Подойник. Грузины. Гори. Грузия. Конец XIX века

Подойник. Грузины. Гори. Грузия. Конец XIX века

Среди личных коллекций, переданных этнографическому отделу Русского музея императора Александра III Августейшим управляющим Великим князем Георгием Михайловичем, находится интересная коллекция грузинской керамики. Часть ее видимо была изготовлена не без влияния Великого князя, так как наряду с традиционными для западно-грузинского гончарства формами, в ней прослеживаются элементы западноевропейской глиптики, отмеченные только в коллекции Георгия Михайловича. 

Производство керамики - древнейшее искусство грузин. Из глины вырабатывались разнообразные по форме, размерам и назначению изделия - кувшины для вина и воды, подойники, керамические чаши и другие предметы домашней утвари. Форма сосудов была настолько устойчивой, что фабричная продукция долго не могла их вытеснить из быта. В большой степени это относится к столовой утвари, а именно к сосудам для вина и воды. 

Традиционный грузинский стол с его издавна сложившимся ритуалом - не просто совместная трапеза, но какая-то очень важная сторона духовной жизни народа. Этот обычай, сохранившийся до наших дней, пришел из истории, из времен зарождения нации и он требует не только особых песен, тем разговора, но и особого набора столовой утвари. 

Сосуды для вина по своему назначению делятся на два вида: индивидуальные - для каждого участника застолья и общие - для сервировки стола. 

Древние считали винный сосуд хранителем тайн бытия, вместилищем человеческой души, поэтому большинство кувшинов имеет антропоморфную форму, отдельные части носят названия - тулово, плечики, горло, ручки. К антропоморфным сосудам относится большинство общих сосудов, служащих для сервировки стола. Они имеют различные названия, в зависимости от емкости и сочетания конструктивных элементов