Главная: Коллекции и экспозиции: Собиратели: Арепьев Николай Федорович
Автор: М.Л. Засецкая, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии народов Северо-Запада и Прибалтики
Арепьев Николай Федорович – дворянин, писатель (лит. псевд. Богородичанин; Н. А.; Репьев, А.; Феодорович, Н.; Шале; Экуте и др.), педагог (воспитатель, учитель истории и географии), член Археологического института и Общества землеведения при Санкт-Петербургском университете может быть назван одним из основоположников отечественного краеведения и теоретиков развития эко-этнотуризма в России.
Н.Ф. Арепьев родился 1 мая 1852 г. в Могилевской губ. в семье обедневших дворян. Примечательным фактом его биографии является то, что его отроческие воспоминания связаны с Прибалтийским краем: начальное школьное образование он получил в Александровском уездном училище г. Риги, куда его отец был переведен по службе. Затем мальчик поступил в реальную гимназию в г. Вильно (Вильнюс), которую и закончил в 1871 г. Подобно многим юношам, по завершению среднего образования, Арепьев устремился в Санкт-Петербург на поиски своей судьбы. К сожалению, ему не удалось поступить на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, хотя некоторое время он посещал лекции как вольнослушатель. В 1872 г. Арепьев, который не мог рассчитывать на поддержку родственников и был вынужден содержать себя сам, устроился воспитателем в семью начальника Балтийский броненосной эскадры генерал-адъютанта Г.И. Бутакова. Так началась его педагогическая деятельность, которой он посвятил всю свою жизнь.
Спустя шесть лет, в 1878 г., Николай Федорович получил должность преподавателя в Петербургской земледельческой колонии для малолетних преступников; с 1879 по 1881 г. служил воспитателем в отделении малолетних преступников Петербургского тюремного комитета. Именно в этот период его начинают интересовать вопросы, связанные с методикой преподавания, организацией учебного процесса и народного образования в целом. Свои идеи и размышления он излагает в статьях, которые регулярно публикуются в петербургской периодической печати («Русская жизнь», «Неделя», «Речь», «Голос» и др.), а также в специализированных педагогических изданиях – «Естествознание и география», «Русская школа», «Образование», «Вестник воспитания», «Народная школа».
В ноябре 1881 г. Николая Федоровича пригласили на работу воспитателем в пансион при 3-й Санкт-Петербургской гимназии. В 1884 г. он выдержал экзамен на звание учителя географии и истории и был зачислен в штат гимназии как воспитатель и преподаватель истории и географии в младших классах. За время своей службы в гимназии, которая продолжалась до 1915 г., Арепьев был награжден орденами Святой Анны (1895) и Станислава 2-й степени (1900), а в 1910 г. удостоен звания статского советника. Тогда же ему была назначена государственная пенсия «за 25-летнюю службу по ведомству Министерства народного просвещения». Наиболее полно биография Н.Ф. Арепьева, его научно-просветительская и педагогическая деятельность раскрыты в статье С.В. Степанова «Петербургский педагог, краевед Н.Ф. Арепьев и его “Путеводители по окрестностям Петербурга”».
Многолетнее серьезное изучение локально краеведческой истории привело Арепьева к необходимости освоение начал археологии, этнографии и документальной фотографии. В 1900 г. он прослушал курс лекций Археологического института и в 1902 г. стал его сотрудником. Но еще в 1899 г. им был испрошен Открытый лист на раскопки «шведских могил» в д. Заозерье и остатков монастыря на Черном озере (Яблоницкая вол. Лужского у.). Известно, что в летние сезоны 1900 и 1901 гг. он продолжил свои археологические исследования на территории Лужского у. Характерно, что «поданный в ИАК отчет о работах представляет собой практически законченное историческое исследование с проработанной и снабженной справочным аппаратом вводной частью, содержащее большое количество сведений этнографического характера, местных легенд и преданий, однако описания раскопок были даны весьма кратко и не содержат ни планов исследованных погребальных сооружений, ни зарисовок найденных вещей» (Соболев 2016. С. 241).
