Главная: Коллекции и экспозиции: Собиратели: Фомин Александр Александрович
Автор: М.Л. Засецкая, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии народов Северо-Запада и Прибалтики
Профессор Фомин Александр Александрович. 1920-е гг. Архив РГБИ. Публикация согласована
Фомин Александр Александрович, профессор Московского и Костромского университетов, литературовед, педагог, библиотечный и музейный деятель, основатель и первый директор Государственной театральной библиотеки при Академическом Малом театре (совр. Российская государственная библиотека искусств, РГБИ). Представитель замечательной плеяды русской разночинной интеллигенции втор. пол. XIX – нач. ХХ в., он посвятил жизнь делу просвещения и счел своим долгом откликнуться на призыв государства «представить картину этнографического протяжения нашего Отчества, картину народов, обитающих в России и в непосредственном соседстве с нею» (см.: Российский этнографический музей 1902–2002. СПб. Славия, 2001. С. 11).
В отличие от множества современников Александр Александрович Фомин не был забыт потомками. Об этом позаботились его преемники – библиотекари, сотрудники РГБИ. Изучению жизни и деятельности, анализу и введению в оборот творческого наследия А.А. Фомина посвящены конференции, сборники статей, выставки, которые регулярно организует дирекция библиотеки искусств. Подробнейшим образом его биография описана в статье Т.А. Мордкович «Вся жизнь – деятельность. Александр Александрович Фомин и его вклад в отечественную культуру», опубликованной в 2013 г.
Александр Фомин родился 23 июля 1868 г. в г. Витебске в многодетной семье разъездного чиновника для перевозки почты по железным дорогам. Он был старшим сыном Александра Ивановича Фомина и польской дворянки Розы Семеновны Фоминой (урожд. Броницкой). Несмотря на частые переезды, связанные со службой отца, родители уделяли образованию детей большое внимание. А.А. Фомин вспоминал: «Пяти лет я свободно читал и писал по-русски, а на восьмом году родители наняли мне учителя немецкого языка, которому я и начал обучаться<...> В это время отец воспользовался открывшейся вакансией в Риге и для образования моего, моих братьев и сестер просил перевода в Ригу. Вскоре по приезде в этот тогда еще полунемецкий город, отец поместил меня в немецкую школу, в которой я пробыл более года. Я скоро научился говорить по-немецки, но в то же время стал забывать русский язык, так что отец поторопился перевести меня в русскую классическую гимназию, в которой я и кончил курс». (Мордкович, 2013. С. 219).
Таким образом, Фомин еще в отрочестве привык к общению с людьми иной национальности, иной веры, а Рига с ее неповторимым историко-культурным обликом осталась добрым воспоминанием, ассоциировавшимся с дружной семьей, школьными годами и замечательными театральными постановками. В 1887 г. после окончания рижской Александровской гимназии Фомин поступил на историко-филологический факультет Московского университета, а через год, как и большинство студентов-выходцев из малообеспеченных семей, вынужден был совмещать учебу и работу. В 1888 г. он – вольнонаемный преподаватель русского языка, географии и арифметики в Строгановском художественно-промышленном училище, а также по совместительству заведующий библиотекой и помощник хранителя музея училища.
В 1892 г. Александр Фомин окончил университет с дипломом первой степени и был оставлен при кафедре русской словесности для подготовки к профессорскому званию. В этот период он преподает помимо Строгановского училища в школе императорских театров – читает лекции по истории русской литературы и драматургии. В 1903 г. Александр Фомин принимает приглашение стать директором частного женского коммерческого училища А.И. Верецкой в Варшаве. «Параллельно с преподавательской Фомин не оставлял и научную деятельность. С начала XX века его интересы сосредоточиваются на архиве В.А. Жуковского, а затем на поисках и изучении архива братьев Тургеневых в Париже. Все перипетии этого сложного и очень важного для русской науки предприятия Александр Александрович описал позднее в своей книге “Петр Николаевич Тургенев и его дар русской науке”» (Мордкович 2013. С. 221).
