Главная: Коллекции и экспозиции: Собиратели: Котикоски Йохан-Вихтори
Автор: М.А. Докучаева, научный сотрудник отдела этнографии народов Северо-Запада и Прибалтики.
Котикоски Йохан-Вихтори (Kotikoski Johan-Vihtori). Фото из некролога в журнале «Kotiseutu» – 1948. №7. – S. 122
Котикоски Йохан-Вихтори (Kotikoski Johan-Vihtori) – финский краевед, этнограф и собиратель. Родился 14 декабря 1873 г. в приходе Пункалайдун Тавастгусской губ. Великого княжества Финляндии.
Окончив начальную школу, он в течение 8 лет работал продавцом в магазинах приходов Уръяла (Urjala) и Руовеси (Ruovesi), затем владел собственным магазином в приходе Корпилахти (Korpilahti) той же губернии.
Его юность прошла в атмосфере национального пробуждения, роста интереса к своему историческому прошлому, народной культуре и истории финского языка. В это время в Финляндии повсеместно создавались местные краеведческие общества. Членом одного из них и стал Й.-В. Котикоски, который в свободное от основной работы время собирал этнографические и фольклорные материалы: предметы крестьянского быта и устную народную традицию.
На основе собранных материалов Й.-В. Котикоски написал очерк «Рождественские обычаи и игры финнов-хяме» («Hämäläisiä joulutapoja ja leikkejä»), который был издан «Обществом народного просвещения» («Kansanvalistusseura») в 1912 г. Это единственная опубликованная работа собирателя, которая содержит ценный этнографический и фольклорный материал по рождественской обрядности д. Ориниеми прихода Пункалайдун.
В 1911 г. Й.-В. Котикоски вел активную переписку с выдающимся финским этнографом У.Т. Сирелиусом. Две рукописные работы молодого собирателя «О ткацком стане и прочих предметах женского рукоделия в Корпилахти» («Kangaspuista ym. naisten käsityövälineista Korpilahdella») и «Отдельные сведения о постройках в Корпилахти» («Hajatietoja Korpilahden rakennuksista»), хранящиеся в архиве рукописей этнографического отдела Национального музея Финляндии, являются частью их переписки. Некоторые материалы, предоставленные Й-В. Котикоски, были использованы У.Т. Сирелиусом при написании первого основательного труда по финской народной культуре «Suomen kansanomaista kulttuuria». Так, в главе, посвящённой охоте, опубликовано несколько рисунков Й.-В. Котикоски – различные приспособления для охоты на белок, зайцев, лис и птиц.
Возможно, У.Т. Сирелиус, сотрудничающий с Этнографическим отделом Русского музея (ЭО), предложил собирателю передать в музей Санкт-Петербурга свою вещевую коллекцию. Переговоры начались в 1914 г., в результате ЭО приобрёл 230 предметов (РЭМ 3028, 3029, 3031, 3053), собранных Й.-В. Котикоски в Тавастгусской губ. в приходах, которые входили в историческую провинцию Хяме: Пункалайдун, Ямся, Корпилахти, Уръяла, Таммела и Руовеси.
Уникальную часть собрания Й.-В. Котикоски составляют два домотканых длинноворсовых ковра и два одеяла, украшенных стилизованным растительным и геометрическим орнаментами (РЭМ 3028). В ней также присутствуют части свадебного и праздничного мужского и женского костюмов, датируемые XVIII–XIX вв.
3028-34. Ryijy – ковер свадебный. Вытканы инициалы владелицы и дата «1821». Финляндия. Тавастгусская губ., приход Ямся. 1821 г. Финны
3028-35. Ryijy – ковер свадебный. Вытканы инициалы владелицы. Финляндия. Тавастгусская губ., приход Ямся. XIX в. Финны
Преобладающее большинство предметов в коллекции составляют изделия из дерева, что во многом объясняется увлечением самого собирателя резьбой по дереву. Примечательны своей высокой художественной ценностью резные лопасти прялок и расписные короба, в которых женщины носили одежду для церкви. Эти экспонаты в полной мере раскрывают традицию изготовления бытовых предметов и способы их декорирования в приходах Средней Финляндии (РЭМ 3031 и 3029).
3029-42. Lekkeri – бочонок бондарный для пива. Финляндия. Тавастгусская губ., приход Ямся. 1829 г. Финны
3029-55. Vakka – коробка расписная для ношения в церковь нарядного чепца. Финляндия. Тавастгусская губ., приход Ямся. XIX в. Финны
Кроме того, в коллекции представлены части конской упряжи (клешня от хомута, седелка, вожжи, рогатка), предметы рыболовства (крючки, вьюшки для наматывания верёвок и сетей, коловорот) и различные инструменты (лопаты, виллы, кирка, ножи, тесаки, пилы).