В 1910 г Арепьев обращается к заведующему отделом Этнографического отдела Русского музея Н.М. Могилянскому с предложением о сотрудничестве и сборе этнографических материалов по культуре шведского населения о-ва Вормс (от нем. –Worms; швед. Ormsö, Вормси– эст. Vormsi), где он, согласно собственным заверениям, проводил летние сезоны. Трудно точно определить год, когда Арепьев впервые посетил этот остров. Но если судить по дате «1904 г.» – на титульном листе его рукописи «Остров Вормс и его обитатели шведы», то впервые Арепьев прибыл на этот остров не позже 1904 г. Работая на острове в «летние сезоны» (1906–1911) как географ и археолог, Н.Ф. Арепьев успел познакомиться с его историей, природными ресурсами, флорой, фауной, системой земледелия и укладом жизни и хозяйства островитян, со многими из которых у него установились, по-видимому, доверительные отношения. Это становится очевидным не только при чтении вышеуказанной рукописи, но и при знакомстве с его вещевыми и фотоиллюстративными материалами. Детская одежда, в том числе крестильная, свадебные и «смеретяные» (смертные) головные уборы, кукла, рождественские «короны» из соломы для убранства жилища – вещи, которые редко отдают чужому приезжему человеку.
Следует отметить, что особенностью экспедиции 1911 г. была ее тщательная подготовка, о чем свидетельствует тот факт, что Арепьеву были ассигнованы средства не только на приобретение экспонатов, но и на оборудование небольшой экспедиционной фотолаборатории.
В результате благодаря Н.Ф. Арепьеву ЭО (ныне Российский этнографический музей, РЭМ) стал обладателем историко-этнографических памятников по культуре шведов о-ва Вормс, аналогу которому в Российской Федерации нет.
Уникальность собрания Арепьева обусловлена не только этнической принадлежностью («островные шведы Эстонии»), но также своим составом, который демонстрирует комплексный подход к сбору материалов по народной культуре, включающих вещевые коллекции, научно-вспомогательные материалы (утрачены) – модели крестьянской усадьбы (дом, рига, скотный двор, баня, овин, колодец, кладовая), различных типов жилых и хозяйственных построек – курной избы, мельницы, изготовленных местным мастером Г. Яхансеном (АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 18, Л. 14–14об); фотографии (РЭМ 2578 – всего 89 номеров), а также первый рукописный вариант краеведческого очерка «Остров Вормс и его обитатели шведы» (1904–1912), который с небольшими стилистическими изменениями был опубликован в 1914 г.
Учитывая особенность регистрации в нач. ХХ в., а именно последовательность расположения экспонатов внутри коллекций по типу предметов: юбки, куртки, штаны, чулки и т.д., огромную роль в атрибуции костюмов сыграли фотографии Арепьева (РЭМ 2578-1–20), где представлены антропологические типы местных шведов разных половозрастных групп в «старинных праздничных» и повседневных одеждах. В процессе работы по сопоставлению вещевых и фотоиллюстративных материалов в 1990-е гг. удалось реконструировать комплексы народных костюмов: мужской старинный празднично-обрядовый, включающий весенне-осенний и зимний варианты (РЭМ 2992-6, 8, 11, 32–34, 42, 69, 70); разновидности женского костюма – повседневный, праздничный, весенне-осенний, зимний, костюм горничной (РЭМ 2992-1, 14, 15, 22, 25, 26, 35, 36, 64, 94); варианты детских комплексов одежды на ребенка от младенчества до 5 лет – платья, передник, нагрудник (РЭМ 2992-19, 20ав, 23, 24, 37), чепчики (РЭМ 2992-56–60), в том числе крестильные (РЭМ 57, 58), рукавицы, носки, чулки (РЭМ 2992-83, 87, 90, 92); костюм мальчика 7–8 лет – безрукавка, пиджак, штаны с лифом (РЭМ 2992-4, 9, 10).
В культурологическом аспекте собрание Н.Ф. Арепьева – единственный пример «русского взгляда» на культуру островных шведов Эстонии. Своеобразие данного «стороннего» видения нашло отражение и в комплектовании предметов, выборе сюжетов для фотосъемки, и, конечно, в текстах рукописи. Более того, благодаря снимкам и текстам, вещи, приобретенные Арепьевым, обретают многомерность, отражая тем самым суть понятия «этнографический предмет», его реальную и символическую функции в этнической культуре. Вместе взятые, материалы экспедиции 1911 г. создают достоверный и одновременно художественно-эмоциональный образ народа, культуры, окружающего его мира.