В связи с началом Первой русской революции 1905 г. коммерческое училище было закрыто, а Фомин с женой и двумя детьми переехал в Симферополь, но уже в 1906 г. он получает предложение от Министерства народного просвещения принять должность окружного инспектора Рижского учебного округа. Александр Александрович соглашается и возвращается в Ригу. Здесь он организует Рижский драматический кружок при русском клубе, вступает в Рижское педагогическое общество и становится председателем его Экскурсионного бюро (ЭБРПО),с членами которого в 1908 г. совершает «летнюю экскурсию» на о-ве Руно (Рунё – швед.; Руно – нем., Рухну – эст.), предварительно оповестив о своих планах зав. отделом Этнографического отдела Русского музея (ЭО) Н.М. Могилянского (АРЭМ. Ф.1. Оп 2. Д. 648. Л.8).
Архивные материалы РЭМ свидетельствуют о том, что первоначально предполагалось участие в этой экспедиции двух сотрудников ЭО, но незадолго до выезда членов ЭБРПО выяснилось, что никто из петербургских этнографов прибыть на Руно не сможет. Копия телеграфного послания Н.М. Могилянского содержит «глубокие сожаления» по этому поводу и указание на то, что программы по сбору этнографических материалов высланы (АРЭМ. Ф.1. Оп 2. Д. 648. Л.1, 2).
Следует воздать должное рижским учителям — участникам экскурсии 1908 г.: в то время как в экспедиционно-полевой практике преобладал «кунсткамерный» подход, они, не будучи профессионалами-этнографами и располагая небольшой денежной суммой, приобрели для фонда ЭО полноценную этнографическую коллекцию.
Экспонатами из коллекции Фомина (РЭМ 1491) было положено начало тематических собраний по земледелию, рыболовству, морскому тюленьему промыслу и сухопутной охоте в фонде ЭО (ныне Российский этнографический музей, РЭМ).
Фрагмент экспозиции «Народы Северо-Запада России и Прибалтики. XVIII–ХХ вв.». На стенде: морские остроги, гарпунное копье и два багра (РЭМ 1491-60, 61, 63/2).
Отдельные экспонаты являются раритетами, в их числе: мужской нераспашной кафтан из шерстяной белой ткани туникообразного покроя, восходящий еще к облачению островитян средневековья, но бытовавший на о-ве Руно вплоть до 1870 г. (кол. № 1491-1), женское покрывало, «из одной шерстяной полосы белого цвета (дл. 5, 16 м) <…> род своеобразного башлыка <…> на нижних концах дата года “98”, инициал “Е”» (кол. № 1491-21); женский «нагольный» полушубок (кол. № 1491-23), огнестрельный комплекс («винтовка большепульная с кремневым замком и нагалищем из тюленьей кожи», пороховница роговая, «калыпь для отливки пуль», два напильника для нарезки винтовок и винтовочных стволов, бурав для «шустования» – чистки ружейных стволов – кол. № 1491- 51авс, 53, 55, 80), остроги с древками, гарпунное копье (4,5 м), багры для льда и подтягивания туши тюленя (3–3,5 м дл.); на древках вырезаны: «инициал, тавро и 1868 г.»; «прибор для лучения рыбы, называющийся у русских коза, – служит для очага и прикрепляется на носу лодки», а также подушка для плетения кружева, «пяльца ручные с образцом вышивки», камушки для детской игры (см. соотв. № 1491- 59, 60, 61, 62ав, 63/2, 65авс, 76авс, 78, 85/6,). К сожалению, в настоящее время среди исключенных в 1954–1955 гг. значатся некоторые редкие предметы: стол «с резьбой на подставах», сапоги и кожаные рукавицы рыбаков, детская игрушка «в форме ромбической фигуры (когда подвешена), составленная из двух лучинок-крестовин и нанизанных на нитки скорлуп яиц чаек» (см. соотв. 1491-34, 56ав, 57ав, 84).
