Главная: Коллекции и экспозиции: Собиратели: Адрианов Александр Васильевич
Автор: С.В. Романова, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока
Адрианов Александр Васильевич за письменным столом.
Фото с сайта мемориального музея «Следственная тюрьма НКВД».
URL: https://nkvd.tomsk.ru/researches/passional/adrianov-aleksandr-vasilevich/
Адрианов Александр Васильевич – известный исследователь Монголии, Южной и Западной Сибири, Средней Азии, путешественник, географ, археолог, этнограф, публицист, общественный и политический деятель. Его многогранная деятельность, сопряженная со всеми тяготами верховых путешествий по степям и горной тайге кон. XIX – нач. ХХ в., обогатила гуманитарное знание новыми данными о традиционной культуре целого ряда народов, а отечественные музеи прекрасными материальными свидетельствами, в этот период уже начавшими уходить в прошлое.
Родился в 1854 г. в слободе Белозерской Курганского округа Тобольской губ. в семье священника. С 1864 г. учился в Тобольской губернской классической гимназии, считавшейся одной из лучших в Сибири. В 1874 г. Адрианов поступил в Петербурге в Медико-хирургическую академию, откуда на следующий год перевелся в Петербургский университет, на второй курс естественного отделения физико-математического факультета. Прослушав курс и сдав экзамены досрочно, в 1879 г. был утвержден в ученой степени кандидата. Огромное влияние на дальнейшую судьбу Адрианова оказала его встреча в Петербурге с лидерами сибирского областнического движения Николаем Михайловичем Ядринцевым и Григорием Николаевичем Потаниным, вернувшимися из ссылки. Уже в студенческие годы он осваивает искусство фотографии и начинает самостоятельные научные изыскания: совершает поездки по р. Волхов с целью поиска трилобитов — вымерших окаменелых морских членистоногих, а также проводил сбор этнографических материалов в Козьмодемьянском у. Нижегородской губ. Знание анатомии, полученное в Медико-хирургической академии и Университете, пригодилось ему при раскопках древних погребений.
После окончания Петербургского университета в 1879 г. являлся членом-сотрудником Императорского Русского географического общества. 1879–1881 гг. – участник монгольского путешествия Г.Н. Потанина, затем самостоятельно совершил экспедиции в Минусинский край, Туву, на Алтай, по результатам которых был удостоен наград ИРГО. Первым описал курган Аржан в Туве, раскопки которого впоследствии стали археологической сенсацией. С 1887 г. – секретарь Томского губернского статистического комитета, с 1889 г. сотрудник Главного управления акцизных сборов. В 1907 г. стал руководителем Музея археологии и этнографии Императорского Томского университета. Автор работ по археологии и этнографии народов Южной Сибири. Редактор и автор ряда сибирских периодических изданий – «Сибирь», «Восточное обозрение» и др. Со дня основания сотрудничал с «Сибирской газетой», издававшейся в Томске с 1881 по 1888 гг. Активный сторонник областнического движения, пропагандист его идей. Во время жизни в Томске А.В. Адрианов вел раскопки древнего могильника на окраине города, написал справочную книгу «Г[ород] Томск в прошлом и настоящем», организовывал лекции, выставки, популяризировал этнографические знания в среде томской общественности.
Собирательской деятельностью начал заниматься еще до образования Этнографического отдела Русского музея императора Александра III (ЭО). Одна из его коллекций, собранная во время путешествия 1881 г. на Алтай и за Саяны, отражающая отдельные стороны традиционной культуры тувинцев и северных алтайцев, поступила в ИРГО, а затем в 1905 г. была передана в ЭО РМ. В 1883 г. Адрианов совершил путешествие в верховья р. Абакан к истокам р. Томь совместно с Д.А. Клеменцем, с которым сотрудничал и состоял в переписке многие последующие годы. Перу А.В. Адрианова принадлежат работы, опубликованные в специальном номере Известий ВСОИРГО, посвященном Д.А. Клеменцу: «Литературные труды Д.А. Клеменца (1884–1910 гг.)», написанная совместно с И.И. Серебренниковым, и «Памяти супругов Клеменц». В последней он так характеризует деятельность Д.А. Клеменца в качестве руководителя ЭО РМ: «Около десяти лет он находился здесь, организуя сборы коллекций и руководя работами по их описанию и регистрации… Организационная деятельность его была весьма значительна. Памятниками ея останутся весьма хорошо разработанная (хоть и не полная) «программа для собирания этнографических памятников», составляющая книжку около 50 страниц, и та обширная переписка, которую он вел с коллекторами».
