Аа

Главная: Коллекции и экспозиции: Выставки онлайн: «Царство ночи. Образы ночи в русской народной культуре»

«Царство ночи. Образы ночи в русской народной культуре»

Авторы выставки: И.И.Шангина, д.и.н., главный научный сотрудник (куратор); В.Н.Кузнецова, к.и.н., научный сотрудник; С.С.Петряшин, к.и.н., научный сотрудник.

Рабочая группа: О.Г.Баранова, О.Н.Глазкова, Т.А.Зимина, В.Н.Кузнецова, Е.Л.Мадлевская, С.С.Петряшин, И.Ткаченко. И.И.Шангина.

Фотопанно и подготовка интерактивных панелей: О.В.Ганичева, В.А.Капустина, А.Ю.Петров, Б.А.Робенко, И.Ю.Хургина.

Дизайн-проект: Д.К.Маевский.

Монтаж выставки: А.М.Даниель ,С.И.Севастьянов, Б.П.Родионов,  С.В.Эрзам.

Координаторы выставки: А.В.Лялин, Л.Л.Полякова, Е.И.Ушакова.

При создании фотопанно использовались фотографии  В.Бояринова, К.С.Диденко, А.С.Лазарева, А.О.Пашеничева, Б.А.Пономарева, А.В.Феткулина и литографии художника: Б.П. Забирохина.

Время и место экспонирования: Российский этнографический музей, 28.12.2017–25.03.2018

Ночь – время сна и отдыха после дневных трудов и забот, с глубокой древности осмыслялось людьми как время священное, сакральное, исключительно таинственное, внушающее трепет и даже потенциально опасное. В основе таких представлений лежал   сложный сплав верований языческих времен, средневековых научных знаний, христианского учения о мироустройстве и практической заботы о благополучии людей. В XIX – начале XX в. они сохранялись в основном в русских деревнях и небольших провинциальных городах.

Выставка раскрывает обе стороны восприятия ночи в русской народной культуре. Традиционные представления русского народа о ночном времени суток на выставке раскрыты через обстановочные сцены, созданные на основе подлинных предметов народного быта, хранящихся в Российском этнографическом музее, через фотографии, начала XXв. и снимки современных художников.

Для создания коллажей использованы образы лубочных картинок XIX – начала XXв. и произведения художника Б.П.Забирохина.

 

Ночное небо

Осенью и зимой внимание крестьян привлекало ночное небо. В очертаниях созвездий они узнавали повседневные вещи и животных, связывали с ними религиозные и мифологические представления. В случае необходимости по небесным светилам ориентировали во времени и пространстве. Созвездие Большая Медведица в народе называлось чаще всего Лось, Ковш, Воз, Серп. Подобно часовой стрелке оно вращается вокруг Полярной звезды, что делает его очень удобным для определения времени ночи и северного направления. Пояс Ориона наблюдали для определения времени ночи с августа по апрель, так как летом он не виден. В народе это созвездие называлось обычно Кичиги (орудия для молотьбы хлебов), Грабли, Аршин, Старикова тросточка. Другое название – Девичьи зори – объяснялось легендой о трех проклятых сестрах, которые после смерти превратились в звезды. Звездное скопление Плеяды было известно в народе под названием Волосыни, Стожары, Утиное гнездо, Решето, Семейка.

В планете Венера крестьяне видели две разные звезды: Утренняя заря и Вечерняя Заря. Венера первой загоралась на небе после захода солнца, возвещая о начало ночи, и последней угасала утром, знаменуя наступление дня. Также Венера часто называлась Волчьей звездой – с ее появлением пастухи гнали скот домой, чтобы избежать встречи с волком.

Млечный путь казался русским крестьянам дорогой, по которой на юг улетают птицы или идут паломники в Иерусалим. По другим представлениям это была Божья, Небесная или Райская дорога: «по ней-то души усопших и восходят на небо». В южных областях России Млечный путь часто назывался Батыевой дорогой; считали, что по этой дороге татары пришли на Русь.

