КРУГОВРАЩЕНИЕ МАЙДАРИ

05.07.2019

Буддийский праздник

Ежегодно в июне – июле во всех крупных монастырях проводится Майдари-хурал, или Круговращение Майдари (Майтреи) – будды грядущего мирового порядка. Так называется в буддизме время, которое наступит после окончания периода «правления нашим миром Будды Шакьямуни». Согласно учению махаяны, будда Майтрея пребывает на небе Тушита, проповедует там Учение (Дхарму) богам и ожидает времени, когда сможет снизойти на землю. Это время наступит, когда продолжительность земной жизни людей достигнет 84 000 лет, и миром будет править чакравартин — справедливый правитель-буддист.

Майдари-хурал является одним из самых торжественных буддийских праздников, на который в монастыри съезжаются тысячи верующих. Он начинается с праздничного молебна, во время которого ламы читают молитвенные тексты призвания, почитания и восхваления будды грядущего мирового порядка. После молебна происходит главное обрядовое действо праздника – торжественное шествие, символизирующее будущий приход Майтреи: ламы, окруженные верующими, везут вокруг территории монастыря скульптуру будды Майтреи, установленную на колеснице с впряженным в нее макетом белого слона или зеленого коня. За колесницей следуют ламы из монастырского оркестра, бьющие в барабаны и медные тарелочки, играющие на длинных трубах  и огромных гонгах, а также монахи, несущие на длинных шестах буддийские хоругви. Процессия в течение всего дня медленно движется по ходу солнца вокруг наружных стен монастыря, поочередно останавливаясь у всех четырех монастырских ворот (южных, западных, северных, восточных) для совершения служб.

После завершения шествия  монахи проводят обряд сотворения мандалы из окрашенного песка или специальных цветных порошков. Майдари-хурал продолжаеся несколько дней. В эти дни в храмах проводятся праздничные службы, во время которых монахи читают священную сутру «Поклонение и подношение Будде Майдари», 108-томное собрание Учения Будды (Ганджур).

 

Цам

Неотъемлемой частью Майдари-хурала является мистерия Цам (тибет. чам - танец), традиция проведения которой в настоящее время возобновилась в крупных буддийских монастырях Бурятии, Тувы и Калмыкии. Цам – танец мистического содержания, во время которого монахи, облаченные в костюмы и маски персонажей буддийского пантеона, с помощью символических жестов и движений представляют победу буддийского Учения  над злыми духами, жизни над смертью, добра над злом. Существует и разговорный вариант Цама с многочисленными диалогами и импровизациями.

Истоки Цама восходят к древним театрализованным мистериям Южной и Центральной Азии, а прототипами масок, по мнению ученых, являются наскальные рисунки Центральной Азии, датируемые неолитом и бронзовым веком. По легенде, история возникновения Цама относится к VIII в. н.э. и связана с великим индийским магом и проповедником Падмасамбхавой. Своего наивысшего расцвета Цам достиг в тибетской школе Гелуг, которой были присущи особая пышность и красочность культовой практики.

Для исполнения Цама каждый крупный буддийский монастырь имеет свой набор масок, костюмов и музыкальных инструментов. Буддийские монахи, исполняющие роли божеств, имеют соответствующие духовные степени. Перед Цамом в течение нескольких недель они проводят специальные службы, погружаясь в медитацию и идентифицируя себя с персонажами буддийского пантеона (докшитами, добуддийскими божествами религии Тибета бон, мифической птицей Гаруда и др.). У бурят и тувинцев наиболее популярным в народе персонажем Цама является Белый Старец – покровитель плодородия и долголетия. Обычно он  не принимает непосредственного участия в танце, а разыгрывает комические сцены, всячески развлекая публику.

Пляска лам, облаченных в фантастические костюмы и маски, собирает тысячи верующих и может длиться несколько часов. Кульминационный момент Цама –  сжигание жертв (пирамиды сор и др.), приносимых буддийским божествам - защитникам веры.  Считалось, что в ритуальном костре погибают все враги вероучения и уничтожаются препятствия на пути его распространения и торжества.