Аа

Главная: Коллекции и экспозиции: Выставки онлайн: «Бисер в украинском костюме: традиция и современность»

«Бисер в украинском костюме: традиция и современность»

Автор: Ганина Любовь Геннадьевна – н.с. отдела этнографии Белоруссии, Украины и Молдавии
Фотографирование экспонатов: Дьякова Елена Васильевна – н.с. отдела этнографии Белоруссии, Украины и Молдавии; Волкова Ольга Владимировна, Любимова Анна Андреевна – н.с. отдела фотографии
Сканирование исторических фотографий: Баранова Наталья Александровна, Смирнова Юлия Сергеевна – н.с. отдела фотографии
Полевые фотографии: Дьякова Елена Васильевна – н.с. отдела этнографии Белоруссии, Украины и Молдавии

Область применения бисера в украинском народном костюме достаточна широка. Во второй половине XIX – начала XX века из этого художественного материала изготавливали разнообразные шейно-нагрудные украшения, им расшивали рубахи и декорировали головные уборы. Приобретали бисер как правило на ярмарках. В Киевской губернии существовало несколько кустарных мастерских по производству бисера, но большая часть попадавшего в крестьянскую среду материала имело российское или богемское кустарное происхождение.


Девичий праздничный костюм на антропологическом манекене.

Украинцы. Середина XIX века. Полтавская губ. Фотограф Т. Митрейтер, 1880-е гг.

Качество и количество используемого бисера, а также способы работы с этим художественным материалом варьировались в зависимости от региона. Самой легкой техникой изготовления украшений являлось низание, заключающееся в простом наборе нужного количества бисерин на нитку. Украшения, выполненные в этой технике, были распространены фактически повсеместно. 






Девушка. Бойки. Австро-Венгрия. 1905 г.

Наибольшее распространение плетенные из бисера украшения получили в селах Западной Украины (территория современных Тернопольской, Черновицкой, Ивано-Франковской, Закарпатской и Львовской областей). Известный ученый, этнограф и археолог Федор Кондратьевич Волков писал: «Довольно оригинальное и несколько неожиданное для Украины шейное украшение представляет собою силянка (гирдан, гирдяник, ланка, очко, драбинка, лучка, галочка, и пр.), теперь совершенно неизвестное в восточной Украине «…»; в западной же встречающееся, сколько мы знаем, в Подолии и кое-где на Волыни, но очень распространенное во всей Галичине» [Украинский народ в его прошлом и настоящем. ТII //под ред. Ф.К. Волкова. – Петроград: Общественная Польза, 1916, с. 551-552].

Существовали локальные особенности техник изготовления, форм, узора, колорита и названий бисерных украшений. Так на Бойковщине (историко-этнографической области на северных и южных склонах Карпат) мастерицы плели шейные украшения из крупного некалиброванного бисера разных цветов. Зачастую в качестве «рабочей нити» использовался конский волос.

Схожие по качеству используемого материала и внешнему виду готовых изделий бисерные украшения плели жительницы Лемковщины (территория, расположенная в Бескидах – среднегорная и низкогорная части Карпат, на пограничье между польскими и словацкими этническими территориями).


Девушка в праздничном костюме. Русины. Австро-Венгрия. 1905 г.

Проживавшие по соседству гуцулы и русины Закарпатья использовали для изготовления украшений бисер меньшего размера. Бисерные полосы часто нашивали на более длинную и немного более широкую красную шерстяную тесьму, не декорированные концы которой использовали в качестве завязок. Кроме шейных и шейно-нагрудных украшений местные мастерицы изготавливали из бисера полосы и сетки для декорирования девичьих, в основном свадебных, головных уборов. В праздничные дни бисерными лентами украшали тулии мужских соломенных шляп.

В начале XX века стала распространяться техника бисерного ткачества. Для тканья использовали специальный станочек, состоящий из доски-подставки и двух порожков на концах. В соответствии с желаемой шириной будущего изделия, в насечках на порогах или на забитых в них гвоздиках закрепляли нитяную основу, по которой иголкой ткали бисерный узор. Такие бисерные ленты могли носить как самостоятельное украшение или дополнять плетеной бисерной сеткой, которую подшивали к нижнему краю.

Также бисер применялся в декоре мужских перстней и «топорцов» – тростей с металлической рукояткой в форме топорика, являвшихся важным атрибутом мужского праздничного костюма.


«Галочка» – украшение шейное. Конец XIX – начало ХХ века. Подольская губ., Ямпольский у., 
сел. Тахталия 

Большой вариативностью отличались бисерные украшения Западного Подолья. На этой территории бытовали: «гирданы» и «гердяники» – неширокие бисерные полосы (от 0,8 до 2,0 см шириной), сплетенные из бисера средней величины на несколько рабочих нитей; «гердяники крутяные» – полые внутри ожерелья в форме жгута; «галочки» – двухчастные шейно-нагрудные украшения, изготавливаемые из крупного бисера. Верхняя часть «галочек» представляла собой бисерную полосу, сплетенную и нашитую или вышитую на полоске из красного, реже синего кумача (шириной 2 – 2,5 см). К нижнему краю тканевой полосы подшивали ажурную бисерную сетку, длина которой варьировалась от 9 до 12 см, ширина – от 21 до 24 см. При ношении украшения его нашитая часть плотно фиксировалась на шее, а бисерная сетка свободно спускалась, декорируя верхнюю часть груди.


Женщина в праздничном костюме. УССР, Тернопольская обл., Залещицкий р-н., сел. Колодрибка. 1965 г.

В ряде регионов бисер также применялся в декорировании плечевой одежды, прежде всего рубах, реже тканевых и меховых безрукавок. Наиболее характерны бисерные вышивки были для украинцев, проживающих на территории Буковины, Бессарабии, Западного Подолья и Восточной Галиции.

Чаше всего бисер использовался вместе с вышивальными нитками (как хлопчатобумажными, так и шерстяными), блестками, стеклярусом, золотными и серебряными нитями. У безрукавок бисером могли декорировать полочки и спину. На рубахах бисерная вышивка обычно располагались на плечевых вставках («поликах»), рукавах, груди и спине, реже вороте.

Доля используемого в вышивке бисера значительно возрастает к 1930-м – 40-м годам. Особого масштаба использование бисера в декоре одежды достигло на территории Западной Украины во второй половине XX века.


Продажа бисерных украшений. Украина, Ивано-Франковская область, поселок городского типа Верховина. 2013 г.

В 1970-80-е года многие народные мастера обращались в своем творчестве к традиционному костюму и украшениям, творчески перерабатывая и создавая на их основе нечто новое. В частности, в собрании Российского этнографического музея хранится коллекция бисерных украшений, изготовленных в 1970-х годах народным мастером УССР Э.Н. Литвинец.

В XXI веке можно наблюдать новый виток интереса к бисеру. Особенно ярко многообразие бисерных изделий прослеживается на праздничных гуляниях, когда мастера представляют свои работы, а пришедшая на праздник публика с удовольствием приобретает и носит их изделия.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.