Существенным недостатком коллекции А.А. Фомина является отсутствие каких-либо указаний об особенностях изготовления, ношения вещей, местной терминологии, а также наименований усадеб (поселений), в которых они были приобретены. Теоретически в «высланных программах» должны были содержаться инструкции о правилах фиксации данных, но, возможно, они не прибыли своевременно.
С экспедицией А.А. Фомина 1908 г. связана одна из самых «детективных» музейных историй, которая в результате длительного (1995–2013) «расследования» позволяет реконструировать подлинный масштаб его этнографической деятельности и ценность собранных материалов.
Александр Александрович Фомин с женой Софьей Васильевной Львовой-Фоминой. Нач. ХХ в. Опубликовано впервые: Мордкович Т.А. «Вся жизнь – деятельность…». 2013. Табл. IX. С. 192–193
В 1995 г. при подготовке выставки «Скандинавский мир в музеях Санкт-Петербурга» неожиданно выяснилось, что члены ЭБРПО летом 1908 г. занимались сбором экспонатов не только по поручению ЭО, но и «музея Академии», т. е. Кунсткамеры (Музея антропологии и этнографии РАН им. Петра Великого; МАЭ). Коллекция РЭМ качественно и количественно превосходит коллекцию Кунсткамеры. Но в МАЭ сохранился ряд вещей, аналогичных утраченным из собрания РЭМ. Например, упомянутая выше детская игрушка из скорлупок яиц чаек (МАЭ 1290-41 и РЭМ 1491-84). Показательно, что игрушка, которая хранилась в разобранном состоянии в МАЭ, была собрана реставраторами для экспонирования на выставке «Скандинавский мир…» по коллекционному описанию РЭМ. В целом, коллекции о-ва Руно, хранящиеся в обоих петербургских музеях, в настоящее время могут быть охарактеризованы как взаимодополняющие.
В 2001 г. во время работы по отбору иллюстративных материалов для экспозиции «Народы Северо-Запада России и Прибалтики» (РЭМ) в архиве Русского географического общества (РГО) была обнаружена фотоколлекция с о-ва Руно «из архива А.А. Фомина», датированная также 1908 г. В РГО данная фотоколлекция была приобщена к эстонскому собранию, поэтому и не была востребована в 1995 г. при подготовке выставки «Скандинавский мир…». На негативах и отпечатках – пейзажи о-ва Рухну, поселения, местные жители в национальных костюмах. Некоторые комплексы одежды на фотографиях имеют прямые вещевые аналоги в РЭМ и МАЭ.
И, наконец, в 2013 г. в результате взаимодействия сотрудников РЭМ и РГБИ при изучении текста автобиографии супруги А.А. Фомина, Софьи Васильевны Фоминой-Львовой (1886–1962), которая участвовала в экспедиции на о-в Руно, а в 1920–1921 гг. была сотрудницей Этнографического отделения (так наз. «Дашковского музея») в составе Румянцевского музея, было обнаружено, что в 1908 г. «собирание этнографических материалов и фотографирование местных типов» проводилось по поручению не только петербургских музеев, но и Этнографического отделения Румянцевского музея в Москве. Более того, Софья Васильевна, которая отвечала за доставку экспонатов, подтверждает: все коллекции поступили в вышеуказанные музеи. Как известно, после расформирования Румянцевского музея в 1924 г. экспонаты из фонда Этнографического отдела поступили в собрание Музея народов СССР (Москва), и в 1948 г. были переданы в Государственный музей народов СССР (ныне РЭМ). Таким образом, у нас появились веские основания предполагать, что «неизвестным собирателем» уникальной коллекции костюмов о-ва Руно, является также Александр Александрович Фомин (РЭМ 8762-31062–31070; 31081–31088/1,2; 31089–31099/1,2; 31124–31129/1,2).