Месяц, как ночное светило, в народных верованиях был связан со звездами: Бог каждый старый месяц рубит на частички, из которых получаются звезды, а из самой большой частички нарастает новый месяц. В его пятнах, считалось, запечатлено убийство Каином Авеля. Также крестьяне верили, что человек обязательно заболеет, если во время сна на него будет светить месяц.

 

Ночь как время сна и отдыха

По народным поверьям, Бог, создавая вселенную, сотворил ночь специально для того, чтобы человек мог отдохнуть от дневных трудов. Каждый член семьи, отправляясь спать, должен был прочитать специальную молитву на сон и не забыть пожелать всем: «Спокойной ночи, доброго сна». Молитва и пожелание, по поверью, должны были освободить человека от дневных забот, защитить от зла, и дать ему хорошие сны. Очень сильна была вера людей в вещие сны, т.е. сны, предсказывающие событие, которое произойдет в будущем. Их пытались разгадать, используя символику приснившихся вещей, или сонники – специальные книги для толкования снов, издававшиеся в XIX – начале XXв.

Традиционным спальным ложем крестьян была лавка с придвинутой к ней скамьей. Для сна использовались также полати – настил под потолком, печь и голбец – деревянная пристройка к печи и низкий, широкий помост, идущий от печи к боковой стене. Младенцы спали в колыбелях (люльках, зыбках), привешенных с помощью кольца и длинной жерди – очепа к потолку. На них вешали предметы, которые по поверью, оберегали сон ребенка и охраняли его от злых сил.

Кровати и постельное белье в крестьянских избах появились лишь во второй половине XIXв. Первоначально они, покрытые красивым покрывалом с горой подушек в ярких наволочках, ставились в горнице – парадной части крестьянского дома и служили символом достатка в семье.

 

Ночь как сакральное время суток

Мифологическим сознанием русских крестьян ночь воспринималась как сакральное время суток, когда могли происходить чудеса и совершаться события, невозможные днем.

Особым волшебством обладали ночи накануне Рождества Христова, Крещения Господня, Пасхи и Рождества Иоанна Крестителя (Иванова ночь), когда раскрывались небеса, ярче светили звезды, вода становилась святой, животные и птицы говорили на человеческом языке, травы приобретали лечебные свойства, появлялся цветок на папоротнике, с помощью которого можно было открыть все клады земли.

По народным представлениям, ночь была временем господства на земле нечистой силы: чертей, бесов, кикимор, леших, вампиров. Особенно она бесчинствовала, во время Святок. Приход на землю нечистой силы изображали ряженые – парни и молодые мужчины. Закрыв лица масками, надев на себя старую одежду, они гонялись после захода солнца по деревне, забегали в дома, и на молодежные посиделки, пугая и веселя народ.

Согласно поверьям, в некоторые особо сакральные ночи, такие как Рождественская или Пасхальная, в дома к потомкам приходили «родители» – умершие предки. Для них устраивалось угощение: блины, мед, кутья, раскладывались ложки по количеству умерших в семье людей и ставились зажженные свечи. Благодарные за заботу предки, находясь в ином мире, рядом с Богом, могли позаботиться о своих потомках: дать им здоровых детей, хорошие урожаи и приплод скота.

Ночь считалась временем удобным для свершения важных для людей магических действий и ритуалов. В ночное время суток проводились некоторые обряды свадебного ритуала, в ходе которого закреплялось изменение социального и семейного статуса молодых людей. После захода солнца обычно проходило сватовство  и смотрины невесты, проводились девичники, на которых невеста прощалась с «волей-вольной, девьей красотой», а также первая брачная ночь молодых – основной обряд свадьбы, представлявший собой физическое и правовое скрепление брака и свадебный пир – главное торжество по случаю бракосочетания.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.