В конце 1887 и летом 1888 г. Адрианов совершил поездки в Нарымский край на р. Васюган, к остякам (хантам). В этот же период собирателю удалось поработать среди селькупов. От этой поездки сохранились две уникальные фотоколлекции, являющиеся наиболее ранней визуальной фиксацией традиционной культуры этих народов. Вместе с Д.А. Клеменцем являлся одним из организаторов так называемой Сибиряковской экспедиции в Якутию. Эта экспедиция, предпринятая на средства И.М. Сибирякова в 1894–1896 гг., явилась крупнейшим научным событием того времени.
В 1890 г. Адрианов с семьей (жена – Анна Ефимовна Калмыкова (в девичестве Игнатова) и семерыми детьми) переехал в Минусинск, где передал в местный музей свои коллекции. Тогда же началась его служба в Управлении акцизными сборами Восточной, а затем и Западной Сибири. В 1896 г. делал фотоснимки для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде, к участию в которой Минусинский музей получил приглашение. Принимал участие в переписи населения России в 1897 г., за что был награжден памятной медалью. Среди учителей, занимавшихся с детьми Адрианова, были и политссыльные, отбывавшие срок в Минусинске. Старшему сыну Александру, давал уроки Г.М. Кржижановский, старшей дочери Марии преподавал Ф.Я. Кон, которому Адрианов впоследствии активно помогал в организации экспедиции в Урянхайский край (Туву), входивший в тот период времени в состав Китайской империи.
С 1899 по 1901 гг. Адрианов служил в Иркутске, а затем был переведен старшим ревизором Енисейского акцизного управления в Красноярск. В этот период он занимался исследованием петроглифов Енисея. В январе 1901 г. был избран на должность правителя Красноярского подотдела ВСОРГО, а также консерватором городского музея. С 1904 г. собирал материалы о каменных изваяниях для Исторического музея в Москве и являлся одним из активнейших корреспондентов ЭО.
Основная собирательская деятельность А.В. Адрианова для ЭО проходила с 1904 по 1913 гг. среди хакасов. За это время им было приобретено для музея 17 коллекций, насчитывающих в общей сложности 763 номеров, 923 предмета, которые охватывали практически все сферы традиционной культуры народа: мужская и женская одежда и обувь, украшения и аксессуары костюма, выкройки, образцы вышивок, предметы хозяйственной деятельности и домашняя утварь, конское снаряжение и другие средства передвижения, предметы культа и детского воспитания, музыкальные инструменты. Среди приобретенных им экспонатов есть и такие, которые уже в начале ХХ в. выходили из употребления, а термины, их обозначающие, исчезали из разговорной речи.
Переписка А.В. Адрианова с руководством ЭО «о собирании этнографических материалов нерусских народов Енисейской губ. Минусинского у.» продолжалась более 10 лет (с 1904 по 1915 г.). Большую часть документов этого периода составляют переписка с Д.А. Клеменцем, описания коллекций, счета. В переписке большое место уделено вопросам организации собирательской деятельности, вырабатываются основные принципы фиксации информации о предмете. В одном из писем Адрианов отмечает: «…две эти вещи – покупку предметов и их описание и регистрацию – я считаю неотделимыми». Экспонаты, собранные А.В. Адриановым, отличаются высоким уровнем атрибуции: предметы тщательно описаны, приводится местное название, точно указывается место сбора, вплоть до улуса, зафиксирована этнографическая группа и нередко личность владельца. Собиратель часто указывал на трудность приобретения многих экспонатов. Например, он писал, что местное население неохотно продает предметы с использованием бус, перламутровых пуговиц, раковин каури. Он обращался к Клеменцу и его жене с просьбой выслать ему их для обмена с хакасами. Его просьбу удовлетворили, и вещи для музея были приобретены.
