виды музейного строительства. Вскоре после этих событий последовала чистка кадрового состава. Большинство ведущих специалистов музея были уволены, многие яркие представители музейной науки репрессированы. Подверглись расформированию секции буддизма и палеоэтнографии, а их богатейшие собрания были признаны непрофильными и в большинстве своем переданы в другие учреждения. В 1934 г. ЭО РМ получил статус самостоятельного учреждения – Государственного музея этнографии. Начался новый этап в его истории.
Авторский коллектив выражает признательность всем исследователям истории отечественной этнографии и музейного дела, научные труды которых были использованы при подготовке выставки.