Архаичные верования финнов-хяме характеризуются представленными в собрании особо редкими оберегами: наростами берёзы, подковой, когтем, зубом и лапой медведя (РЭМ 3053). Давая описание одной из подков, Й.-В. Котикоски указал на то, что, отправляясь в путь на лошади, подкову обязательно клали в дорожную корзину. Чтобы показать важность защитной функции подковы, он также включил в легенду предмета пословицу: «Älä kapsa karhunruoka ompas viskari vakassa» (досл. «Не топчись, медвежий корм, и на тебя подкова найдётся»), смысл которой заключается в том, что наличие подковы в корзине защищало лошадь от нападения медведя в лесу.
3053-3. Karhunkämmen – «медвежья лапа». Оберег из шкуры с медвежьей лапы с двумя когтями. Им гладили животное при выпуске на пастбище. Финляндия. Тавастгусская губ., приход Ямся. XIX в. Финны
В архиве РЭМ хранится опись, которую Й.-В. Котикоски приложил к собранным им вещам. Она содержат подробную информацию о предметах на финском языке: место приобретения, время изготовления, имя и фамилия владельца и изготовителя, история бытования и локальные названия вещей, многие из которых в настоящее время уже не сохранились (АРЭМ. Ф. 1. Оп.2. Д. 354. Л. 38). К описи так же прилагается сделанный финским переводчиком профессиональный перевод на русский язык. Значение этого документа трудно переоценить, тем более что в музейную опись включено только очень лаконичное описание вещей, значительная же часть сведений была пропущена. Общий объём архивного дела Й.-В. Котикоски составляет 38 листов, кроме авторской описи в него входит переписка собирателя с хранителем ЭО К.К. Романовым, в которой обсуждались условия приобретения коллекции, и общая фотография всех приобретённых экспонатов.
В 20-е гг. XX в. Й.-В. Котикоски продолжил собирать этнографический материал. Он отправил в Фольклорный архив Финского литературного общества 2467 страниц этнографических очерков и фольклорных материалов, собранных на территории Корпилахти, Муураме, Ямся и Пункалайдун. В 1930 г. собиратель выступил на Днях музея Финляндии, которые проводились в Тампере с докладом о финских календарных жезлах. Доклад был опубликован в отчёте в 1931 г., но более обширное исследование, написанное Й.-В. Котикоски позже, так и не было издано.
К сожалению, научное наследие Й.-В. Котикоски не было опубликовано. Тем не менее, в архиве рукописей этнографического отдела Национального музея Финляндии и в архиве Финского исторического общества хранятся этнографические заметки собирателя, которые содержат ценную информацию: по охоте, жилым и бытовым постройкам, свадебной обрядности, о праздновании Юханнуса в приходах Корпилахти, Пункалайдун и Ямся.
Умер учёный 5 октября 1948 года; похоронен на кладбище в Корпилахти.
АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 354. Л. 38. – Переписка с И.В. Котикоски о покупке коллекции финских предметов, опись и фотография материалов, собранных в 1912–1914 гг. в приходах Ямся и Корпилахти. 5 июля 1911 – 10 июля 1914.
Архив рукописей этнографического отдела Национального музея Финляндии (https://www.kansallismuseo.fi/):
В Финском историческом обществе (SHS) также имеются этнографические заметки собирателя (http://www.histseura.fi):
Kotikoski J.W. Hämäläisiä joulutapoja ja leikkejä. – Helsingissä: Suomalais-Ugrilaisen Seura. 1912. – 91 s.
№ 3028. – Мужская и женская одежда, головные уборы, скатерти, наволочки, одеяла. Включала 54 предмета, сохранилось 53. Тавастгусская губ., приходы Уръяла, Ямся, Корпилахти, Муураме. Сбор 1914 г. Финны-суоми.
№ 3029. – Деревянные, металлические и стеклянные предметы домашнего обихода. Включала 145 предметов, сохранилось 107. Тавастгусская губ., приходы Корпилахти, Ямся, Муураме, Пункалайдун, Пирттилахти, Леутса, Таммела, Руовеси. Сбор 1914 г. Финны-суоми.
№ 3031. – Лопасти прялки, мотовила, челнок, вьюшки. Включает 27 предметов. Тавастгусская губ., приходы Корпилахти, Ямся, Йуокслахти, Муураме, Тиккала, Лсутса, Юрёла. Сбор 1914 г. Финны-суоми.
№ 3053. – Ритуальные предметы. Включала 4 предмета, сохранилось 3. Тавастгусская губ., приходы Корпилахти, Ямся. Сбор 1914 г. Финны-суоми.