Манекен: девочка с о-ва Руно в праздничном костюме (РЭМ 8762-31124–31129/1,2). Экспозиции «Народы Северо-Запада России и Прибалтики. ХVIII–ХХ вв.».
В числе 22 экспонатов: мужской праздничный костюм старинного покроя, характерный для крестьянской североевропейской моды кон. ХVIII в.; полные женские варианты костюма – праздничный и повседневный, включающие обувь, перчатки и др. дополнительные детали одежды, полный праздничный комплект одежды девочки-подростка.
В 1908 г. А.А. Фомин возглавил коммерческое училище в Сестрорецке. Здесь ему удалось воплотить в жизнь свои педагогические идеи о совместном обучении подростков «обоего пола» в «школе-коммуне», где «учащиеся, начиная с младшего возраста и кончая старшими, были организованы в такие самодеятельные группы, которые во всех сферах их школьной, учебной, хозяйственной и общественной жизни росли, развивались, дисциплинировались путем коллективных принципов и методов, а педагоги были только стоявшими рядом с ними старшими товарищами».
Февральская революция застала А.А. Фомина в Петрограде. Он завершал работу над диссертацией, преподавал в университете и исполнял обязанности санитарного инспектора общества Красного Креста. После октябрьского переворота 1918–1919 гг. Фомин в качестве сотрудника Наркомпроса инспектирует бывшие помещичьи усадьбы, спасая от расхищения частные библиотеки, руководит организацией библиотеки Костромского рабоче-крестьянского университета, где занимает кафедру словесности, преподает в Московском университете.
В 1920 г. А.А. Фомин, будучи преподавателем Высших художественных мастерских при академическом Малом театре в Москве, инициирует создание научной театральной библиотеки (1922) и становится ее первым директором. Одновременно он получает должность заведующего Отделом истории домашнего обихода ГИМ.
Главным достижением в последние годы жизни (1925–1929), «нежно любимым детищем» Александр Александрович Фомин называет исследовательскую и организационную работу, в результате которой был сохранен уникальный археологический комплекс г. Судак – современная жемчужина туристического Крыма: «постановлением Совнаркома от 5-го июля 28 года «Судак превращен в филиал Государственного исторического музея» (Автобиография Фомина. 2019. С. 291). При его активном содействии на территории крепости в здании бывшей мечети Падишах-Джами были основаны археологический музей и библиотека.
Следует отметить, что в обширном и разнообразном наследии А.А. Фомина есть еще один памятник этнографии, непосредственно связанный с культурой Крыма, – это собрание фотографий по культуре крымских татар и, в частности, Бахчисарая 1910–1920 гг. В настоящее время с этими материалами можно ознакомиться на сайте РГБИ. Особый интерес для этнографов представляют снимки памятников культовой архитектуры, групповые портреты крымских татар в традиционных костюмах, сделанные в интерьерах и на улицах. Они неоднократно использовались при создании временных выставок РГБИ: «Бахчисарай на рубеже двух эпох. Фотографии 1916–1920-х гг. из собрания Российской государственной библиотеки искусств» (2013г./ URL –http://liart.ru/ru/news/150/; «Памятники Бахчисарая в объективе фотокамеры, 1910-е» (2017г.).
Александр Александрович Фомин скончался 11 декабря 1929 г., спустя несколько месяцев после его увольнения из ГИМ как одного из «социально чуждых» сотрудников музея. Похоронен на Введенском кладбище в Москве (место захоронения установлено Т.А. Мордкович в 2012 г.).