Кроме формирования фонда ЭО по хакасской культуре, в бытность его акцизным ревизором Томского и Семипалатинского округов в Семипалатинской и Акмолинской обл., собирал коллекции у казахов и русских-старообрядцев, а также в Восточном (Китайском) Туркестане. Его коллекция хотанских ковров является уникальной и признана ценностью мирового значения.
Не менее редкостными являются фотоколлекции А.В. Адрианова по селькупам.
В 1913 г. за поддержку в газете «Сибирская жизнь» стачки приказчиков фирмы Второва Адрианов был уволен в отставку, отдан под гласный надзор полиции и в административном порядке выслан в Минусинск. В марте 1917 г. возвратился в Томск.
После революции А.В. Адрианов, всегда занимавший активную жизненную и политическую позицию и придерживавшийся идеологии эсэров, поддержал правительство А.В. Колчака. В 1917–1919 гг. являлся редактором газеты «Сибирская жизнь», которая выходила в Томске и выступала в качестве идейного противника советской власти. 22 августа 1919 г. он опубликовал антибольшевистское воззвание Г.Н. Потанина. Отказавшись от идеи эмиграции в Китай, 22 декабря 1919 г. был арестован по обвинению в антисоветской деятельности. Приговорен к расстрелу органами Томской уездной чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности. Приговор приведен в исполнение 7 марта 1920 г. Его старший друг и учитель Г.Н. Потанин пережил его на несколько месяцев. По свидетельству современников, Григория Николаевича не стало в тот день, когда до него донеслось известие о гибели Александра Васильевича Адрианова.
АМАЭСТГУ (Архив Музея археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета). – Фонд А.В. Адрианова.
АММ (Архив Минусинского музея). Оп. 1, ед. хр. 14.
АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 4. – Переписка со старшим ревизором акцизного управления А.В. Адриановым о собирании этнографических материалов нерусских народов Енисейской губ. Минусинского уезда; описи и описания коллекций.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 48а. – Журнал заседаний совета Этнографического отдела за 1920–1924 гг.
ГАОО (Государственный архив Омской области). Ф. 86. Оп. 1. Д. 12.
РГАЛИ (Российский Государственный Архив литературы и искусства). Ф. 381. Оп. 2. Д. 7. – Потанин Григорий Николаевич (1835–1920) – этнограф, фольклорист, исследователь Китая, Монголии, Сибири.
Казахи
№ 1037. – Компоненты костюма, интерьера, конского снаряжения. Включает 10 предметов. Семипалатинская обл. Сбор 1906 г.
№ 2402. – Компоненты традиционного костюма. Включала 10 предметов, сохранилось 9. Акмолинская обл., Омский у., Покровская вол. Сбор 1909 г.
Русские
№ 2699. – Компоненты традиционного костюма. Включает 9 предметов. Семипалатинская обл., Зайсанский у., Кальджировская вол., пос. Чанбыбулак; Усть-Каменогорский у., Риддерская вол., д. Бутачихи. Сбор 1912 г. Русские (великорусы-поляки – старообрядцы).
№ 2720. – Элементы костюма. Включает 2 предмета. Томская губ., Змеиногородский у., д. Екатериновка. 1912 г.
Тувинцы, северные алтайцы
№ 720. – Предметы охоты, табакокурения, культа. Включала 32 предмета, сохранилось 31. Томская губ., Кузнецкий окр.; Китайская империя, Урянхайский край. Сбор 1881 г. Северные алтайцы (черневые татары), тувинцы (сойоты)
Уйгуры (?)
№ 1045. – Ковры. Включает 13 предметов. Восточный (Китайский) Туркестан, г. Хотан (Юй-Тянь). Сбор 1906 г.