Сквозной темой в собрании Н.Ф. Арепьева является «этнография детства», волнующая его лично, особенно в аспекте духовно-нравственного воспитания и религиозной социализации молодежи в целом. С этой темой прямо или косвенно связаны многие другие тематические группы памятников в его собрании: семейная и календарная обрядности, народные верования, традиционные домашние ремесла, народный костюм, история местной религиозной и музыкальной культуры.
Деятельность Арепьева как корреспондента ЭО не ограничилась экспедиционно-собирательской работой на о-ве Вормс. По просьбе Н.М. Могилянского в 1911 г. он посетил также о-в Руно (швед. Runö, эст. Ruhnu) и доставил оттуда одну, собранную кем-то неизвестным, небольшую коллекцию предметов одежды местного шведского населения (РЭМ 2991 – всего 21 номер), сделав при этом несколько фотографий мальчика и мужчины в народных костюмах (РЭМ 2579–1, 2).
В 1912 г. по поручению ЭО Арепьев отправился в Уфимскую губ., где им были собраны коллекции (169 экспонатов) по этнографии русских и марийцев (РЭМ 2957, 2960, 2966, 2967; АРЭМ. Ф.1. Оп. 2. Д. 18. Л. 23–34).
Весь огромный и разносторонний опыт в области педагогики и краеведения Н.Ф. Арепьев суммировал в своих трудах, посвященных развитию экскурсионных центров и программ, методических кабинетов, которые можно назвать прообразами современных краеведческих музеев. Впервые он обратился к проблеме общеобразовательных экскурсий для средней школы еще в кон. XIX в., а последняя работа по этой теме была опубликована в 1917 г. «Одной из новаторских идей Арепьева стало предложение устраивать специальные комнаты для экскурсантов при Народных домах, построенных к 300-летию дома Романовых <…> В домах должны были оборудовать залы для заседаний местных обществ, собрать коллекции древностей и справочные материалы о России и местности (краеведческие коллекции). Предполагалось, что при домах будут оборудованы комнаты для проживания экскурсантов, а в этих комнатах будут работать местные деятели — знатоки края, которые будут составлять экскурсионные маршруты». (Степанов, 2018, С. 67, 68). По мысли Арепьева, необходимо было развивать три основных вида экскурсий: «1) естественноисторические или природно-географические (для младших школьников); 2) гуманитарные, культурно-образовательные (старшие классы); 3) религиозно-нравственные. Каждая экскурсия должна иметь определенную цель, дисциплинированность, обязательность ее как для учащихся, так и педагогов» (Степанов, 2018, С. 66, 67, 68).
После революции 1917 г. Николай Федорович продолжил свою деятельность на педагогическом поприще. Известно, что, начиная с 1921 г. он преподавал на общеобразовательных курсах, организованных при Доме просвещения им. А.И. Герцена (ныне библиотека им. А.И. Герцена межрайонной ЦБС им. М.Ю. Лермонтова). В 1923 г. участвовал в подготовке 100-летнего юбилея 13-й советской трудовой школы (бывшей 3-й гимназии). По мнению его основного биографа, С.В. Степанова, скончался Н.Ф. Арепьев не ранее 1934 г. Обстоятельства и причины его смерти, как и место захоронения в настоящее время, неизвестны.
АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 17 – «Остров Вормс и его обитатели шведы». 1904–1912 гг.
АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 18 – Переписка с Н.М. Могилянским; списки коллекций 1911–1912 гг.
ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом). Ф. 377. Оп. 7. Д. 196 – Письма Венгерову Семену Афанасьевичу с приложением автобиографических сведений, 1889–1905.
НА ИИМК РАН, РО. Ф. 1. Оп. 1. 1899. Д. 150 – По ходатайству Н. Ф. Арепьева о разрешении ему раскопок в Лужском уезде Санкт-Петербургской. губ.
ИИМК РАН, РО. Ф. 1. Оп. 1. 1900. Д. 119 – О раскопках г. Статского сов. Н. Ф. Арепьева в Лужском уезде СПб губернии.
ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 45686. Л. 16 – Николай Николаевич Арепьев, 1906.
ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп.1. Д. 15908. Л. 6об – О назначении пенсии воспитателю при пансионе С.-Петербургской 3-ей гимназии ст. сов. Николаю Арепьеву, 1909–1910.
Шведы, эстонцы
В описи даны германизированные географические названия периода Российской империи, которыми пользовался Н.Ф. Арепьев (о-в Вормс – совр. эст. Вормси; Гапсальский у – Хаапсалуский р-н – с 1991 г. у. Ляэнемаа; Гулло – Хулло, Фелларне – Фелларна, Керслет – Керслети, Норбю – Норрбю, Рельбю – Ряльбю; большая часть шведских названий поселений осталась без изменений); на выставках и в публикациях мы даем общепринятый эстонский вариант.
№ 2991 – Предметы мужской и женской одежды, обувь. Включала 23 предмета, сохранилось 20. Лифляндская губ., Эзельский у., о-в Руно. Сбор 1911 г. Шведы.
№ 2992 – Мужская, женская, детская одежда, обувь, головные уборы, кукла, постельные принадлежности, образцы тканей, украшения. Включала 146 предметов, сохранилось 118. Эстляндская губ., Гапсальский у., о-в Вормс, села Гулло, Фелларне, Рельбю, Борбю, Керслет, Дибю, Седербю, Норбю, Олай, Фёрбю, Саксбю. Сбор 1911 г. Шведы, эстонцы (?).
№ 2993 – Музыкальные инструменты. Включала 4 предмета, сохранилось 3. Эстляндская губ., Гапсальский у., о-в Вормс, села: Румпо, Рельбю, Бусбю. 1911 г. Сбор 1911 г. Шведы.
№ 2994 – Предметы, характеризующие основные занятия: земледелие, животноводство, рыболовство, охоту, традиционные ремесла; мебель, утварь, предметы убранства жилища. Включала 82 предмета, сохранилось 70. Эстляндская губ., Гапсальский у., о-в Вормс, села Гулло, Фелларне, Рельбю, Борбю, Бусбю, Дибю, Седербю, Норбю, Олай, Фёрбю. Сбор 1911 г. Шведы, эстонцы (?).
№ 2995 – Сельскохозяйственные орудия, предметы для обработки льна, шерсти; ткацкий стан. Включала 24 предмета, сохранилось 20. Эстляндская губ., Гапсальский у., о-в Вормс, села: Гулло, Фелларне, Борбю, Седербю, Керслет, Рельбю. Сбор 1911 г. Шведы, эстонцы (?).
№ 2960 – Утварь, мебель, предметы женских и мужских (столярное, плотницкое, сапожное) ремесел, лапти, упряжь. Включала 86, сохранилось 74. Уфимская губ., Уфимский у., г. Уфа, дд. Рязановка, Сергиевская Мамка. Сбор 1912 г. Великороссы / Русские.
№ 2966 – Посуда, утварь, освещение, очажная утварь и приспособления, фрагменты средств передвижения. Включала 32 предмета, сохранилось 22. Уфимская губ., Уфимский у., с. Иглино, Благовещенские заводы. Сбор 1912 г. Великороссы / Русские.
№ 2967 – Мужская, женская одежда, текстиль, украшения. Включала 50 предметов, сохранилось 48. Уфимская губ., Уфимский у., д. Кривуши, Благовещенские заводы. Сбор 1912. г. Великороссы / Русские.
№ 2957 – Утварь, обувь. Включала 7 предметов, сохранилось 5. Уфимская губ., Уфимский у., д. Верхние Изяки. Сбор 1912 г. Черемисы / Марийцы.
Шведы, эстонцы
№ 2578 – Поселение, жилище, антропологические типы, одежда, основные занятия. Включает 89 фототпечатков и 59 негативов.
Эстляндская губ., Гапсальский у., о-в Вормс. Сбор 1911 г. (поступ. 1912 г.). Шведы.
№ 2579 – Мужской и детский комплексы одежды. Включает 4 фотоотпечатка и 2 негатива. Лифляндская губ. Эзельский у., о-в Рюно. Сбор 1911 г. (поступ. 1912 г.). Шведы.
№ 2580 – Женские типажи. Включает 2 фототпечатка. Эстляндская губ., Гапсальский у. Сбор 1911 г. (поступ. 1912 г.). Эстонцы.