В 2019 г. сотрудники РГБИ подготовили к публикации две автобиографии А.А. Фомина, составленные им самим в 1904 и в 1928–1929 гг. Последний документ дополнен рукописью «Мои заключения» завершающейся следующими словами: «На 61-от году жизни, на 41-ом году работы я имею сказать, что, начиная с нянчившего меня деда – бывшего крепостного – и кончая бурей современной революции, – много интересного, много красивого, много безобразного, много бьющего ключом стихийных сил – видел и пережил я. Не смутившись, не изменив заветам преданнейших родине отца и матери, не уступив добровольно ни единой пяди позиций ни в одной из жестоких схваток с врагами просвещения, искусства и науки, я шел твердым шагом не покладая рук в работе <…> я спокойно кончаю свой долгий и нелегкий путь, уступая, в свою очередь, дорогу тем, кто честно будет работать на пользу новой России».
Пронзительные фразы, и, кажется, вместе с Фоминым их могли бы повторить все поборники русского просвещения, рожденные в 1860-е гг., – удивительное поколение, обреченное на подвижничество песней умирающего поэта: «Сейте, разумное, доброе, вечное».
В списке не указаны архивные материалы – личные фонды современников, коллег и друзей А.А. Фомина, с которыми он состоял в переписке.
Биографика СПбГУ. URL– https://bioslovhist.spbu.ru/person/439-fomin-aleksandr-aleksandrovich.html
На руинах Солдайи археологические экспедиции. URL– http://kimmeria.com/crimea/surozh_history_14_2.htm
«Бахчисарай на рубеже двух эпох. Фотографии 1916–1920-х гг. из собрания Российской государственной библиотеки искусств». URL– http://liart.ru/ru/news/150/
Бахчисарай на рубеже двух эпох. Фотографии 1916–1920 гг. URL– https://www.liveinternet.ru/users/3780265/post365122922
Выставка «Памятники Бахчисарая в объективе фотокамеры, 1910-е» (2017 г.). URL– http://liart.ru/ru/pages/concerts/24032017/
Выставка «Александр Фомин. Портрет на фоне Библиотеки» (2018 г.). URL– http://liart.ru/ru/news/1555/
Вечер памяти основателя и первого директора библиотеки Александра Фомина в РГБИ. URL– http://liart.ru/ru/news/1971/
Презентация выставки «Династия Фоминых: архитекторы и художники». URL– http://liart.ru/ru/gallery/show/3/
В описи даны германизированные географические названия периода Российской империи, которыми пользовался А.А. Фомин (о-в Руно – совр. эст. Рухну); на выставках и в публикациях мы даем общепринятый эстонский вариант.
Шведы
№ 1491 – Предметы мужской, женской и детской одежды; украшения, домашняя утварь, принадлежности охоты и рыболовства, земледельческие орудия, предметы женских и мужских ремесел, средства передвижения, детские игрушки. Включала 85 предметов, сохранилось 67. Лифляндская губ., о-в Руно. Сбор 1908 г. Шведы
На основании научной атрибуции было установлено, что предметы, полученные из Музея народов СССР (Москва) и вошедшие в сборную коллекцию РЭМ (№ 8762), были приобретены под руководством А.А. Фомина в ходе экспедиции.
№ 8762-31062–31070; 31081–31129/1,2; 31089–31099/1,2; 31124–31129/1,2 – Комплексы мужской, женской и детской одежды. Включает 22 предмета. Лифляндская губ., о-в Руно. Сбор 1908 г. Шведы
Шведы
№ 1290 – Предметы мебели, рыболовного оборудования, домашней утвари, оружие, одежда для взрослых и детей, обувь. Включала 59 предметов, сохранилось 58. Лифляндская губ., о-в Руно. Сбор 1908 г. Шведы.
Крымские татары
РГБИ. Ф. 18776–18852. Фотографии 1916 г. Архитектура, жилище, сакральные памятники, антропологические типы, народный костюм. Включает 77 №№. Дата поступления: 1920 гг. из собрания А.А. Фомина. Дар А.А. Фомина и С.В. Фоминой. Крым, Бахчисарай. Крымские татары. (см. сайт РГБИ: URL– http://opac.liart.ru/request ББК: 85.87-2(2). С. 71–76; №№ 1105