Хакасы
№ 600. – Предметы культа, компоненты мужского и женского костюма, предметы табакокурения, детского воспитания, ремесла (деревообработка, обработка растительных волокон), утварь, средства передвижения. Включала 139 предметов, сохранилось 118. Енисейская губ., Минусинский у. Сбор 1904 г. Хакасы-качинцы
№ 733. – Орудия рыболовства. Включала 58 предметов, сохранилось 32. Енисейская губ., Минусинский у. Сбор 1904 г. Хакасы-качинцы
№ 1263. – Компоненты традиционного костюма и интерьера, предметы табакокурения, орудия скотоводства и охоты, предметы детского воспитания. Включала 122 предмета, сохранилось 104. Енисейская губ., Минусинский у. Сбор 1907 г. Хакасы-качинцы и сагайцы
№ 1277. – Средства передвижения, атрибуты шаманского культа, предметы скотоводства, охоты, детского воспитания, утварь. Включала 66 предметов, сохранилось 53. Енисейская губ., Минусинский у. Сбор 1907 г. Хакасы-качинцы и сагайцы
№ 1279. – Компоненты мужского и женского костюма, музыкальные инструмент, средства передвижения, предметы табакокурения. Включала 34 предмета, сохранилось 29. Енисейская губ., Минусинский у. Сбор 1907 г. Хакасы-качинцы и сагайцы
№ 1282. – Модели традиционного жилища, образцы вышивок, предметы шаманского культа. Включала 66 предмета, сохранилось 43. Енисейская губ., Минусинский у. Сбор 1906 и 1907 гг. Хакасы-качинцы и сагайцы
№ 1288. – Украшения, предметы табакокурения. Включала 20 предмет, сохранилось 3. Енисейская губ., Минусинский у. Сбор 1908 г. Хакасы-качинцы и сагайцы
№ 1600. – Трафареты для вышивок различных деталей костюма. Включала 104 предмета, сохранилось 97. Енисейская губ., Минусинский у. Сбор 1910 г. Хакасы-качинцы и сагайцы
№ 2101. – Трафареты для вышивок различных деталей костюма. Включает 62 предмета. Енисейская губ., Минусинский у. Сбор 1908 г. Хакасы-сагайцы
№ 2102. – Трафареты для вышивок различных деталей костюма. Включает 10 предметов. Енисейская губ., Минусинский у. Сбор 1908 г. Хакасы
№ 2103. – Трафареты для вышивок различных деталей костюма. Включает 28 предметов. Енисейская губ., Минусинский у. Сбор 1908 г. Хакасы
№ 2403. – Компоненты мужского и женского костюма, женские украшения, трафареты для вышивок, предметы интерьера и табакокурения, утварь, средства передвижения, принадлежности охоты. Включала 121 предмета, сохранилось 104. Енисейская губ., Ачинский у. Сбор 1910 г. Хакасы-кызыльцы
№ 2524. – Атрибуты шаманского культа. Включает 6 предметов. Енисейская губ., Минусинский у. Сбор 1909 г. Хакасы-сагайцы
№ 2536. – Украшения, предметы обработки волокон животного происхождения. Включает 2 предмета. Енисейская губ., Минусинский у. Сбор 1909 г. Хакасы-сагайцы
№ 2537. – Атрибуты шаманского культа, предметы табакокурения. Включает 4 предмета. Енисейская губ., Минусинский у. Сбор 1909 г. Хакасы-сагайцы
№ 2538. – Атрибуты шаманского культа. Включала 75 предмета, сохранилось 70. Енисейская губ., Ачинский и Кизыльский у. Сбор 1909 г. Хакасы-кызыльцы
Кроме хакасских вещевых материалов, хранящихся в фондах РЭМ, папка (шифр I D / 105; № 4592) с трафаретами качинских вышивок (20 таблиц), собранных в 1903 и 1904 гг. хранится в библиотеке РЭМ.
Фотоколлекции
Селькупы
№ 3955. – Типы, групповые портреты, виды, поселения, жилища, хозяйственные постройки, средства передвижения. Всего 13 предметов. Томская губ., Нарымский край. Фотосъемка 1888 г.
Хакасы
№ 1050. – Фотоколлекция: рыболовство, манекен из Минусинского музея – вид спереди и сзади. Всего 4 предмета. Енисейская губ., Минусинский у. Фотосъемка 1905 г. Хакасы-качинцы.
Ханты
№ 3954. – Типы, групповые портреты, виды, поселения, жилища, охота, шаманизм. Включала 30 предметов. Томская губ., Нарымский край. Фотосъемка 1888 г.
Эвенки
№ 3956. – Типы, поселение. Включала 4 предмета, сохранилось 2. Енисейская губ., Туруханский край. Фотосъемка 1888 г.